Чип-тюнинг, пожалуй, одно из самых часто повторяемых слов в разговорах автомобилистов. Недорогой способ существенно увеличить мощность двигателя привлекает всех – от владельцев ВАЗовских переднеприводников до хозяев довольно дорогих и престижных иномарок.
Чип-тюнинг что это такое и насколько он эффективен и безопасен для двигателя? Обо всем этом мы и постараемся поговорить в данной статье.
Чип-тюнинг: что это такое?
Для начала постараемся рассмотреть, откуда вообще взялось понятие чип-тюнинга автомобиля и в чем заключается данная операция. Начнем с того, что данное направление модернизации силового агрегата появилось почти сразу после выхода на рынок инжекторных моторов, где за впрыск топлива отвечает электронный блок.
Электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ) представляет собой микросхему с определенной, установленной на заводе программой. В соответствии с ней система впрыска определяет состав горючей смеси, осуществляя подачу бензина и воздуха в необходимой пропорции.
Однако автопроизводитель, разрабатывая данную программу, не ставит во главу угла максимальную мощностную отдачу мотора. Связано это с тем, что мотор, помимо определенных тяговых характеристик, должен отвечать действующим нормативам по экологичности, которые год от года ужесточаются.
Вот и приходится компаниям сознательно «урезать» параметры мощности для наилучших результатов. Кроме того, производителю крайне важно гарантировать ресурсные показатели работы двигателя на протяжении заявленного срока, что также вынуждает взвешенно подходить к «накрутке» мощности мотора.
Задачей чип-тюнинга автомобиля служит, по сути, изменение заводской настройки с целью большего обогащения смеси и, как результат, увеличения мощности. Проще говоря, мастер такого тюнинга заменяет стандартную программу управления мотором на модернизированную с помощью специального сервисного компьютера. При этом доработка программы может быть выполнена как крупной тюнинговой компанией, так и небольшим числом энтузиастов.
Условно чип-тюнинг можно подразделить на несколько типов:
- чип-тюнинг как программная доработка без внесения изменения в конструкцию автомобиля и двигателя;
- комплексная модернизация, в которой чип-тюнинг является одним из элементов доработки автомобиля;
- чип-тюнинг с частичной доработкой двигателя и системы впуска-выпуска.
Из этих разновидностей наибольшей популярностью пользуется чип-тюнинг автомобиля без какой-либо модернизации иных узлов ввиду относительной доступности процедуры. Именно о нем мы и поговорим подробнее.
Чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг двигателя без каких-либо доработок технической части заключается в перепрограммировании блока управления. За счет данной процедуры система впрыска обеспечивает подачу более обогащенной смеси, что способствует увеличению мощности.
Надо отметить, что данная процедура, помимо преимуществ в виде улучшения тяги на невысоких оборотах, а также лучшей приемистости, имеет целый ряд недостатков, о которых следует знать заблаговременно.
К недостаткам относятся:
- снижение ресурса силового агрегата ввиду увеличения нагрузок;
- больший расход топлива;
- возможные проблемы при прохождении технического осмотра, связанные с токсичностью выхлопа, которая оказывается выше заявленной производителем;
- ускоренный износ сопутствующих агрегатов (КПП и сцепления) за счет увеличения механических нагрузок;
- возможные неполадки в системе впрыска топлива и т.д.
Надо сказать, что кроме этих недостатков, имеется ряд вопросов и касательно реального прироста мощности. Связано это с рядом ограничений, к которым относится сопротивление во впускном и выпускном тракте.
На практике это значит, что реальный эффект от чип-тюнинга двигателя может быть достигнут лишь после установки воздушного фильтра с нулевым сопротивлением, а также спортивной выхлопной системы от тюнинговых компаний. Это, своего рода, минимальный набор переделок, который позволит в полной мере оценить преимущества чип-тюнинга двигателя.
Данная процедура одинаково доступна как для бензиновых моторов, так и для дизелей, а потому рассмотрим конкретные особенности чип-тюнинга каждого из этих типов моторов.
Бензинового двигателя
Чип-тюнинг бензиновых двигателей является наиболее распространенным способом их доработки с целью увеличения мощностных характеристик. Отличием данной процедуры для ДВС является необходимость перепрограммирования блока без установки новых форсунок, что сказывается на цене доработок.
Кроме того, чип-тюнинг такого рода направлен, чаще всего, на увеличение тяги мотора в зоне средних и высоких оборотов без значительного прироста крутящего момента на «низах», что проявляется, в первую очередь, при динамичных обгонах на трассе, а также ускорений со средних скоростей движения.
Дизельного двигателя
Чип-тюнинг дизеля – процедура несколько более сложная, чем в случае с бензиновым мотором. Связано это с тем, что при такой доработке нередко требуется замена ТНВД и форсунок на модификации, способные выдерживать большее давление в системе. Кроме того, чип-тюнинг дизельного двигателя направлен, в большинстве случаев, не только на прирост мощности, но и увеличение крутящего момента в диапазоне малых оборотов. Особенно это актуально для внедорожных моделей, которым, помимо динамических характеристик, важна и высокая тяговитость на бездорожье.
Оборудование для чип-тюнинга
Безусловно, проведение чип-тюнинга немыслимо без специальных программных средств. Чаще всего в качестве оборудования для чип-тюнинга используется стандартный сервисный компьютер, имеющий возможность замены прошивки ЭБУ. Выполнять работу можно и со стандартного ПК, имеющего сервисный разъем и соответствующее программное обеспечение.
Процедура тюнинга сводится к предварительной установке в компьютер нужного типа прошивки и ее инсталляции взамен штатного ПО в электронном блоке автомобиля. При этом модифицированные прошивки могут быть как изготовленными самостоятельно (такую работу осуществляет ряд программистов), так и сертифицированными версиями, которые производятся различными тюнинговыми компаниями. Последний вариант, безусловно, гораздо более предпочтителен, поскольку фирмы имеют широкие варианты тестирования прошивок и отвечают за их качество.
Программы
На сегодняшний день программ для чип-тюнинга достаточно много. Условно их можно разделить на следующие типы:
- ПО от тюнинговых компаний;
- программы, сертифицированные производителем и поставляемые «придворными» тюнинговыми ателье (ABT для Audi, AMG и Brabus для Mercedes, Alpina для BMW и т.д.);
- стороннее программное обеспечение.
По сути, предлагаемое программное обеспечение сертифицировано производителем лишь во втором случае. Увы, «придворные» тюнингеры есть далеко не у каждого автопроизводителя, а потому, выбирая программы для чип-тюнинга, имеет смысл отдавать предпочтение продукту крупных и именитых компаний, несмотря на большую его стоимость.
Чип-тюнинг своими руками
Очень часто автолюбители задаются вопросом, целесообразно ли делать чип-тюнинг своими руками, либо стоит доверить данную процедуру специалистам?
В данном случае ответ может быть однозначным – чип-тюнинг следует осуществлять в мастерских, которые обладают большим опытом в данной сфере. Конечно, при наличии компьютерного обеспечения и соответствующих навыков, можно попытаться осуществить процедуру самостоятельно, но риск в случае с новым автомобилем будет неоправданно высоким.
Если же вы твердо решили произвести чип-тюнинг своими руками, имеет смысл делать первые попытки на автомобиле со старым блоком управления, который вы планируете заменить. Связано это с тем, что некачественное ПО или сбой в работе компьютера может легко вывести ЭБУ из строя.
Кроме того, наличие «экспериментального» блока позволит вам полностью понять принцип всей процедуры и решить возможные сложности, связанные с синхронизацией программного обеспечения и электроники блока отдельно взятого автомобиля.
Возможно, вам интересно будет прочитать про прямоточный глушитель и в каких случаях он эффективен.
О том, как выбрать парктроник мы рассказывали здесь.
Об иммобилайзерах можно почитать в этой статье — https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/chto-eto-takoe-immobilajzer-v-mashine.html
Особенности модернизации разных марок автомобилей
Безусловно, чип-тюнинг разных марок автомобилей имеет свои особенности. Касаются они, в первую очередь, выбора программного обеспечения для сервисного компьютера, а также самой прошивки.
Как правило, соответствующая прошивка изготавливается компанией, специализирующейся на тюнинге автомобилей той или иной марки. К примеру, лучшим поставщиком программ для чип-тюнинга Ауди является ABT, а серьезные наработки по чип-тюнингу БМВ имеются у компании Alpina.
Впрочем, баварский производитель порой и сам предлагает возможность тюнинговой доработки своих машин в рамках так называемого М-пакета. К слову, такая же практика имеется и у других ведущих производителей автомобилей премиум-сегмента. К примеру, программное обеспечение чип-тюнинга Мерседес поставляется фирмой AMG в комплекте с иными перечнями доработок автомобиля.
В целом, с известными мировыми брендами все ясно. А как же быть владельцам отечественных автомобилей? По сути, крупные ателье данными машинами не занимаются, однако существует большое число фирм (в том числе и при автозаводах), которые предлагают ряд доработок для изделий отечественного автомобиля.
По этой причине на рынке немало предложений по чип-тюнингу ВАЗов (пожалуй, наиболее популярных авто на российском рынке). При этом имеет смысл заранее узнать о компании, которая предлагает такого рода услуги и почитать рекомендации других автовладельцев.
Отзывы
Изучение автомобильных форумов показывает, что мнения автолюбителей о результатах чип-тюнинга довольно сильно разнятся. При этом большинство владельцев авто в целом довольны результатом и пишут о существенном приросте мощности двигателя.
Впрочем, ничуть не меньше и отрицательных отзывов о чип-тюнинге, причем нередко данная процедура приводила к ускоренному износу поршневой группы мотора, что заканчивалось дорогостоящим ремонтом.
Если проанализировать все отзывы о чип-тюнинге, становится ясно, что относительно беспроблемной данная процедура бывает у тех владельцев автомобилей, которые произвели комплексные работы по модернизации, совместив чип-тюнинг с доработкой поршневой группы, а также системы впускного и выпускного трактов.
Это вполне закономерно ввиду того, что двигатель после такой доработки продолжает работать в относительно оптимальном режиме. Простой же чип-тюнинг без выполнения такого рода работ приводит к тому, что на мотор воздействуют нагрузки, которые превышают допустимые производителем значения.
Итоги
Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что чип-тюнинг как метод доработки силового агрегата имеет право на существование. Однако прирост мощности без существенной потери ресурсных показателей может быть достигнут лишь при комплексном подходе к проблеме тюнинга.
При этом следует помнить о том, что любая доработка двигателя автоматически приводит к лишению гарантии производителя. Исключение составляют лишь решения от компании AMG для автомобилей Мерседес, но лишь при условии, что тюнинговые комплекты и программы были установлены официальными дилерами.
Пожалуй, самое время сейчас ответить на вопрос о том, нужен ли чип-тюнинг как таковой? На самом деле данную дилемму каждый волен решать самостоятельно с учетом всех преимуществ и недостатков. Впрочем, последних оказывается значительно больше, нежели достоинств в случаях, если чип-тюнинг делается самостоятельно или в дешевых гаражных мастерских.
Имеет ли смысл эфемерный прирост мощности в 10-15 сил всех имеющихся рисков – решать автовладельцу. Просто стоит помнить, что чип-тюнинг не является дешевой альтернативой тюнинга полноценного, и качественное выполнение всех доработок окажется мероприятием весьма затратным.
Важно периодически проверять кислородный датчик признаки неисправности которого часто связаны с резким увеличением расхода топлива.
Для чего он нужен и где находится датчик положения коленвала.
Очиститель тормозов в виде спрея https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/obsluzhivanie/avtoximiya/ochistitel-tormozov-suprotek.html может быть использован и в других операциях при обслуживании автомобиля.
Видео — насколько эффективен чип-тюнинг, проверка на практике:
Каждый решает сам — убивать двигатель подобным способом или нет. Если автомобиль — ВАЗ, на котором Вы планируете отъездить пару лет всего, но с драйвом, то может и стоит заняться чип-тюнингом. А если Вы любите свою машину и она Вам дорога, то нужно тюнинговать её по всем правилам.
Тюнинг нужно делать с умом, а не на коленке, иначе вы сделаете хуже. Это как прошивка своего компа, особенно если вы делаете это непонятной программой на своем biose.
Такие тюнинги должен делать спец, а не кустарник.
У меня много знакомых, которые уже сделали чип-тюнинг, и все очень довольны. Некоторые сделали его на повышение мощности двигателя, но я же предпочитаю настройки, направленные на снижение потребляемого топлива, ведь бензин не дешевеет, а менять прошивку или нет дело каждого водителя. Единственное я могу сказать, что это действительно работает!
Лично я не люблю, что то менять в настройках машины от самого производителя, дабы увеличить его эффективность, ведь нужно понимать, что плюсов без минусов не бывает. Лучше не рисковать понапрасну.. имхо.
Хотел сделать чип-тюнинг на увеличение мощности своему Рено Логан, но знакомый мастер отговорил. Сказал, что двигатель хуже на холостых, пониженных работать будет, расход бензина увеличится, а цена на бензин сейчас — больной вопрос, поэтому я и отказался.
Как по мне, зачем покупать такой авто, который потом нужно будет «усовершенствовать»? Лучше уж сразу приобрести такой, чтобы радовал всеми параметрами, а не лезть туда с сомнительными чип-тюнингами
А зачем вообще форсировать мощность двигателя? На наших дорогах текущей вазовской скорости в 160 хватает за глаза. На них родимых выше сотни то разгонятся подчас рискованно. А наивыгоднейшая скорость потока вообще составляет 80 км ч.
Чип-тюнинг следует доверять только опытному специалисту, которому вы доверяете и результаты работы которого вам известны и впечатлили. А рисковать и обращаться к кому попало неразумно
Для многих все же ресурс мотора перевешивает!
Могу сказать на личном опыте, что чип-тюнниг очень выгодная вещь. Папа устанавливал на свою машину и с 300 л.с. до 350 повысил мощность! Всем доволен)
чип даёт хороший результат машина быстрее набирает скорость, Мазда тройка 1,6 довели до 116 лс 160 нм