Датчик положения коленвала (ДПКВ) — один из главных датчиков системы управления двигателя.
Он сообщает блоку управления двигателем информацию о положении поршневой системы и определяет синхронность работы систем впрыска и зажигания. Неисправность датчика положения коленвала приводит к непременному отказу работоспособности двигателя.
Для чего нужен датчик коленвала и его принцип работы
Основное назначение датчика коленвала – определение (считывание информации) положения коленвала по меткам, обычно расположенным на маховике, преобразование сигнала в электрические импульсы и передача его к блоку управления.
В автомобилях вплоть до 90-х годов выпуска датчики положения коленвала находились в трамблере, механически соединенном с коленвалом (иногда распредвалом) двигателя. Первоначально датчики были контактного типа. Кулачок, находящийся на валу трамблера, разрывал контакты прерывателя, электрически соединенного с катушкой зажигания.
Через контакты прерывателя постоянно проходила достаточно мощная искра, что приводило к их подгоранию, необходимости постоянной чистки и регулировки зазора.
В 80-х годах стали применяться более надежные электронные системы зажигания. На смену контактным пришли бесконтактные датчики, основанные на эффекте Холла. Они так и назывались – датчики Холла.
Некоторые автолюбители и сейчас называют ДПКВ датчиком Холла, хотя к эффекту Холла большинство современных датчиков положения коленвала отношения не имеет.
Принцип работы современных ДПКВ основан на явлении электромагнитной индукции. Первым освоил выпуск таких устройств концерн Magneti Marelli, который и сейчас выпускает до 27% от всех датчиков положения коленвала, производимых в мире.
Конструктивно индуктивный датчик коленвала выполнен:
На сердечнике 4, в торце которого установлен постоянный магнит 1, располагается катушка индуктивности 5 из очень тонкого провода с большим количеством витков (от 500 до 5 тысяч). Между торцом ДПКВ 2 и маховиком 8 имеется небольшой зазор 6. На маховике нанесены метки (гребенка). При вращении коленвала, соответственно, маховика, метки проходят около ДПКВ, формируя переменное магнитное поле 7. На выводах катушки наводится ЭДС. Переменный сигнал поступает на выходы устройства, далее на электронный блок управления двигателя.
В некоторые ДПКВ встроен усилитель-компаратор. Он преобразует переменный сигнал в цифровые импульсы. Такие устройства имеют как минимум три вывода (на один подается питающее напряжение), они более помехозащищены.
Датчики индуктивного типа без встроенного усилителя имеют экранированные выводы, чтобы избежать сбоев при работе двигателя от импульсов радиопомех.
Признаки неисправности ДПКВ
Как правило, индуктивный ДПКВ одномоментно не выходит из строя. Окончательной поломке предшествует ряд симптомов:
1. Автомобиль на скорости начинает дергаться, как будто в нем заканчивается бензин (топливо) или пропадает зажигание.
2. Классическая неисправность – автомобиль прекрасно заводится «на холодную», едет минут двадцать. Затем двигатель внезапно глохнет, попытки запуска безуспешны. Следует походить вокруг автомобиля минут двадцать, дать ему остыть, двигатель снова запускается и определенное время на нем еще можно проехать. Затем ситуация повторяется. В этом случае есть даже особая рекомендация (!) для водителей: чтобы добраться до места стоянки, необходимо набросить смоченную холодной водой тряпку на датчик коленвала.
3. Двигатель глохнет после попадания авто в лужу, плохо заводится в сырую погоду.
4. Автомобиль заводится через раз, наконец, перестает заводиться вообще.
Возможные причины неисправности
Катушка индуктивности ДПКВ намотана очень тонким проводом (до 0,02 миллиметров), она может содержать до нескольких тысяч витков. Основные факторы, влияющие на работоспособность датчика коленвала:
1. Повышение его температуры по мере прогревания двигателя.
Увеличение геометрических размеров катушки ДПКВ при нагревании может привести к обрыву тонких проводов обмотки. При остывании датчика размеры уменьшаются, и контакты вновь восстанавливаются.
Видео — ДПКВ перестает работать при нагреве до 70 градусов:
Таким образом, при холодном двигателе он работает, при нагревании перестает работать, затем по мере остывания двигателя вновь восстанавливается работоспособность.
2. Межвитковые замыкания обмотки катушки индуктивности.
Катушка намотана очень тонким проводом в лаковой изоляции. При эксплуатации автомобиля корпус датчика коррозирует, в нем появляются микротрещины, через которые внутрь попадает влага, разрушающая лаковую изоляцию. Это может привести к межвитковому замыканию. В таком случае сопротивление не изменится, а добротность значительно упадет, что приведет к потере сигнала.
3. Обрыв обмотки ДПКВ.
Такая неисправность возникает в результате большой внутренней коррозии либо неисправности схемы подключения.
4. Неисправность электрической схемы усилителя-компаратора.
Может возникнуть в результате перепадов напряжения бортовой сети автомобиля, естественного износа.
Где находится
Обычно датчик положения коленвала находится в верхней части на кожухе маховика между двигателем и коробкой передач.
Разъем может быть установлен, как на самом корпусе датчика, так и на удлинительных проводах.
Доступ к ДПКВ обычно не вызывает трудностей, хотя иногда требуется снятие отдельных элементов подкапотного пространства для проведения демонтажа-монтажа данного устройства.
Как проверить работоспособность датчика
Рекомендуется производить проверку работоспособности ДПКВ в следующей ниже последовательности.
Сначала проводится компьютерная диагностика. Возможны две ошибки, связанные с неисправностью ДПКВ: обрыв цепи и отсутствие сигнала. В первом случае необходимо его прозвонить.
Большинство индуктивных датчиков (двухконтактные) имеет сопротивление обмотки от 300 Ом до 2 килоОм. Точные данные для своего ДПКВ можно посмотреть в справочниках:
Если устройство звонится, а ошибка остается, необходимо проверить сопротивление ДПКВ от контактов разъема блока управления. Для этого необходима схема управления двигателем автомобиля.
Видео — как проверить ДПКВ мультиметром:
Если ошибка показывает на отсутствие сигнала, лучше проверить выходной сигнал с помощью осциллографа. В общем случае он должен иметь вид
Проверку сигнала следует производить во время вращения коленвала (при запуске стартером). Можно приблизительно оценить наличие сигнала при помощи мультиметра, переключив его в режим измерения переменных напряжений.
Если в автомобиле установлен трехконтактный датчик с усилителем, необходимо при подключенном разъеме присоединить светодиодный пробник между массой автомобиля и выходом датчика (определяется по схеме). Во время запуска двигателя светодиод должен моргать.
Замена ДПКВ
Обычно замена датчика положения коленвала не вызывает трудностей. Они устанавливаются на одном или двух болтах с головкой на 10. Вариант устройства, устанавливаемого на 2 болта приведен ниже.
Однако, и здесь есть свои исключения, например в Volkswagen Passat IV, двигатель ADY.
В таком случае его следует искать около 4 цилиндра в пространстве между подушкой двигателя, стартером и элементами крепления. При отсутствии приспособлений приходится вывешивать двигатель, снимать подушку и стартер. Только после этого имеется доступ к ДПКВ.
Несколько советов
- в некоторых автомобилях датчики положения коленвала и распредвала одинаковые полностью, при подозрении на неисправность одного из них, их можно поменять местами и вновь продиагностировать автомобиль;
- при покупке нового ДПКВ с собой лучше брать старый экземпляр, чтобы проверить полное соответствие геометрических размеров, особенно глубины посадки. При этом с собой можно прихватить и мультиметр, имелись случай продажи китайских «пустышек», то есть корпусов без электронной начинки;
- отправляясь в далекое путешествие, не лишним взять с собой в дорогу запасной ДПКВ, без многих других датчиков автомобиль будет заводиться, с неисправным датчиком положения коленвала – нет.
Какое напряжение зарядки автомобильного аккумулятора должно быть при зарядке от генератора.
Составы Супротек — что это такое и где они применяются.
Какая высота протектора должна быть https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/glubina-protektora-shin.html на зимней и летней резине
Видео — замена датчика положения коленвала на Nissan Altima:
Я уже всю голову себе сломал. Хорошо прогретая машина стала глохнуть. Ну я обычно сидел и ждал когда остынет. Думал, может бензонасос перегревается или ДТОЖ не правильно данные считывает или ещё что то перегревается. А тут начать то с простого нужно, как оказалось.
После приезда из командировки, столкнулся с проблемой. Выехал из гаража, проехал минут 15 и машина заглохла. Не удалось завести. Пришлось обращаться за помощью в свою СТО. Ребята среагировали быстро, машину пришлось эвакуировать к ним на осмотр. Проблема оказалась в ДПКВ. Сам мало разбираюсь в машинах, спасибо специалистам. Всё удалось исправить за один рабочий день.
Еще одна характерная причина неисправности датчика — возникновение детонации во время работы под нагрузкой.
Взял в привычку держать запасной датчик в машине. Один раз встал на трассе в командировке и все, пока добрые люди не подбросили до ближайшего населенного пункта, где я его смог купить.
Рекомендую покупать только оригинальные датчики, рекомендованные производителем. Китайские дешевые заменители выходят из строя на раз.
Я бы еще посоветовал проверить фишку которая идет к датчику. Лично у меня была проблема с проводкой, поэтому устранил неполадки только после замены нового разъема, так как на старом были окислены контакты.
Не всегда виноват только ДПКВ. На «десятке» такое было, когда просто ослаб болт, крепящий шкив. Да и расслоение демпфера (на нем же) дает похожий результат.
Самая противная особенность этих датчиков — их полна не ремонтопригодность. Только замена и никак иначе, если конечно речь не идет о плохом контакте в фишке или перетертом проводе. Казалось бы, простейшее устройство, а стоит этот датчик порядка 65-120 долларов (не беру в расчет «восьмерки», «десятки» и прочие «калины»), а то и больше на машины премиум класса. И ведь только как правило эти ДПКВ идут в оригинале, сэкономить на дешевом аналоге вряд ли удастся. Однако замечу, что на иномарках эти датчики уверенно ходят по 10-15 лет, а на моем Ниссан Блюберде еще родной стоит, а машине уже 26 лет.
Сталкивался с такой бедой. Сначала вообще не понял, что случилось. Вечером заехал в гараж, утром не могу завести машину. Помог совет соседа — проверить контакты датчика коленвала. Показал мне, почистили и, о чудо, завели. Он мне посоветовал, купить в запас. Но при замене посоветовал обратить внимание на его положение и провода. Разные производители грешат с маркировкой и можно ошибиться с подключением. Купил первый попавшийся, лежит в бардачке, может и не пригодится. Судя по цене, копаться в старом нет резона, проще выкинуть. Как мне советовали, при замене не потерять подкладочную шайбу, иначе сервиса вам не избежать.
Век живи — век учись… Я так машину поменял, правда, старая была «девятка» на газу. Тоже начала капризничать, то заводится, — то не заводится, и «дёргалась» иногда при езде. Я думал, с подачей топлива что-нибудь, а наверно, это был ДПКВ.
Любая поломка датчика холла приводит к сложностям работы двигателя. ДХ важнейший компонент распределения зажигания. Вырабатыаемый им импульс управляет работой коммутатора или модуля зажигания и обеспечивает правильность подачи импульсов на свечи зажигания.
Датчик Холла имеет три вывода. Один масса, второй + с напряжением 6 вольт и тредий подача импульса на коммутатор.
Явные симптомы говорящие о проблемах ДХ это: трудный запуск двигателя, работа его рывками на режиме хх, неожиданное прекращение работы во время движения и дерганье машины на высоких оборотах.
Проверить ДХ довольно просто с помощью простого китайского мультиметра, который подключают к выводам ДХ. Покахания мультиметра должны быть около 0,4 вольта, при открытой шторке датчика. Есть еще способ проверки без мультиметра (ну не каждый его возит с собой, хотя желательно). После плясок с бубном на своей старой машине, я стал возить с собой запасной датчик, тем более он весьма бюджетный. Если с новым датчиком проблема пропала, смело меняйте на новый, а старый в помойку.
Всем доброго времени суток. Подскажи пожалуйста, кто встречался с такой бедой.УАЗ буханка, ДВС 406. Все датчик и исправны, напряжение везде поступает, ошибок ЭСУД нет, масса хорошая, датчик коленвала обороты показывает на компьютере при прокрутке стартером, а вот искры нет, катушки в рабочем состоянии, при снятом датчике коленвала, при прикосносвении об метал, не запускается ннасос, соответственно нет искры. при прокрутке тоже насос не запускается. компьютер ставил на другую машину, все работает, в свою тоже другой подтыкал, нбез изменений. Чудеса да и только. Сейчас прочитал, что как то еще генератор при чем то, кто что может подсказать?