Все большее количество автолюбителей в ремкомплект включают различные приборы для диагностики своего автомобиля. Это позволяет сэкономить время и деньги на дорогостоящие ремонты, увереннее чувствовать себя за рулем во время дальних путешествий.
Особенно важно правильно выбрать тип диагностического устройства, освоить методику компьютерной диагностики и применения ее результатов.
Что такое компьютерная диагностика транспортного средства
Компьютерная диагностика автомобиля предполагает подключение к ТС через определенный интерфейс персонального компьютера и последующее определение неисправного узла.
Попробуем по частям рассмотреть предыдущее определение.
Автомобиль
Современный автомобиль это не только колеса, кузов, двигатель и другие механические части. С точки зрения электрика – это сложный электронный комплекс оборудования.
Если разбить все электрооборудование автомобиля на отдельные элементы, оно включает:
- систему управления двигателем;
- блок управления тормозной системой (ABS);
- блок управления системой защиты водителя (подушки безопасности – SRS);
- систему управления кузовом (блок комфорта, кондиционер, управление световыми приборами и т.д.);
- систему защиты автомобиля от несанкционированного доступа (сигнализация, иммобилайзер);
- блок связи (CAN-шина);
- дополнительное оборудование.
По существу, каждый их этих блоков представляет микрокомпьютер, в котором есть датчики и исполнительные устройства. Например, в блоке управления двигателем есть датчики коленвала, распредвала, расходомер и другие. В качестве исполнительных устройств – инжекторы, регулятор холостого хода и прочие. Управление ведется непосредственно блоком управления конкретного механизма.
Все блоки связаны между собой шиной данных, которая осуществляет согласованную работу узлов автомобиля.
Каждый из блоков имеет подключение к диагностическому разъему. По нему можно:
- собирать данные о неисправности отдельных элементов схемы;
- производить оперативный контроль в процессе работы устройств (угол опережения зажигания, время впрыска и т.д);
- перепрограммировать отдельные блоки.
Интерфейс
Собственно это и оборудование для диагностики. Оно включает:
- диагностический разъем;
- кабель для подсоединения к диагностическому прибору;
- диагностическое устройство;
- систему команд согласования с компьютером (протоколы обмена).
Компьютер
Обычно для самостоятельной диагностики автомобилей используют ноутбуки, планшеты, смартфоны (не следует забывать, что современный телефон это тот же персональный компьютер).
В некоторых профессиональных и полупрофессиональных приборах для диагностики интерфейс и компьютер совмещены в отдельный блок.
Компьютерная диагностика авто выполняет следующие функции:
- считывание кодов ошибок отдельных устройств автомобиля;
- стирание ошибок;
- расшифровку кодов ошибок (не все диагностические устройства);
- оперативный контроль систем автомобиля в реальном времени (проще говоря, на заведенном двигателе измерение углов зажигания, потребления топлива и т.д.);
- привязку некоторых замененных узлов (не все диагностические устройства);
- перепрограммирование (прошивку) устройств автомобиля (профессиональные диагностические устройства).
Как выбирать приборы для диагностики автомобилей своими руками
При выборе приборов для самостоятельной диагностики автомобилей следует руководствоваться следующими соображениями:
1. Маркой автомобиля, который вы хотите обслуживать.
Автомобили до 2000-го года выпуска подключаются к OBD-разъему только через переходник, если подключаются вообще.
В автомобилях 2000-2005 г.в. возможна неполная диагностика, нет смысла покупать навороченную диагностику.
Если вы планируете производить компьютерную диагностику для нескольких автомобилей, следует остановить выбор на универсальном приборе. В сопроводительной документации диагностических устройств обычно указывается, для каких автомобилей они предназначены. Есть одномарочные (обычно дилерские) приборы для диагностики автомобилей.
Очень профессиональное, простое в пользовании и недорогое диагностическое устройство автомобилей VAG-группы (AUDI, VW, SEAT, SKODA), в русской версии именуемое «Вася диагност».
2. Уровнем своей компетентности.
Нет смысла покупать оборудование для диагностики автомобилей через компьютер, если у вас нет ноутбука. В этом случае можно приобрести адаптер для Android или диагностику со встроенным дисплеем.
Также не рационально приобретать профессиональный Launch, если не умеете заниматься перепрошивкой, а то таких бед можно натворить!
3. Решаемыми задачами.
Если вы планируете проводить диагностику автомобиля своими руками с помощью смартфона в качестве тестера для определения неисправного узла в процессе эксплуатации, возможно, вам подойдет простенький ELM327 адаптер:
Если вы решили регулярно заниматься ремонтом своего и соседских авто, лучше приобрести AUTOCOM.
Что нужно для диагностики автомобиля через ноутбук или смартфон
После того, как вы определились с выбором и приобрели прибор для диагностики автомобилей своими руками, необходимо установить программное обеспечение.
Не всегда это просто. Следует четко следовать прилагаемым к устройству инструкциям. Бывает, после неграмотной установки обеспечения, даже деинсталлировав программу и почистив реестры, заново на этот диск она уже «не ляжет».
При проведении компьютерной диагностики автомобиля крайне желательно иметь простой мультиметр (тестер). Если диагностика показала на неисправность какого-то узла, не надо сразу спешить покупать новый. Возможно, есть обычный обрыв электропроводки, идущей к нему.
Для того, чтобы полностью владеть информацией об автомобиле, необходимо иметь принципиальную электрическую схему. Ее можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля.
Также есть компьютерные программы, в которых содержаться такие данные. Наиболее популярные – AUTODATA, TOLERANCE, ELSA. Их также желательно установить на компьютер, если есть определенные знания в электротехнике.
Если вы приобрели автосканер для диагностики авто с помощью смартфона на базе Android, также необходима установка программного обеспечения. Для ELM327 это условно бесплатная программа TORQUE.
Для других диагностических устройств программы можно скачать на официальных сайтах.
Но не попадитесь на удочку! На китайских сайтах продаются полупрофессиональные LAUNCH LITE по смешным ценам. А вот чтобы активировать программу необходимо заплатить совсем несмешную цену, а потом еще и платить абонплату. К тому же, проверьте достаточно ли программной мощности вашего смартфона для работы с таким программным обеспечением.
Порядок выполнения диагностики
В-принципе, общий порядок проведения самостоятельной компьютерной диагностики автомобиля с помощью ноутбука или смартфона на Android одинаковый. Есть лишь некоторые технические отличия, связанные с сопряжением устройств.
Через ноутбук
1. Подключение автомобиля к прибору для диагностики
Диагностический разъем в автомобилях после 2005 г.в. расположен в районе досягаемости водителя в салоне. В 80% случаев это возле его левого колена. Если его там нет, можно посмотреть под рулем, под пепельницей, в районе центральной консоли. Самый надежный способ поиска – «погуглить» в Интернете где он спрятался.
Хуже обстоит дело, если у вас автомобиль до 2000-х годов выпуска. Тогда разъем будет, скорее всего, под капотом. Причем он будет не OBD-II. В таком случае придется покупать специальный переходник. Стоит он в районе 1000 рублей.
Далее подключаем OBD-кабель к диагностическому устройству. Устройство подключаем через USB-разъем к ноутбуку.
2. Программное соединение
Загружаем диагностическую программу на ноутбуке. За исключением ELM327, каждое диагностическое устройство имеет собственное программное обеспечение. Но общий принцип работы всех программ един. Их за пару минут может освоить любой школьник, особенно если оно русифицировано.
На первом этапе выбирается марка транспортного средства, год выпуска.
Для проведения OBD-диагностики двигателя этот пункт можно пропустить. Затем запускается сканирование ошибок.
3. Считывание ошибок
В процессе считывания ошибок, как правило, на диагностическом устройстве будет моргать светодиод.
Самый неприятный момент – программа выдала сообщение «Нет связи с автомобилем».
Проверьте качество всех кабельных соединений и снова запустите диагностику. Если сообщение выдано вторично, тогда необходимо выполнить контроль напряжения бортовой сети автомобиля, проверить все предохранители, в первую очередь расположенные под капотом.
Предохранители следует проверять в вынутом с гнезда состоянии и не на просвет, а с помощью прозвонки мультиметром.
Если соединение прошло успешно, то появляется сообщение о кодах ошибок. Большинство диагностик сразу приводит их расшифровку. Их необходимо сразу переписать на лист бумаги.
Ошибки делятся на две категории: действующие и переменные. Переменные это те, которых сейчас нет, но когда-то появлялись, возможно, вы меняли датчик без отключения зажигания или был сбой по питанию.
После удаления ошибок переменные ошибки удаляются, остаются только постоянные.
Иногда все ошибки удаляются вообще, и автомобиль начинает жить нормальной жизнью. Это часто бывает с ошибками ABS. Но не спешите радоваться. Проедете километров 20 и они снова появятся.
Диагностика автомобиля с помощью смартфона
Основное отличие диагностики на смартфоне – процесс связи с устройством. Она осуществляется через Bluetooth или wi-fi канал. Поэтому необходимо на телефоне открыть этот канал связи, затем включить зажигание и запустить сканирование ошибок.
Видео — диагностика автомобиля своими руками с помощью смартфона:
Расшифровка кодов ошибок
Этот процесс обычно не вызывает труда. Если сканер самостоятельно не производит расшифровку, всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет. OBD-коды выложены в тысячах первоисточников.
Специальные коды можно найти в поисковиках, введя в строке поиска, например, «код ошибки P1107 Citroen Xara 2 2003 2,0 HDI». Можно немного сократить в марке авто, но по двигателю информацию лучше дать полнее.
Вы получите много информации по расшифровке кода, она у всех будет одинаковая. А вот информация по методам устранения будет различная и не следует верить всем. В большинстве случаев она будет выложена в различных любительских блогах.
Есть профессиональные сайты и форумы автовладельцев, где можно найти полезную информацию по темам как провести диагностику автомобиля самому. Им можно доверять, но лучше лишний раз перепроверять найденную информацию.
Устранение ошибок
Это самый сложный этап. Еще раз повторимся: сразу не меняйте устройство, на которое показала ошибка. Еще хуже обстоит дело с ошибками по кузову.
Если у вас неисправен, например, задний правый поворот, то диагностика и выдаст «неисправность правого указателя поворотов». Так это и так ясно, и никакое стирание ошибок не заменит вылетевший предохранитель, лампочку или обрыв провода.
В первую очередь проверьте предохранители. Лучше проверять не все оптом, а конкретных узлов, на которые показала диагностика. Для этого можно найти схему предохранителей конкретного авто в интернете или в руководстве по эксплуатации.
Затем проверьте качество разъемов к конкретному устройству. Впрыскните в них силиконовую смазку, она выталкивает влагу.
Лучше всего, по схеме прозвонить, есть ли соединение, например, датчика коленвала с блоком управления двигателем. Опыт показывает, что в половине случаев основная причина неисправностей в электрике «нет контакта там, где он должен быть, и есть, где не должен».
Последний этап — проверка характеристик самого датчика. Это можно сделать с помощью мультиметра. Еще лучше с помощью оперативного контроля диагностического устройства.
В OBD режиме большинства диагностических устройств такая возможность имеется. Для этого вы заводите автомобиль, переходите к контролю конкретного узла, например, датчика температуры двигателя. Там появится график или показания температуры. При прогревании двигателя температура должна ползти вверх.
Если после всех проведенных процедур, все указывает на неисправность этого узла, приступаете к его замене. После замены обязательно необходимо вновь удалить ошибки.
После замены некоторых узлов требуется выполнение процедур привязки или позиционирования. Например, для регулятора положения дроссельной заслонки.
Более дорогие диагностические устройства это делают. Необходимо перейти в этот режим и в точности следовать всем инструкциям программы.
Дополнительные рекомендации
- не следует на 100% доверять компьютерной диагностике, иногда она не дает сведений о неисправности узла, а неисправность присутствует;
- будьте внимательными при подключении диагностических сканеров, имеются случаи неправильного питания в OBD-разъеме;
- хранить дорогое диагностическое устройство в автомобиле не следует, там повышенная влажность;
- во время проведения диагностических работ летом остерегайтесь попадания прямых солнечных лучей на корпус самого сканера и ноутбука;
- не рекомендуется подключать диагностическое устройство к автомобилю при включенном зажигании.
Советуем ознакомиться что означает контрактный двигатель и как его следует выбирать.
Перед покупкой б/у автомобиля следует проверить его в ГИБДД.
Как проверить автомобильный генератор https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/generatora/kak-proverit.html не снимая его с ТС.
Видео — как провести диагностику автомобиля самому:
Я заказал себе на Алиэкспресс автосканер и установил себе программу на смартфон. Теперь диагностику авто всегда делаю сам, а по ошибкам всегда можно много информации в интернете найти.
Достаточно полезная вещь! Потратив некоторое время на обучение по работе с адаптером, я понял что компьютерная диагностика — это легко!
Это конечно неплохо не обращаясь в автосервис самому проводить диагностику. Мой сосед так и делает. А я вот все по-старинке. Правда несколько раз пробовал сам разобраться, вроде получается, но оборудования для этого своего нет. Можно попробовать через смартфон и адаптер. У соседа установлено программное обеспечение. Бывает при диагностике программа выдает «нет связи с автомобилем» вот это напрягает, нужно начинать все с начала перезапускать диагностику. Когда выдаются ошибки чтобы расшифровать их переписываю и ищу в интернете и устраняю. А вообще я понял не стоит слепо доверять диагностике, иногда программа такое выдаст.
Современные машины сами сообщают о проблемах в работе, просто нужно специальное оборудование и время, чтобы разобраться с этой информацией. И то, и другое, по сути — это деньги, которые можно потратить и в мастерской.
Вообще-то в этом особой сложности нет. Стоит только раз попробовать самому и не нужно записываться в автосалон и платить деньги за диагностику. Подключаемся к автомобилю при помощи компьютера, ноутбука или планшета. Для этого я купил специальный кабель с разъёмом, диагностическое устройство. Только смотрите по разъемам — если автомобиль до 2000 года выпуска вам нужен переходник. Все хвалят диагностическое устройство Вася. Я его тоже купил (недорогое). Установил программу и подключился к диагностическому разъему в автомобиле. И затем в программе выбираем марку и год выпуска. А дальше нужно внимательно следовать программе. Выскочившие ошибки я фотографирую на телефон и которые не удаляются смотрю в интернете.
Всегда было достаточно встроенной диагностики, но если копнуть чего глубже то elm в помощь
Очень много различного оборудования по диагностике, но одно дело видеть неисправность на мониторе, другое дело разбираться в проблеме. Не всегда диагностика покажет проблему в автомобиле, а вот диагност, который очень долго общается с автомобилями, может найти неисправность. Поэтому мое мнение, каждый должен заниматься своим делом.
Рынок реагирует на спрос, хотят люди «диагностировать» самостоятельно своих железных коней, значит получите недорогие прибамбасины способные считать коды ошибок из блока управления автомобиля! Другое дело правильно интерпретировать полученную информацию. Тут уже прибор не помощник, без опыта, образования и квалификации это как пытаться попасть пальцем в небо, даже поиски в интернете часто не дают результатов по тем или иным ошибкам. С другой стороны вреда это машине не приносит, можно рассматривать как некую забаву в выходной день. Да и стоит это не дорого, особенно у китайцев на АЛИ.
О, я значит не один на али заказал себе приборину для диагностики). Давно пользуюсь уже, не вижу смысла переплачивать за то, что можно сделать самому. По ошибкам всё в интернете можно найти. Смартфон, прибор в руках, полчаса посидеть — и всё. Уже знаешь, что у тебя всё в порядке, или с каким именно вопросом нужно в сервис ехать. Чтобы денег не накрутили за лишние манипуляции… Очень полезный прибор.
Я когда купил свою Шкоду Октавию, у неё уже горел чек двигателя. Но все в принципе работало нормально и я не обратил на это внимания. Через пару месяцев надоело мне смотреть на эту желтую лампочку и поехал в сервис, а там зарядили такую цену за считывание ошибки и сброс, что проще было купить себе простенький тестер. На Авито взял недорого такую штуку, подключил, прочитал, поковырялся пару часов под капотом и все нормально. И все это за треть от того, что хотели в сервисе! Так что штука однозначно полезная и должна быть в бардачке каждого автомобиля, не стоит давать на себе наживаться недобросовестным автослесарям.
По началу конечно было страшно. Совать в разъем непонятное устройство, а вдруг что замкнет или перегорят предохранители. Или вообще машина больше не заведется. Но почитал тут, оказывается все так делают, и нет в этом ничего опасного. Я свой сканер для диагностики не покупал, он достался в наследство от прежнего хозяина машины — в бардачке валялся, когда машину брал. Сначала хотел выбросить, но со временем он оказался очень полезен. Когда загорелась ошибка, считал её с помощью этого блока и тут же быстренько исправил. Полезная штука! Вообще для водителей нужно такое выпускать в комплекте с автомобилем, и деньги сэкономит и нервы.
С появлением современных автомобилей напичканных электроникой среди владельцев автомобилей распространилось поверие, что эти автомобили в их обслуживании не могут обойтись без специалистов сервисных организаций. Системы питания, зажигания стали совсем иными. Затем добавился целый ряд новых устройств: ABS, подушки безопасности, климат-контроль и другие. Имея современный автомобиль, после долгой практики управления отечественными, советскими автомобилями, водитель вынужден, как говориться, поднять руки и сдаться мастерам сервисных организаций. По опыту эксплуатации инжекторных автомобилей я понял, что не так и сложно в использовании современное оборудование, да и не всегда причиной поломки являлась электроника, а просто механические неисправности. Возможность сделать диагностику своего автомобиля самостоятельно, это очень здорово, и к этому надо стремиться каждому.
Мой друг установил себе такую программку на ноутбук, теперь занимается этим ещё и платно, выезжает в разные места на диагностику, а так я могу у него бесплатно подъехать сделать диагностику, без проблем. Так же как в сервисах
У меня на автомобиле Шевроле Нива стоит бортовой компьютер, который выдает коды ошибок. После расшифровки этого кода очень легко найти неисправность. Меня он вполне устраивает. А кроме того 30-летний опыт вождения также что-то добавляет. Так что, в основном все неисправности устраняю сам.
На мой взгляд — это очень полезная и нужная вещь. Оказалось, что диагностика своими руками — это легко. Нужно только научиться работать с адаптером. Теперь диагностику делаю сам.
Если не профи в этом, лучше не лезть вообще. Как замкнёт что-нибудь, можно влететь на нехилую сумму
Хорошая вещь, удобная, не очень сложная, смартфоны сейчас есть практически у всех, с установкой ПО тоже не проблема. Но я, считая себя человеком неплохо разбирающимся и в автомобилях, и в компьютерах, лучше обращусь с спецам. Ну это мое мнение, не навязываю.
Довольно таки подробный манул. Очень мне помог, моя чепырка постоянно барахлит, устал отдавать бешеные деньги за сервисное обслуживание. Теперь диагностику делаю сам. Что касается моего «таза», экономлю кучу денег.
Я не стал заморачиваться с планшетами, нооотбуками, у меня всегда под рукой смартфон, вот я его и использую. Этот гаджет использую и как датчик и как сканер для диагностики авто, его достаточно подключить к беспроводному устройству. Покупал на радиорынке в Митино, объяснил что мне нужно и ребята привезли адаптер ELM327. Он посредством Bluetooth передает с двигателя коды ошибок. Этот способ использую и на ходу автомобиля. Все просто я соединил адаптер с диагностическим разъемом, он через «Блютуз» передает данные на телефон, в котором я установил программу Torque Pro. Этот способ диагностики подходит для владельцев практически всех автомобилей. Хотя, некоторые машины АвтоВАЗа не оснащены специальным портом, поэтому там вместо адаптера надо использовать ДАТА-кабель. Приобрести его можно в любой радиопалатке, их ассортимент огромен. С помощью смартфона я просматриваю все параметры машины онлайн, эта программа работает на базе «Андроид».
Диагностику через компьютер провожу сам уже пару лет. Очень удобная вещь, лучше раз посидеть разобраться, а потом экономить, не обращаясь в сервис.
Я купила полтора года назад автосканер, подключаю к разъему ОБД 2 — полезное устройство, экономит время и деньги, с заявленными задачами (диагностикой) справляется.
Уже как три года сам диагностирую свою Калину, отцовый Жигуль и помогаю друзьям при необходимости (адаптер покупал на алике). Это реально экономит семейный бюджет.
Хоть что-то стало ясно о диагностике автомобиля. Сколько времени убил в поисках на просторах интернета. Спасибо большое! Все получилось.
Сразу скажу, если вы не ярый энтузиаст, то все это вам вообще не нужно. Вы же не будете каждую неделю тестировать на ошибки ваш автомобиль? Все эти приборы стоят не пять копеек и профессиональный вы точно не купите, поэтому достоверность таких сведений тоже сомнительна.
Я предпочитаю лучше раз в год съездить к знакомому электрику и у него на проф. оборудовании проверяю все.