Привычка смазывать клеммы аккумуляторов от окисления досталась нам в наследство от наших дедушек.
Попробуем разобраться, насколько эффективна эта мера защиты, стоит ли ее применять на современных автомобильных аккумуляторах вообще.
Почему окисляются клеммы аккумулятора
Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.
Естественное окисление
Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.
Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.
В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.
Кислотное разрушение
Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.
Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.
Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:
Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.
Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.
Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:
- разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
- короткое замыкание банок АКБ;
- неправильный режим заряда аккумулятора (перезаряд);
- отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.
Появляющийся белый налет на клеммах аккумулятора представляет хлорид свинца. Это довольно агрессивная среда, особенно для электрических соединений. Если ее вовремя не удалять, она «съест» контакт за пару месяцев, причем таким образом, что восстановлению он может не подлежать.
Солевое разрушение
Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.
Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.
Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.
Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.
Чистка как метод борьбы
Самый простой и надежный метод – своевременное удаление налета, чистка клемм аккумулятора.
Технический совет: какими бы вы средствами не защищали аккумуляторные клеммы, не реже, чем раз в полгода (лучше на границах зимнего и летнего сезонов), очищайте клеммы механическим способом.
Это убережет вас от проблем с запуском двигателя, процессов утечки и нагревания контактов. Для того, чтобы их очистить, необходимо открутить обжимные болты, лучше полностью, отсоединить клеммы. Затем смочить их спиртосодержащей жидкостью и насухо протереть.
Если таковой не имеется, можно использовать растворитель, разведенный водой. Так более пожаробезопасно, к тому же уменьшается агрессивность растворителя.
Чтобы удалить с клемм возможные остатки въевшейся кислоты, необходимо использовать содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды). Если кислота действительно вступала в контакт с металлом, в процессе обработки смоченной в растворе губкой или ветошью появятся небольшие пузырьки. После промывки содовым раствором необходимо протереть клеммы влажной салфеткой.
Ни в коем случае не следует для очистки применять WD-средства. Они, помимо масла содержат токопроводящие агрессивные чистящие средства неизвестного для потребителя состава. Для обработки электрических контактов WD-средства крайне нежелательны.
Также нельзя использовать для обработки электрических контактов ацетон, он разъедает даже металлы.
Далее очистка ведется с помощью мелкой наждачки, можно на бумажной основе. Предварительную обработку сильнозагрязненных клемм можно произвести металлической щеточкой. В продаже имеются специальные щетки для проведения таких работ.
Видео — как можно очистить клеммы аккумулятора:
Идеальный результат работ – блестящая поверхность, не обязательно идеально ровная. Свинец мягкий материал, поэтому в момент обжима клемм контакты получат максимальное соприкосновение.
После проведения механических работ по очистке возникает естественный вопрос: каким образом сохранить идеальное состояние контактов в период между проведением регламентных работ? Ответ прост: защитить с помощью различных материалов клеммы от попадания агрессивных веществ.
Для этого применяют различные смазки и другие материалы.
Чем смазывать клеммы аккумулятора от окисления
Литол, солидол
Издавна в качестве основных материалов для защиты от агрессивного химического воздействия использовались твердые смазки: литол, солидол, жировая смазка.
Для защиты клемм АКБ, в основном, использовался солидол или литол. Это токонепроводящие смазки.
В результате процессов температурного расширения контактов и механических соединений эти смазки постепенно проникают в межконтактную зону. Со временем она проникают практически во все внутренние полости контактной зоны.
Кроме того, при больших перепадах температур, а также в процессе естественного износа, технические характеристики литола и солидола меняются: они затвердевают. В результате этого одномоментно возможно нарушение электрического контакта.
Рекомендации тем, кто решил использовать литол или солидол: при проведении регламентных работ по чистке контакта (не реже двух раз в год) требуется полная замена смазки, т.е. удаление старой и нанесение новой смазки.
Силиконовая смазка
Великолепная во всех отношениях смазка для проведения обработки электрических соединений. Но только при ее покупке следует обратить внимание, чтобы она была без токопроводящих присадок (производители обычно об это предупреждают на флаконе).
Смазка отличается тем, что не просто задерживает агрессивные среды, она их отталкивает. Это все равно, что шуба, которая отталкивает холод.
Для обработки клемм аккумуляторных батарей смазка подходит только при комплексном применении с другими материалами. Ее наносят на обработанные чистые поверхности, затем приступают к механическому соединению деталей.
Основной недостаток смазки в плане обработки клемм аккумуляторов – текучесть. Со временем силиконовая смазка покидает контакт.
Если вы пользуетесь силиконовой смазкой, необходимо регулярно производить ее впрыскивание, затем ветошью удалять не попавшую на место смазку из приконтактной зоны. Немного хлопотно.
Графитовая смазка
Некоторые автолюбители применяли для обработки контактов АКБ графитовую смазку, обосновывая ее использование токопроводящими свойствами. Однако эта смазка имеет высокое удельное сопротивление и при отсутствии металлического электрического контакта клемм, пропустив высокий ток через себя, может привести к нагреву и даже воспламенению.
Применять графитовую смазку для обработки клемм АКБ нельзя!!!
Специальные средства
Сейчас производится множество средств, специально предназначенных для обработки клемм автомобильных аккумуляторных батарей. Не будем описывать преимущества от использования конкретных марок, производители с этим сами неплохо справляются.
Видео — чем можно смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись (средство МС-1710):
На тюбиках этих средств обработки имеются инструкции по их применению. Конечно, такие средства лучше, чем дедовский солидол, хотя в их основе лежит также масляная среда, как правило, вазелиновое масло.
Очень удобны смазки в виде спрея.
Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ
Определившись с материалом для защитного покрытия, приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).
После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.
Далее возможны два варианта: можно смазать сами клеммы аккумулятора тонким слоем защитного материала затем производить их обжим, а можно под клеммы смазку не укладывать.
Какой лучше? Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.
Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.
При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.
Далее необходимо надеть и зажать клеммы, после чего нанести смазку на поверхность всех незащищенных диэлектриком зон.
Некоторые рекомендуют сверху клемм надеть фетровую прокладку. Не следует этого делать. Масло – горючий материал, совместно с войлочными изделиями возможна провокация возгорания!
Последний этап – удаление подтеков и капель смазки на корпусе АКБ и кузове автомобиля.
Обслуживание
Для того, чтобы окисление клемм АКБ не стало причиной внезапной неработоспособности вашего автомобиля, следует регулярно проводить несложные работы:
- внешний осмотр контактов и поверхности аккумуляторной батареи не реже одного раза в месяц;
- раз в три-четыре месяца (зимой и в жаркое время года в два раза чаще) протирать сухой ветошью поверхность АКБ);
- в теплое время года ежемесячно производить контроль уровня электролита в обслуживаемых аккумуляторах;
- при обнаружении на клеммах белого налета немедленно произвести проверку герметичности АКБ;
- перед началом зимнего сезона проверить насколько нагреваются клеммы аккумулятора в процессе запуска двигателя «на холодную», если есть даже небольшое нагревание клемм, следует выполнить проверку качества контактов и произвести дополнительную обработку.
Помните: в холодное время года каждый пятый отказ запуска двигателя связан с проблемами аккумуляторной батареи. Есть в этом и «заслуга» клемм АКБ.
Посмотрите как проверить зарядку аккумулятора от генератора самостоятельно.
Читайте отзыв автолюбителя о путешествии на машине в Армению.
Как подключать магнитолу https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/avtomagnitola/kak-podklyuchit.html в машине.
Видео — почему важен хороший контакт клемм аккумулятора:
Сама я, конечно, свою машину не обслуживаю, обычно у меня это делает муж, но элементарные вещи, если машина заглохла, знаю, нужно посмотреть свечи или клеммы аккумулятора. Теперь знаю подробно как их зачистить и смазать.
Давно искала информацию о том, как чистить клеммы. Часто попадаю в ситуацию, когда мужа не рядом, а машина заглохла. Теперь буду знать, как их чистить и чем смазывать.
Раньше тоже использовал Литол, да и выбора-то не было. Последние года три вообще не обрабатывал, до этой зимы. Аккумулятор уже «дедушка», клеммы начали потихоньку окисляться. Средство купил российское, недорогое — циатим. То же литол в современном исполнении. Зачистил клеммы, контакты, установил, затянул и только потом смазал. На мой взгляд, лишний элемент между контактами и клеммами не нужен. Не факт, что смазка будет проводить ток без потерь. Когда смазкой не пользовался, регулярно зачищал клеммы и контакты, но в этом деле не переусердствуйте — увеличите посадочное гнездо, не будет плотного прилегания. А это потери, причем существенные.
Раньше никогда даже не задумывался насчет очистки и смазки клейм аккумулятора. Однако, иногда стал замечать, что при запуске стартер щёлкает и не проворачивает движок. Покрутишь минусовую клемму все пошло. Да еще заметил что аккумулятор стал разряжаться. Оказалось что его поверхность стала проводить ток, т.е. появилась утечка. Это я определил тестером, когда один щуп на плюсе, а другим ведешь по поверхности аккумулятора. Тогда поверхность я промыл губкой с содой, а заодно и удалил налет с минусовой клеммы. Клемму и зажим смазал литолом (мудрить ни с чем другим не стал). С тех пор весной проверяю чистоту поверхности и смазываю клемму. Больше ни проблем с утечкой ни с запуском.
Наверное все таки смазывать клеммы нужно. Хотя у меня за два десятка лет ни на одной машине, а было их с дюжину, клеммы не окислялись. Вот вообще даже ни какого налета. Возможно потому, что дважды в год подчищаю их мелкой шкуркой для лучшего контакта, оно и двигатель запускается бодрее и генератор не так нагружается. Одно время пробовал старым солидолом мазать — ерунда получается, толку ни какого, а грязь скапливается на этих клеммах прямо кусками. Особенно летом, когда пыль и песок буквально летают в воздухе. В общем бросил это дело, люблю когда под капотом машины все сухо, чисто и аккуратно!
То, что смазывать клеммы аккумулятора надо – это я усвоил еще с молодости. Как стал заводить машину, а стартер то схватит, то нет. Решил подтянуть клемму, а там даже ключ не подходит – все в белом налете. Клеммы тогда были медные, а контакты аккумулятора свинец, вот вам и термопара, да плюс испарения серной кислоты. Тогда было не достать практически никаких смазок, вот и по совету старших пошел в аптеку и купил обычный вазелин. Сейчас не смазываю вообще уже лет 5, во-первых клемму поставил стальную, во-вторых каждый год по весне протираю клеммы, сам аккумулятор и его поверхность раствором соды в воде. Это не дает появляться окислу и утечке по поверхности аккумулятора.
При нормальной эксплуатации автомобиля и при условии работы электрооборудования в штатном режиме, клеммы не должны окисляться. Ну плюс рекомендуемый простейший уход. Если же все-таки окисляются, следует в первую очередь попытаться установить причину, почему это происходит. А то так и будете всю жизнь клеммы чистить.
Использую смазку Литол или ЦИАТИМ. Вполне достаточно. Главное без фанатизма, тонким слоем.
Мой товарищ занимается вождением грузового транспорта профессионально.
Сам все ремонтирует, отличный спец в автоделе. Обеспечил меня литолом, так, что внукам хватит. В свое время он же мне и рекомендовал литол, как средство для противодействия образований на клеммах аккумулятора. При первых признаках появления налета на клеммах снимаю их и зачищаю ножом с узким лезвием. После чего в ход идет подарочный литол небольшим слоем. Везде хороша мера. Без таких процедур клеммы быстро превратятся в подобие снежных сугробов.
Для смазывания клемм нашел для себя средство марки Liqui Moly «Смазка для электроконтактов», уже как года 3 с окислением не сталкиваюсь.
Считаю что причина налета на клеймах аккумулятора, это небрежное отношение владельца авто, или проблемы с герметичностью банок аккумулятора. Если идет испарение, то налет будет обязательно. У меня на старой машине стоял еще лохматый советский аккумулятор, вот там клемма была как в снегу и что я только не делал: и чистил и смазывал. А вот сейчас стоит на новой машине современный аккумулятор и за 14 лет, сколько у меня машина, я не разу не зачищал клеммы. Смазываю весной, когда делаю ТО, немецкой смазкой для электрики Liqui Moly и больше ничего.
Сейчас на современных автомобилях и аккумуляторы произведены более герметично и клеммы закрыты накладками от внешней влажности, а вот на старом автомобиле, а это была ВАЗ 2101 клеммы постоянно прикипали и окислялись. Но я никогда не смазывал их, так как считаю смазка ухудшает контакт и просто напросто снимал, очищал тщательно наждачной бумагой и крепил обратно. Главное почаще заглядывать по капот!
Вопрос смазки клемм возникает после того, как при запуске двигателя мы слышим щелчки и ничего более. Вопрос смазки идет еще с советских времен, кто техническим вазелином, кто тосолом. Я никогда не смазывал клеммы. Здесь все зависит от чистоты поверхности аккумулятора. Так что чаще протирайте поверхность и ничего не надо смазывать. Самое эффективное и доступное это содовый раствор (возьмите у жены соду и разведите)
Использую синюю токопроводящую смазку MC, числовой индекс не помню. Клеммы не окисляются, так что свою функцию выполняет.
Ещё с советских времен под клеммы делал прокладку из тонкого войлока. На новую прокладку капал несколько капель машинного масла, а в последствии, при очередном просмотре уровня масла в двигателе, с щупа наносил масло на войлочную прокладку. В результате этих действий никогда клеммы не окислялись и контакт был всегда хороший.