Путешествие в Армению на машине

Попробую описать всю Армению, какой нам удалось ее увидеть за столь короткий срок моего отпуска. При проезде по нашей любимой стране следует опасаться регионов, которые находятся ближе всего к границе. Довольно часто останавливают на постах, проверяют автомобили и всячески пытаются выманить взятку из миролюбивых водителей. В таких случаях нужно всегда оставаться спокойным и уверенным в себе.

путешествие в Армению на авто

Во время нашего путешествия  граница между Россией и Грузией работала круглосуточно и это несомненный плюс, так как не нужно привязываться ко времени работы.Поэтому выехали мы пораньше.

Зная, что доблестная полиция будет нас караулить на всех постах, поэтому все были пристегнуты, документы наготове дабы ускорить процесс проверки и проезда. По пути зарегистрировался на двух постах, в этот раз никто ничего не вменял  и особо не проверял.

Заправляться я рекомендую на сетевых заправках, а именно на заправке Газпром, которая находится во Владикавказе, почти на выезде с города. На границе перед нами была небольшая очередь, но все работало настолько медленно, что проехали мы ее только спустя 3 часа.

После прохождения границы мы крайне медленно и долго продвигались в сторону Боржоми. По плану мы должны были заехать сначала в Гюмри, а затем в Ереван на место проживания. Но дорога заняла крайне много времени. Участок между последними городами Грузии (Ниноцминда) и Гюмри очень ужасный, часто приходилось ехать по обочине, так как она казалась ровнее дороги.

Между КПП Грузии и Армении дороги просто нет, есть множество глубоких ям, но ведутся какие-то строительные работы и, возможно, когда-нибудь и туда доберется цивилизация.

Немного остановлюсь на оплате временного ввоза, так как этой информации в интернете крайне мало. В общем, машину не выпустят из Армянского КПП пока у вас на руках не будет бумаги о временном ввозе авто. Делается все это через помогаторов, благо когда я ехал на границе никого не было и все внимание было направлено на меня.

Так помогаторы заполнили какие то листочки из ПТС и загранпаспорта, затем через банк меняем деньги на их вышло все это 14000 драмм и 2000 драмм за услуги.

Далее страховка. Не знаю кто писал в инете что цены могут разниться, но я специально зашел в 3 разные страховые цена везде была одинакова, вернулся в РГС и застраховался за 1000 р. Страховщик напомнил мне о скорой замене моего водительского удостоверения, прикрепил страховку к временному ввозу, выдал файлик и сказал беречь это.

По времени в Гюмри мы не особо успевали, но надо было обязательно посетить Тцак Кар, который снимался в фильме «Без границ».

камень Тцак Кар
Тцак Кар

В интернете про этот камень не особо много информации и нашел я 2 разные точки его координат. Поехали по первым координатам, но там его не оказалось, поехали по вторым, там нам на ломанном русском объяснили как его найти, поехали искать, по пути решая какие желания загадать.

На самом деле желания мы начали загадывать еще в Грузии и сбываться они начали почти сразу же. Так супруга загадала чтоб на КПП не надо было никуда ходить и действительно на этих КПП мы просто проезжали с открытыми окнами, показывая паспорта в окно.

Я загадал чтоб ямы наконец кончились, и как только мы въехали на территорию Армении тут же появились дорожники, которые заделывали ямы (дорожники преследовали нас почти ежедневно на всем маршруте).

Так вот, не найдя камень и по вторым координатам, я спросил про него у смотрителя за переездом, и он показал нам где его найти. В общем, радости не было предела. Дырка в камне маленькая — как вообще через нее можно пролезть да еще и не застрять.

Пробуем, смеемся, хоть какое-то развлечение  за 12 часов езды. Раз такой случай выпадает раз в жизни, то все пролезли и загадали желания, а кто-то даже слазил несколько раз.

Там же на поляне мы перекусили, приняли решение не заезжать в Гюмри, а ехать дальше на место ночевки.

Кстати, очень понравились гнезда аистов в деревеньках вдоль дороги, расположенные на столбах, такого нигде больше не видели. Чем ближе к столице, тем лучше становились дороги. Но и знаков ограничения скорости становилось все больше.

В Армении с правилами довольно серьезно, нельзя превышать ограниченную скорость. Но у нас радар-детектор, поэтому с местной полицией мы так и не познакомились.

Через пару часов мы добрались в Ереван. В интернете довольно много объявлений со сдачей жилья на любой вкус и кошелек. Мы выбрали поближе к центру и подешевле. Так как местной связи у нас нет мы отправились на поиски бесплатной точки Wi-Fi, которую обнаружили совсем скоро, Ереван очень развит в этом плане бесплатных точек доступа практически во всех уголках города. Связались с арендатором и заселились.

Жилье оказалось вполне уютным что-то типа студии с 2 комнатами и большим балконом. Стоило все это около 1300 рублей в сутки. Обменяли немного денег в магазине ниже (SAS). Расплатились за жилье.

Сходили в магазин, который полностью разрушил наше мнение о магазинах. Так в каждом ряду стоит менеджер и помогает тебе выбрать товар, к примеру, зашли мы купить вина гранатового, которое нужно обязательно попробовать в Армении, выбрали, а менеджер сам взял его с полки и положил нам в корзину. Примерно такая же история и с пивом.

В конце, на кассе другой менеджер сам вынимает все покупки на ленту, а другой менеджер складывает все это в пакеты. Расплачивались мы почти везде картой виза от Сбербанка.

На следующий день у нас был запланирован автобусный тур по Еревану. Стоит он не так уж и много, а дает понять общее впечатление о городе, о его улицах, красивых местах, достопримечательностях. За эти 2 часа мы осмотрели все самое интересное в Ереване, по мнению экскурсовода. Кстати, экскурсовод работал только ради нас.

Фото завод Арарат
Завод Арарат

По Еревану мы перемещались на маршрутках, которых там достаточно много и стоили они совсем недорого. Вообще жизнь в Ереване очень размеренная. Мне крайне не хватало часов в сутках. Мы поздно ложились, рано вставали и все равно за день успевали крайне мало.

Движение в Ереване очень хорошо продумано, на перекрестках нанесена разметка, что очень удобно. За все время я видел несколько ДТП, причем они все были на трассе и во всех кто-то кого-то догонял.

Фото: вид на Ереван с Каскада
Вид на Ереван с Каскада

Вечером мы сходили в Хинкальню, про которую я читал и которую мне также рекомендовали. Но особого впечатления на меня она не произвела, до этого я ел хинкалии первый раз в Грузии. По вкусу они были такие же. Там же попробовал жареные хинкалии. Несомненно, они показались мне лучше классических.

В Ереване несколько рынков и множество вещевых магазинов. Сначала мы отправились на блошиный рынок — Вернисаж, осмотрели там все сувениры, магниты, предметы старины, но кроме нескольких магнитов на подарки нам ничего не приглянулось.

Затем продолжили наш день шоппинга и отправились в ювелирный рынок. Очень много ювелирных лавок и мастерских расположенных на нескольких этажах. Хорошо, что в нем не принимают карты. Так у меня было несколько попыток подобрать что-нибудь себе. Золото дешевле, чем в России и имеет ярко желтый цвет.

В самый последний момент решили ничего не покупать, и пошли дальше искать продуктовый рынок, по пути изучая вещевые магазины. Нашли продуктовый рынок и набрали в нем сухофруктов. По пути еще зашли в магазин и купили севанских раков. Мелкие по 100 рублей за кг, покрупнее по 240 р. Сварили их, они оказались совсем не теми севанскими, которых продают у нас по 600-800 р. Эти раки намного вкуснее и приятнее, чем те, которые продаются в России.

отведать севанских раков
Севанские раки

В один из дней по рекомендации мы посетили ресторан Пандок Ереван попали в зал с живой музыкой и великолепным обслуживанием, в котором нам сделали замечание, что мы совсем не улыбаемся.

Видимо, мы так привыкли в России — прийти куда-нибудь, быстро поесть и уходить, а тут же нас уговаривали остаться и посмотреть еще несколько танцевальных номеров. В общем, в тот вечер мы попробовали очень много всего вкусного и, если б не ребенок, остались бы там еще.

Ездили в Цицернакаберд — осмотрели мемориальный комплекс, и прилегающий парк. Видели там елочки знаменитых людей, нашли также елки Путина и Медведева, кстати, оттуда хорошо был виден Арарат — он показывался нам почти всегда, только когда мы были вблизи спрятался от нас.

фото Арарат спрятался
Арарат спрятался

Бензин в Армении хуже и дороже, чем в России, заправляться приходилось только 95.

В Армении множество коньячных заводов. За поездку мне удалось попробовать несколько видов как дорогих, так и не очень коньяков. По вкусу они все были разные, но даже самые дешевые, были намного вкуснее того, что продается в наших сетевых магазинах.

Также за время нашего посещения мы посетили множество достопримечательностей на территории Армении, везде люди настроены доброжелательно, с готовностью помочью в любое время.

самая длинная в мире канатная дорога
Канатная дорога

Также хочу отметить, что в Татеве находится самая длинная в мире канатная дорога, которую мы также посетили.

Фото - вид на дорогу с канатки
Дорога с канатки

К сожалению, погода испортилась и в тот день мы не смогли найти город в скале Хндзореск, с его длинным подвесным мостом. Зато в другие дни осмотрели множество монастырей и храмов.

Пишут, что в Армении 6 климатических зон, которые сменяются очень быстро. Почти во все дни мы это замечали.

Так в один из дней было жарко и солнечно, затем налетели тучи, поднялся ветер, начался дождь, а затем пошел град, мы уже опечалились и думали день будет потрачен зря, но через 20 минут все закончилось, а через 30 уже все просохло, как будто ничего и не было.

Заезжали в комплекс  Зорац-Карер -Караундж это древний мегалитический комплекс, состоящий из множества больших стоячих камней, некоторые из которых имеют круглые отверстия в своей верхней части. Предназначение этих камней до сих пор не раскрыто, но некоторые считают, что это в древние времена было обсерваторией.

комплекс  Зорац-Карер
Зорац-Карер

В этот же день посетили красивый водопад, который находится неподалеку, самое интересное, что дорога к нему проходит через действующую гидроэлектростанцию,  то есть вас просто пускают на энергетический объект, даже не проверяя документы. Правда до водопада пришлось немного пройти пешком, но открывшееся нам зрелище того стоило.

Водопад в Армении
Водопад

В России таких красивых мест с каждым днем остается все меньше и меньше. К ним приставляют людей, берущих деньги за уборку и облагораживание территории, а по сути просто загаживают достопримечательности.

В Армении же всё в довольно хорошем состоянии, монастыри ремонтируют, везде есть охраняемые парковки рядом с достопримечательностями.

Реконструкция монастыря в Армении
Реконструкция монастыря

Проезжали по древнему шелковому пути и видели Караван-Сарай. Правда он уже восстановлен, от настоящего осталось несколько камней, но все равно неплохое воспоминание из уроков истории.

Красивые горы по дороге в Армении
Красивые горы по дороге

На обратном пути осмотрели озеро Севан, очень большого размера, жаль вода была прохладная и мы не смогли в нем искупаться, зато перекусили жареной севанской сиги и люля-кебаб из раков. Рыбка там превосходная, а вот люля-кебаб скорее коммерческий ход, на мясо раков он совсем не похож на вкус.

фото: Озеро Севан в Армении
Озеро Севан

Очень рекомендую купить копченой рыбы около Севана – такой вкусной рыбы больше я не ел нигде.

Также посетили Джермук – город в котором разливают одноименную минеральную воду. Попробовали ее со всех источников с разной температурой, но особого впечатления на нас она не произвела, в бутылках пить ее более привычно.

Потихоньку наше приключение подходило к концу и мы приближались к границе. По пути конечно же не упуская возможности взглянуть на различные  достопримечательности.

Дорога к этому КПП уже была намного лучше, но здесь было намного больше машин. Закрыв временный ввоз, мы с легкостью прошли таможню, где таможенники расспрашивали нас о впечатлениях о стране и о людях.

Перед поездкой полезно предварительно рассчитать на карте расстояние между городами на автомобиле и ориентировочный расход топлива.

Если вы собираетесь в Беларусь, то прочитайте несколько советов на эту тему.

Путешествия на автомобиле https://voditeliauto.ru/sovety-voditelej/puteshestviya-na-avtomobile.html все больше пользуются популярностью.

В целом страна очень располагает к туризму – множество достопримечательностей, все хорошо оборудовано, относительно дешево, хороший сервис, но вот отменить бы этот временный ввоз и страховку, мне кажется было бы больше желающих поехать в эту солнечную страну.

Вернусь ли я туда еще? Очень может быть.

Также для начинающих любителей путешествий рекомендую данную страну для посещения. От границы России до Еревана всего 500 км. Обязательно пробовать там коньяк, пить минеральную воду в больших количествах, есть раков, которые стоят там очень дешево.

Автор — Александр Филатов, водитель-путешественник.

ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>

10 комментариев к “Путешествие в Армению на машине”

1. Достаточно доступная возможность с семьей побывать в Армении на машине. Авиабилеты влетят в копеечку.

2. Ездил в Армению прошлым летом. Природа, горы, храмы просто чудесные, а вот с дорогами везде кроме столицы беда.

3. Хорошие впечатления стоят намного дороже страховок и бензина! Поставлю пунктик, надо бы заценить этот маршрут))

4. Никогда не совершал поездки в этот регион, но каждый год путешествую на машине по Белоруссии, Украине, Казахстану. Очень интересные путешествия. В Армению придется ехать через Грузию, проблем не будет?

5. Кажется, теперь я знаю, куда повезу свою семью на следующее лето. Поистине уникальное, невероятно красивое место)

6. На машине выгодно ехать, если всей семьей, и если едете не из городов, где авиабилеты дешевые. Летал в прошлом году и на семью обошлись билеты аж в 60 тысяч, когда на машине туда-обратно было бы тысяч 20.
    В этот раз точно поеду на машине. Что касается пересечения границ, то там сложного ничего нет, когда путешествовали по Армении и Грузии, пересекали границы, по времени немного.
    Ну и Армению очень советую, там цены очень низкие, чистый воздух и классные люди. Что касается дорог, то с натяжкой они неплохие.

7. Сейчас с Грузией довольно натянутые отношения, так что если вы например из Москвы, то гораздо проще прилететь на самолете и нанять машину для путешествий с водителем.
    Хочу сказать, что стоит это не очень дорого, около 4-4.5 тысяч в день, и если разделить это на 3 человек допустим, то сумма получается смешная.
    Можете вообще каждый день ездить и осматривать достопримечательности, ко их в Армении нереальное количество. Обязательно посмотрите Татев.

8. Если еще не были, то советую. Вы будете в реально шоке в хорошем смысле этого слова.
    Армяне очень близки к нам по менталитету и отлично относятся к русским, а уж цены тут раза в 3 ниже, чем в России.
    Чистый воздух, умопомрачительная природа и куча достопримечательностей. Только на Ереван советую выделить дня 3, там есть что посмотреть. А еще Татев, Севан, Гарни, Хор Вирап и многое другое.
    Через границу проходили без проблем и быстро. Полиция вообще не останавливала ни разу.

9. Армяне — это самый отзывчивый и добрый народ, что я встречал. Вам поможет абсолютно любой человек и говорят все по-русски.

Что касается автопутешествий, то сразу скажу, дороги плоховатые, особенно горная часть. К некоторым достопримечательностям придется ехать 2-3 часа по колдобинам и со скоростью 30-40 км в час, но оно того стоит.

Полиция ни разу не останавливала за месяц.

10. Ехали в Дагестан, тот же Кавказ. Ну очень там круто. Люди боятся, думают, что там опасно, но напрасно. Действительно стоящее, красивое и интересное место, чтобы посетить. Только не надо ехать через Калмыкию. Ничего, кроме степей и ужасных дорог там нет.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).