Нормально заряженный аккумулятор – непременное условие комфортной езды. В холодное время года особенно важно, чтобы аккумулятор обеспечивал надежный запуск двигателя автомобиля.
Современные автомобили, особенно представительского класса, имеют блок управления зарядкой АКБ, который следит за основными параметрами процесса. В транспортных средствах бюджетной категории такие устройства отсутствуют. Опытные водители выполняют эту задачу самостоятельно. Рассмотрим, как произвести наиболее полный контроль за процессом зарядки аккумулятора.
Причины нарушения процесса зарядки аккумуляторной батареи
Основной параметр в процессе зарядки АКБ – ток заряда. От его величины зависят многие параметры.
Скорость восполнения емкости
Бытует мнение, что для нормальной зарядки аккумулятора ток заряда должен составлять 10% от его емкости, т.е. при емкости аккумуляторной батареи 50 Ампер*часов ток заряда будет составлять 5 Ампер. При таких условиях полностью разряженный аккумулятор будет набирать свою емкость до номинала 10 часов.
Представьте, вас завели от проводов другой машины в зимнее время, и для того, чтобы дать полностью зарядиться автомобильному аккумулятору, необходимо 10 часов подряд ездить на машине, то есть проехать километров пятьсот.
Считается, что для восполнения заряда аккумулятора до номинального значения достаточно проехать 30 километров в нормальном цикле, а в условиях городских пробок наполовину меньше. То есть, если ваша работа находится на расстоянии более 10-ти километров от дома, этого вполне достаточно, чтобы не беспокоиться о дозаряде АКБ вне машины.
Иной случай, когда работа рядом с домом. Вы потратили емкость при запуске авто, быстро доехали до работы, затем также домой. Через неделю-другую у вас разрядился аккумулятор. И совсем не потому, что что-то не в порядке с машиной, просто такой ритм езды.
В этом случае следует подумать о прогреве двигателя даже в теплое время года только для того, чтобы аккумулятор был всегда в заряженном состоянии.
Вернемся к току заряда. Если на автомобиле достаточно проехать 30 километров для полного заряда аккумулятора, а не 500, как в примере, следовательно, и ток заряда генератора автомобиля не 5 Ампер, а значительно выше.
Долговечность АКБ
Нормальный срок службы аккумуляторной батареи – более пяти лет. Подержанные автомобили, пригнанные из-за границы имеют на борту вполне рабочие аккумуляторы семи-девятилетней выдержки. Там, правда, и условия хранения авто другие, и температура зимой побольше.
Есть три причины невысокой долговечности АКБ: нарушение режима заряда аккумулятора, качество аккумуляторной батареи, человеческий фактор, проще говоря, лень.
Начнем с первой. Если аккумулятор заряжается не на полную емкость постоянно, то пластины подвергаются процессу сульфатации. Сульфатацию, или образование сернокислого свинца на пластинах, можно сравнить с язвой желудка у человека, только у людей ее можно лечить, а аккумуляторная язва лечению практически не поддается.
Есть различные методики полного разряда-заряда, заряд импульсными токами. Может на какие-то проценты восстановление есть, но если аккумулятор лег полностью, то увы…
Качество АКБ зависит от производителя. Современные технологии влияют только на увеличение емкости батареи при уменьшении размеров и массы, соответственно, количества свинца.
Как выбрать аккумулятор лучшего качества? Если есть два разных экземпляра с одинаковой емкостью, пусковым током, стоимостью, покупать лучше тот, что тяжелее, там больше свинца, он прослужит дольше.
Про человеческий фактор. Самая главная ошибка, совершаемая владельцами автомобилей, — поставить автомобиль на стоянку осенью вместе с аккумулятором до весны.
Если несколько месяцев аккумулятор проведет в разряженном, даже не полностью заряженном состоянии, да еще в холоде при пониженной плотности электролита, вряд ли он доживет до весны.
Если вы периодически используете автомобиль зимой, то регулярно (пару раз в неделю) необходимо заводить автомобиль и прогревать его не менее пятнадцати минут, проверяя напряжение зарядки.
Если же зимой автомобиль не эксплуатируется, лучше аккумулятор с автомобиля снять, полностью зарядить и хранить в теплом помещении, раз в месяц осуществляя подзаряд.
При каждодневной эксплуатации транспортного средства необходимо производить регулярную проверку зарядки аккумуляторной батареи от генератора.
Как проверить зарядку аккумулятора от генератора
Проверка процесса зарядки аккумулятора возможна следующими методами:
- визуальная диагностика;
- компьютерная диагностика;
- диагностика с помощью приборов физических измерений.
Визуальный контроль
Визуальную диагностику можно и нужно делать хотя бы раз в неделю.
Летом обязательно необходимо осуществлять контроль уровня электролита либо на просвет либо через отверстия долива электролита. Если аккумулятор необслуживаемый, следить за индикаторным окном.
Когда идет процесс перезаряда (слишком большой ток зарядки, он возможен при неисправности генератора), идет выкипание электролита. Это приводит к увеличению концентрации кислоты, разъеданию пластин, еще большему увеличению тока и температуры.
Видео — напряжение зарядки автомобильного аккумулятора от генератора, токи утечки и другие проверки:
Такой лавинообразный процесс может уничтожить аккумулятор за пару часов. Поэтому, если вы увидите над местом установки АКБ какие-то изменения краски, посторонний налет, изменение оттенка корпуса аккумулятора возле одной из банок или крышек доливки электролита, немедленно устанавливайте причину.
Если же контрольное окно аккумуляторной батареи при постоянной эксплуатации находится не в зеленой зоне, значит, процесс заряда нарушен.
К визуальному методу можно отнести и контроль за лампочкой «аккумулятор» на приборной панели. Если она не загорается при включении зажигания, либо не тухнет после запуска двигателя, либо мерцает в зависимости от оборотов двигателя, тогда процесс зарядки аккумуляторной батареи нарушен.
Еще один совет по визуальной проверке процесса заряда. В темное время суток обратите внимание на уровень яркости ближнего-дальнего света при изменении оборотов двигателя. Это лучше сделать, осветив белую стену. Если яркость увеличивается при увеличении оборотов двигателя, значит неправильно работает регулятор напряжения-тока в генераторе, надо проверять генератор.
Компьютерная диагностика
Компьютерная диагностика автомобилей, оснащенных контроллером заряда аккумулятора, даст полную картину работы генератора, блока управления зарядом, уровня работоспособности батареи.
Но таких автомобилей немного. Обычная компьютерная диагностика даст информацию о напряжении бортовой сети. Но ее можно получить и с помощью обычного мультиметра.
Диагностика с помощью приборов
Водители со стажем помнят, что в состав гаражного инструмента непременно входили ареометр и нагрузочная вилка.
Аккумуляторный ареометр служит для измерения плотности электролита. Нормальная плотность от 1,23 до 1,28 г/см.куб. Чем температура ниже, тем плотность должна быть выше, а то аккумулятор замерзнет и выйдет из строя.
С помощью нагрузочной вилки можно определить «подгулявшую» банку и провести ее ремонт.
Сейчас стоимость ремонта будет больше стоимости нового аккумулятора, поэтому эти приборы в любительской практике не применяются.
Самый универсальный прибор контроля зарядки аккумулятора – мультиметр. Как с помощью него осуществить проверку заряда АКБ?
Во-первых, до поездки на холодном двигателе измерьте напряжение на аккумуляторной батарее. Оно должно быть не менее 12,5 Вольт. Включите зажигание. В нормальном случае напряжение упадет на 0,1 – 0,3 Вольта, но все равно должно быть не менее 12,4 Вольт для запуска двигателя.
Далее запускаем двигатель. Проверяем напряжение на аккумуляторной батарее. В случае нормального процесса зарядки аккумулятора напряжение должно быть в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.
Если напряжение будет выше, идет процесс перезарядки аккумуляторной батареи. Это возможно в следующих случаях:
- неисправен генератор (регулятор напряжения, диодный мост, закоротка обмотки возбуждения);
- потеряна емкость аккумуляторной батареи (старение, выкипание, разрушение пластин);
- нарушение в блоке контроля зарядки аккумулятора (при наличии).
Если напряжение менее 13,5 Вольт, это свидетельствует, что заряд идет слабый, неправильно работает регулятор напряжения генератора, возможны проблемы с проводкой.
В случае, когда напряжение вообще не изменилось, наоборот уменьшилось, необходимо проверять генератор либо электропроводку.
С помощью мультиметра можно произвести измерение тока заряда. Для этого необходимо отсоединить толстый провод от генератора. Тщательно его заизолировать (на нем + батареи). Далее подсоединить один щуп мультиметра на освободившийся контакт генератора, другой к плюсу аккумуляторной батареи.
Переключить мультиметр в режим «измерение тока» на предел 10 Ампер. Завести двигатель. Ток заряда вначале будет большим (более 5 Ампер), затем по мере зарядки аккумуляторной батареи будет уменьшаться.
Проверку зарядки аккумуляторной батареи необходимо делать не реже одного раза в месяц, а в зимний период и чаще. Ведь в это время года от исправной работы аккумулятора зависит безопасность водителя и пассажиров.
Не все знают как определить класс страхования ОСАГО и не терять скидку при оформлении полиса..
Использовать ли автомобильные присадки Супротек каждый автовладелец решает сам.
Перед покупкой б/у машины рекомендуется https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/proverit-mashinu-po-vin-kodu.html проверить её в ГИБДД и на сайтах других ведомств.
Видео — как проверить зарядку АКБ от генератора:
Я уже лет 10 как сделал зарядное устройство, которое работает в двух режимах, заряд и десульфатация. В позапрошлом году мужику продал машину. На тот момент аккумулятору было пять лет. Недавно встретил его, аккумулятор он еще не менял, ездит с тем, с каким покупал у меня машину.
Не все зависит от владельца, встречается и брак. Я купил новый аккумулятор 2 года назад и в один прекрасный момент он разрядился. Простоял на зарядке более 12 ч, но толка никакого. Оказалось банка замкнула.
Никогда не пользовался ни зарядным устройством, ни мультиметром, пока не обнаружил придя в гараж полностью разряженный аккумулятор. Причина — 10 дней не пользовался машиной и к тому же не закрыл плотно дверь. Вот и разрядил аккумулятор полностью. Первый аккумулятор был еще на «Зубиле» (ВАЗ 2108), отходил 8 лет без замены, но это еще в лохматые советские времена. А так, при нормальном обслуживании и контроле 3-5 лет можно прожить на одном.
У меня муж проверяет аккумулятор — периодически меряет плотность и мультиметром измеряет напряжение на клеммах при работающем и неработающем двигателе. Говорит если плотность в норме и уровень электролита в норме и напряжение на клеммах более 13,6 вольта при работающем двигателе, то все в порядке. У меня на «Авенсисе» аккумулятор уже 4 года стоит без замены.
Заметил такую особенность — современные аккумуляторы по хорошему служат в среднем по два года, а дальше начинаются самопроизвольные разряды, теряется емкость раза в два. Видимо раньше все таки делали более качественные батареи. А степень заряда легко можно определить по «зеленому глазку». Их сейчас вставляют практически во все батареи. Если глазок зеленый — аккумулятор относительно заряжен, если черный — значит сел. В принципе это простейший ареометр, в котором плавает шарик зеленого цвета, чем электролит плотнее (соответственно батарея более заряжена), тем шарик выше и глазок зеленее.
Да, за генератором нужно постоянно следить. У меня ВАЗ-2110. После мойки подкапотного пространства генератор пришлось заменить, так как этот сломался. Хорошо, что я перед поездкой в другой город зарядил аккумулятор. Еле доехал до дома. Может быть на автомойке так недобросовестно отнеслись к работе, когда мыли именно мою машину, потому что следующая мойка прошла успешно. Так что, ребята, «мойтесь» только на проверенных автомойках. Недавно увидел этот проклятый знак на приборке — «малый заряд аккумулятора». Чуть сердце в пятки не ушло, оказалось, провод возбуждения слетел. Теперь проверяю раз в месяц.
Статью подробно прочитал и кое в чем не согласен с автором. За рулем более 30 лет. Поменял 2 машины. По моему опыту и по мнению специалистов автоэлектриков, генератор никогда полностью не заряжает аккумулятор. Заряд по их мнению около 85%. Поэтому, ну хотя бы раз в месяц необходимо проверять заряженность батареи и производить подзарядку зарядным устройством. Что я делаю. За 30 лет сменил 4 аккумулятора и все они отходили в среднем около 7 лет, это и наши российские и импортные типа Varta и Bosch. Кроме того, как пишут в комментариях некоторые товарищи, регулярно проверяю мультиметром напряжение на аккумуляторе как при заглушенном двигателе, так и при работающем (напряжение зарядки). Все это помогает мне держать батарею в исправном состоянии длительное время.
Я год назад купил аккумулятор и просто измучился, спустя полгода постоянно разряжается и в жару, и в холод! Довел до нормальной плотности электролита, отключил саб и все рано садится! Плюнул и купил зарядное устройство, теперь заряжаю примерно раз в 10-15 дней, в планах сдать этот аккумулятор и купить новый.
К сожалению современные аккумуляторы, как и другие устройства изготовители делают так, чтобы они отслужили заявленный производителем срок службы и всё. Как у них так получается, загадка, но факт.
Сейчас, к сожалению, все изготавливают с расчетом на непродолжительный срок работы, чтоб покупали снова и снова. Аккумуляторы в том числе.
Последние лет 12 я регулярно меняю автомобили и аккумуляторы не успевают «сдохнуть», а до этого долго ездил на «Ниве» и вот там с проблемой незарядки акка от генератора сталкивался. Причина была все время одна: отваливался провод от выпрямительного блока. То плохой контакт, то обрыв. Причем, иногда визуально вроде все нормально, а подзарядки нет. А вообще причин много может быть. В том числе «одноразовые» аккумуляторы, так сказать «фишка современной эпохи».
Три года назад купил самый дешевый АКБ за 2000_ до сих пор крутит нормально. Цена не главное, и на рекламу вестись не надо.