Технология Absorbent Glass Mat (AMG) предложена специалистами Gates Rubber Company в 1972 году. Ее особенность состоит в применении абсорбированного электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах.
Аккумуляторы AGM имеют свойства, которые не позволяют производить их зарядку по технологии аналогичной с обычными аккумуляторами, они имеют особенный режим эксплуатации.
Поэтому, если в базовой комплектации автомобиля установлен аккумулятор AGM, необходимо его заменять на батарею, изготовленную по такой же технологии. В противном случае, бортовой компьютер автомобиля может обычную свинцово-кислотную батарею определить, как «незаряженную», или даже не увидеть ее вообще.
AGM аккумуляторы — что это такое
Абсорбция (от латинского absorbere — поглощать) – поглощение сорбата сорбентом. В качестве сорбата в аккумуляторах AGM выступает электролит, в качестве сорбента – сепараторы из стекловолокна.
Говоря простым языком, стекловолокно поглощает кислотный электролит, в жидком виде электролит в аккумуляторах AGM уже не содержится. И это не единственное достоинство таких аккумуляторных батарей.
Сепаратор из стекловолокна удерживает кислотный электролит за счет капиллярных сил. Кроме этого, для более лучшей адсорбции в электролит иногда добавляют присадки.
Видео — тип аккумулятора AGM что это такое:
Мелкие поры сепаратора заполняются электролитом, более крупные служат для рециркуляции газов. За счет этого понижается количество газов, покидающих батарею в процессе длительной работы.
Аккумуляторы AGM имеют плоскую и спиральную конфигурацию. Технология размещения пластин в аккумуляторе плоского типа изображена на рисунке:
Вид в разрезе:
Технология спиральных блоков SpiraCell была запатентована Johnson Controls Company. В настоящее время производство таких батарей осуществляется только с разрешения этой компании, в основном в Северной Америке.
Вид такой спиральной батареи в разрезе:
К технологическим особенностям относится и то, что пластины изготавливаются из чистого свинца без вредных примесей сурьмы. Это также способствует более быстрому процессу заряда.
Видео — распил спиральной батареи Optima Yellow Top:
В процессе заряда, особенно при его окончании, на отрицательных пластинах выделяется большое количество водорода, не успевающее регенерировать во внутреннем объеме аккумулятора. Для вывода его в пространство вне АКБ применяются специально разработанные для этого типа батарей клапаны:
Преимущества технологии AGM
Преимущества батарей этого типа:
- отсутствует необходимость обслуживания;
- конструкция герметична (относительно, есть клапан выброса газов), нет вероятности повреждения клемм и кузова при испарении кислотных паров;
- в момент возможной аварии не происходит выливание электролита, минимальна вероятность взрыва батареи;
- герметичность конструкции дает возможность крепления АКБ практически в любом положении, за исключением «вверх дном»;
- стабильная работа при понижении температуры до минус 30 градусов Цельсия (не рекомендуется использовать слабо заряженную АКБ при более низких температурах, это связано с опасностью кристаллизации электролита в сепараторах);
- АКБ с технологией AGM менее чувствительны к сильным вибрациям;
- способность в три-четыре раза больше выдерживать процессы полного разряда-заряда, чем обычные батареи;
- повышенная скорость заряда (до двух раз);
- способность длительное время находится при полуразряде без изменения электрохимических свойств;
- повышенный срок службы;
- более низкая цена, чем у аккумуляторов по технологии GEL (они относятся к такому же типу АКБ Valve-Regulated Lead–Acid battery VRLA).
Не случайно до сих пор некоторые военные самолеты (B-52, F-18) комплектуются аккумуляторами AGM.
Недостатки
Недостатки AGM аккумуляторов такие же, как и у обычных свинцово-кислотных: большая масса, токсичность свинца, падение напряжения при пониженных температурах плюс более высокая цена по сравнению с традиционными АКБ и чувствительность к повышенному напряжению зарядки (крайне не рекомендуется).
Как заряжать AGM аккумулятор
Существует несколько способов зарядки AGM аккумуляторов, которые можно разделить на: многоступенчатая (двух- либо трехступенчатая) зарядка и одноступенчатая зарядка.
Трехступенчатая
Трехступенчатую зарядку производят большинство производителей. Суть ее состоит в том, что первоначально АКБ заряжается от источника напряжения 14,2 – 14,8 Вольта током, соответствующим 10 – 30% от емкости аккумулятора. Это так называемый основной цикл. Во время основного цикла батарея восполняет до 80% емкости. Например, если АКБ имеет емкость 100 ампер-часов, выбирается ток заряда 10 Ампер (10%), то до 80% емкости он зарядится примерно за 8 часов.
Затем следует накопительный цикл, напряжение источника уменьшается приблизительно на 0,3 Вольта. В это время батарея восполняет заряд до 100% (приблизительно за 3-4 часа).
Третий этап – плавающий заряд (хранение). Он происходит при напряжении источника 13,2 – 13,8 Вольта.
Двухступенчатая
Двухступенчатый заряд рекомендован производителями во время эксплуатации АКБ. Он аналогичен трехступенчатому, за исключением процедуры третьего этапа.
Одноступенчатая
Одноступенчатый заряд производится только в режиме быстрой зарядки током 10 – 30% от величины емкости аккумулятора от источника напряжения 13,3 – 13,8 Вольт.
Многие автолюбители измеряли напряжение на АКБ во время работы двигателя автомобиля, то есть в момент заряда от генератора. На некоторых автомобилях оно может достигать до 15 Вольт и выше. Понятно, что устанавливать аккумуляторы AGM на такие авто не следует.
Зарядку аккумуляторов лучше производить на специальных устройствах, например Hyundai HY 1500 Expert:
В процессе заряда необходимо контролировать температуру корпуса АКБ, которая не должна превышать 50 градусов Цельсия, напряжение заряда (ни в коем случае не более 15,2 Вольта, это может ускорить гидролиз, привести к увеличению концентрации кислоты).
Общий совет
Устанавливайте аккумуляторы AGM только в автомобили, где такая батарея устанавливается в штатном режиме, то есть заводом-изготовителем. Иначе есть риск, что АКБ быстро придет в негодность. Таких случаев много.
Как правильно подобрать аккумулятор по марке авто и где это можно сделать.
Какой фирмы батарею стараются покупать автовладельцы для своего ТС.
Как правильно снять АКБ https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/kak-pravilno-snyat-akkumulyator-s-avtomobilya.html с автомобиля.
Видео — куда их ставят:
Оказывается такая сложная система зарядки, даже не подозревала, а муж включает на ночь в розетку самодельный зарядник и все, утром едем без проблем.
Даже не знала о существовании подобного аккумулятора) Особенно актуально то, что он стабильно работает до минус 30 градусов, имеет повышенную скорость заряда и долгий срок службы.
Вот и дожили мы до разнообразия аккумуляторных батарей. Только пойдет ли это разнообразие на пользу? Насколько понял, заряжать это чудо инженерной мысли целая наука, и зарядка специальная и что бы не грелся. А еще меня смущает очень горючий водород сбрасываемый через клапан. Плюс конечно работа при низких температурах и отсутствие необходимости следить за уровнем электролита. Но все же как-то сложно все.
Аккумулятор хорош тем. что в нем отсутствует электролит, не надо постоянно следить за его уровнем, но надо покупать специальное зарядное устройство.
Аккумуляторы AGM можно устанавливать в любые автомобили, будут нормально работать, проверено.
Аккумуляторы AGM неплохие,но я слышал что у них есть небольшой минус если заряжать дома без спец оборудования можно спалить. Они не любят перезарядки.
— 30 это не предел для такого аккумулятора. Под Новый год у нас было -47 и завелся без проблем. Не пожалел, что приобрел.
Если говорить про повышенную скорость зарядки, то это и не такой большой плюс. А вот цена на эти батареи не маленькая.
Достаточно интересный аккумулятор в плане своей конструкции. Благодаря тому, что пластины сделаны из чистого свинца сокращает время зарядки, в отличии от других аккумуляторов.
Интересно было узнать кем разработан и запатентован аккумуляторы AGM, а именно компанией Johnson Controls Company. И самое удивительное, что разрешение на производство таких батарей осуществляется только этой компанией.
А вот теперь обычная математика: стандартный АКБ за 5-7 тыс. рублей служит как минимум 4-5 лет (если не было заводского брака). И за это время не особо его кто-то обслуживает (это прошлый век). И скорость заряда никого не волнует, это же не электромобиль. А AGM аккумулятор по такой цене действительно может быть применим пока что только в армии.
Интересно, каков этот «повышенный срок службы»? Если раза в два по сравнению с обычной батареей, то определенно достойно внимания.
На моём мерседесе 12 лет отработал только сейчас начал сдыхать