Признаки неисправности регулятора холостого хода (РХХ) и как его проверить на работоспособность, почистить или заменить

Регулятор холостого хода (РХХ) – один из главных исполнительных механизмов системы управления двигателем. От его корректной работы зависит стабильность оборотов на холостом ходу, потребление топлива, ситуации с внезапным глушением двигателя.

датчик холостого хода ДХХ

РХХ находится в рабочем состоянии практически постоянно, поэтому его ресурс не очень большой, обычно до 200.000 километров. В практике ремонта двигателей автомобилей даже с небольшим стажем отказ регулятора встречается достаточно часто.

РХХ: что это такое и его принцип работы

Регуляторы холостого хода обычно построены по двум схемам:

  • прямое регулирование дроссельной заслонки;
  • регулирование пропускания обходного канала дроссельной заслонки.

В качестве исполнительного механизма в бензиновых двигателях обычно применяется шаговый двигатель. Он имеет преимущества по сравнению с другими приводами: большая точность, меньшее потребление тока, возможность управления в импульсном режиме.

Схема подачи воздуха через обходной канал изображена на рисунке:

как работает датчик холостого хода

Таким образом, при полном закрытии дроссельной заслонки обороты двигателя поддерживаются за счет частичного притока через обходной (дополнительный или байпасный, от bypass – двигаться в обход) канал.

Запорная игла клапана РХХ, перемещаясь по командам блока управления двигателя, регулирует ширину зазора клапана, соответственно, поступление воздуха в двигатель, от которого зависят его обороты.

Для каждого типа двигателя производитель устанавливает оптимальную частоту оборотов на холостом ходу, которая обычно находится в пределах от 600 до 1000 оборотов в минуту.

Регуляторы оборотов прямого действия на заслонку регулируют непосредственно угол предельного закрытия заслонки, оставляя небольшую щель для поддержания поступления во впускной коллектор воздуха, соответственно, обеспечения холостых оборотов.

Контроль количества оборотов блок управления обычно производит по сигналу оборотов двигателя, поступающему с датчика коленвала.

Отдельного датчика холостого хода, как ошибочно думают некоторые автолюбители, в современных автомобилях нет.

Большинство систем управления двигателем построено таким образом, что при нажатии педали акселератора и увеличении оборотов, привод РХХ отключался и оставался в последнем до ускорения состоянии. Таким образом, уменьшается нагрузка на привод регулятора.

В дизельных двигателях для поддержания холостых оборотов используется регулирование поступления топлива также по байпассному типу. Для этого в топливных насосах высокого давления применяется специальная электронная система регулирования.

В качестве приводов РХХ в топливных насосах высокого давления используются соленоидные либо роторные клапаны. Такие приводы используют только два уровня открытия байпассного канала – «открыто» либо «закрыто».

Данным способом трудно обеспечить точную установку холостых оборотов. Поэтому клапаны управляются широтно-импульсным модулированным сигналом высокой частоты (ШИМ-модуляция). Чем больше ширина импульса, тем большее время за период открыт байпассный канал, то есть обороты увеличиваются.

Импульсные транзисторы, управляющие работой клапана, часто устанавливаются в электронном блоке на топливном насосе. Для их охлаждения используется протекающее через насос дизельное топливо.

Если топливо заканчивается, транзисторы перестают эффективно охлаждаться, перегреваются и выходят из строя. Сами транзисторы стоят недорого, а работа по их замене недешевая. Поэтому ездить на последней капле дизтоплива не стоит!

Признаки неисправности РХХ

Основными признаками неисправности регулятора холостого хода являются:

  • «плавание» оборотов двигателя на холостом ходу;
  • повышенные либо пониженные обороты двигателя;
  • самопроизвольная остановка двигателя при переключении коробки передач в нейтральный режим;
  • в момент холодного запуска двигатель работает на повышенных оборотах, по мере прогрева их сбрасывает, отсутствие этого режима также признак неисправности регулятора;
  • уменьшение частоты оборотов двигателя при включении дополнительной нагрузки (печки, фар, щеток и других мощных потребителей).

Где находится регулятор и его конструкция

Внешний вид РХХ с байпассной системой изображен на фото:

как выглядит датчик холостого хода

Вид в разрезе:



 

устройство ДХХ

РХХ в некоторых случаях можно отремонтировать, если оборвалась обмотка, или заклинило шток. Разборку регулятора следует производить с особой аккуратностью. В некоторых случаях его можно восстановить при помощи очистки.

Типичное место расположения РХХ – непосредственно на дроссельной заслонке.  Демонтаж регуляторов обычно не вызывает сложностей.

где стоит датчик холостого хода

Как проверить регулятор холостого хода

Компьютерная диагностика обычно выдает сообщения об ошибке РХХ в виде сообщения типа «регулятор холостого хода, короткое замыкание или обрыв цепи». Обычно, как раз, неисправность заключается в обрыве цепи.

Это может быть неисправность обмотки (обрыв) непосредственно регулятора либо нарушение электрической связи с блоком управления двигателем. И тот, и другой вариант следует проверить.

Проверить исправность обмоток можно с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления на пределе 200 Ом. Сопротивление обмоток исправного шагового двигателя обычно находится в пределах от 30 до 100 Ом.  К обмоткам подключаются через разъем регулятора холостого хода согласно электрической схеме.

Видео — проверка, диагностика и замена РХХ на Ланос, Шанс, Форза, Черри, Сенс:

Очень частая причина поломки регулятора холостого хода – заклинивание штока. В него попадает влага, посторонние жидкости, пыль, что приводит к его коррозии и заклиниванию. Для того, чтобы это проверить, необходим специальный генератор импульсных сигналов для принудительного управления привода регулятора. Такая проверка возможна только на СТО. В этом случае может помочь чистка.

Самый надежный способ проверки работоспособности – установка заведомо исправного регулятора холостого хода от аналогичного двигателя.

Как почистить

Для того, чтобы почистить РХХ, его необходимо демонтировать со штатного места и отключить от разъема.

Некоторые специалисты сразу прибегают к чистке агрессивными средствами типа WD. Это неправильно.

Необходимо сначала попробовать расклинить регулятор нейтральной силиконовой смазкой. Не страшно, если она попадет внутрь регулятора. Если смазка не помогла, последовательно приступают к очистке при помощи спирта, растворителей, средств для очистки карбюраторов, и наконец, если ничего не помогло, самой агрессивной WD-шки.

Чистку осуществляют методом частичного замачивания области шток-рабочее отверстие на 10-15 минут, после чего можно продуть эту зону компрессором.

В некоторых случаях причиной неисправности системы регулирования холостого хода является засорение байпассного канала. Его необходимо прочистить в первую очередь. Чистка канала может производиться любыми подходящими средствами при помощи мягких кисточек из натуральных волокон.

Замена

При замене РХХ необходимо обратить внимание на положение штока клапана регулятора. Ни в коем случае он не должен быть значительно выдвинут. Такое возможно, если перед установкой его подключить к разъему и включить зажигание. Вручную вдвигать шток нельзя.

Если регулятор с выдвинутым штоком установить и зажать установочные болты, возможно повреждение регулятора (срезание червячной передачи). Регулятор с такой неисправностью ремонту не подлежит.

После замены регулятора холостого хода в некоторых автомобилях требуется процедура калибровки. Она производится при помощи диагностических устройств на специальном оборудовании.

В большинстве автомобилей процедура калибровки (адаптации) производится автоматически при включении зажигания.

Советы

Чтобы продлить срок службы регулятора холостого хода, следует:

  • своевременно менять воздушный фильтр;
  • во время стоянки авто зимой периодически заводить двигатель, прогревать, производить перегазовки, чтобы разрабатывать регулятор для предотвращения его заклинивания;
  • избегать попадания посторонних жидкостей в зону дроссельной заслонки (спреи «быстрый запуск» регулятору не представляют опасности).

Смотрите как проверить шаровую опору и вовремя её заменить.

Где обычно расположен электронный блок управления двигателем автомобиля.

Как производится проверка датчика массового расхода воздуха https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-datchika-dmrv.html мультиметром.

Видео — проверка РХХ:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


17 комментариев к “Признаки неисправности регулятора холостого хода (РХХ) и как его проверить на работоспособность, почистить или заменить”

  1. Месяц назад столкнулась с такой проблемой, обороты плавали так, что машина почти глохла, приходилось давать газу или на парковке сразу глушить двигатель.

  2. Если машина подгозовывает как бы сама, т.е. на педаль не жмешь, а обороты растут, где-то до 1500-1800. Может ли это быть датчик ХХ или это заслонка?

  3. Не стоит сразу бежать покупать новый РХХ. Точно так же машина ведет себя при подсосе воздуха в задроссельное пространство. Это вам не карбюратор, электроника старается вытянуть параметры и смазывает картину.

  4. Вот понравилось мне как раскрыта тема. Поменять не проблема, расположен удобно, снять минута, поставить пол, а потом бац — необходима калибровка в СТО. Современный автомобиль экономичен, эстетичен, но до чего не надежен. Вот если накроется этот датчик на межгороде? Допустим есть запасной, а калибровать как? Нет, по моему мнению на ряду с машинами битком набитыми электроникой должны бить и простые карбюраторные, что бы были просты и дешевы в ремонте.

  5. Недавно так случилась машина начала то дергаться то глохнуть на холостом. Снял рхх решил почистить. Нечего не дало, купил новый поставил проблема решилась.

  6. Мой автомобиль ВАЗ 2115, проехал уже более 200.000 км. Недавно заменил регулятор холостого хода, самостоятельно. Совсем несложно, а главное быстро. На видео довольно подробно показано.

  7. То, что ресурс рассчитан на 200 тыс. км, еще не показатель. На Рено Логан вышел из строя на 64 тысячах, хотя эту машину считаю очень надежной. Понять, что вышел из строя регулятор не сложно. На холостом ходу прыгают обороты, обычно вверх. Если не «лечить», через пол тысячи километров может и заглохнуть машина.

  8. Хочу сказать, что на Российских авто РХХ не ходит по 200 тыс км. Поэтому советую иметь запасной, тем более цена в 400-700 рублей приемлемая.

  9. Читаю и понимаю, что развели меня сегодня на СТО на деньги. Приехала фильтры поменять, а тут РХХ всплыл неожиданно. Сама не понимаю, мастер сказал все плохо

  10. Менял РХХ, но всё равно, как машина прогрелась, холостые плывут. Значит, дело не в бобине?

  11. В прошлом году осенью, выезжая с дачи заметил, что двигатель стал работать по другому – обороты на холостом ходу начали плавать (то самопроизвольно возрастать, то снижаться). А когда поехал, то перед выездом на автостраду сбросил газ и движок вообще заглох. С этим столкнулся первый раз и по началу пришлось лезьть в интернет. Вот после этого и пришла мысль проверить датчик ХХ.
    Нашел где он у меня стоит и снял с него колодку с проводами, пришлось помучиться – отодвигать дроссельный узел от ресивера.
    Сначала проверил подводится ли напряжение к датчику, для этого беру вольтметр, минусовую колодку на массу, а плюс к колодке на вывод А и на D (они хорошо видны на колодке). Если при включении зажигания есть 12 V, напряжение подается, нет, неисправна цепь питания. У меня цепь была в порядке.
    Далее пришлось проверять сам датчик. Присоединяем тестер к выводам А и В, потом С и D – сопротивление должно быть около 53 Ом, потом идем дальше – меряем пары А и С, В и D. Здесь – должна быть бесконечность. У меня было около 40кОм.
    Можно использовать еще один вариант, только для этого датчик надо снять. Работающий датчик в момент отключения питания выдвигает свою иглу (теретически), поэтому вы почувствуете маленький толчок в палец – если нет, меняем датчик.

  12. Как правило, если обороты начинают плавать, то чистка РХХ помогает лишь не на долго. Месяц, два и по новой приходится чистить и так по кругу, по этому замена сбережет нервы и избавит от хлопот.

  13. Согласен с тёзкой — чистка помогает далеко не всегда и не надолго (приходилось неоднократно сталкиваться). Учитывая приемлемую цену и не слишком часто случающиеся поломки — есть смысл просто заменить на новый, я во всяком случае по многим недорогим узлам придерживаюсь именно такой практики. Ну а так-то вам решать…

  14. Являюсь «счастливым» обладателем шевроле ланос 2006 года выпуска.1.5 литра (ДОНС). Проблема в том, что холостые обороты падают до «ХОЛОСТЫХ» только после полной остановки авто (когда заканчивается кручение колес) в прямом смысле слова. При этом я не нажимаю на газ, тормоз, ручник и не торможу ногами. Пока авто катится, холостые обороты держатся… ну может на 1000. Как только колеса перестают крутиться, они падают. Такое ощущение, что РХХ привязан к одному из колес. Помогите…??? По городу бака хватает на 270 км. Снял РХХ, почистил, проехал на половине бака 185 км. Потом началось как раньше (литров 15 на 80 км). ПОМОГИТЕ.

  15. Алексей,
    в таком случае можем порекомендовать а) сделать диагностику автомобиля, б)заменить РХХ.

  16. Признаки неисправности РХХ: не держит холостой ход, троит на хх, затрудненный пуск двигателя. Если вам приходится нажимать газ при запуске движка, будьте уверены что причина в регуляторе хх. Если вы не помните когда проводили чистку дроссельной заслонки, то проблемы скорее всего с нагаром на штоке регулятора. Промывать можно используя очиститель карбюратора.
    Проверку РХХ проводят проверкой обмоток электродвигателя. Замеряем сопротивление на первых двух обмотках и потом на двух вторых. На выводах А,Б и СD – 40-80 Ом. На выводах А и С, А и D, В и С, В и D бесконечность. Если есть какое либо несоответствие, замена, благо цена позволяет.

  17. Снял, почистил, промыл, продул, поставил на место. Итог: автомобиль стал троить так, что мама не горюй (:

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).