Автомобиль Fiat 500 – далеко не самый популярный и распространенный городской компакт на нашем рынке. Тем не менее, оригинальные маленькие хэтчбеки, выполненные в ретро-стиле, нет-нет да и попадаются на российских дорогах. А в Европе, между прочим, этот автомобиль давно пользуется заслуженной популярностью, которая лишь немногим уступает легендарному Мини.
Мы решили понять, чем же привлекает Фиат 500 своих владельцев, каков этот автомобиль и в чем секрет его успеха за рубежом и почти полного провала продаж в нашей стране.
Автомобиль Fiat 500
Имя Fiat 500 является легендарным на автомобильном рынке. Первая модель, вышедшая на рынок под этим индексом в 1957 году, стала одним из самых популярных и доступных автомобилей в Италии.
Послевоенный кризис в стране, связанный с крахом режима Муссолини, поражением во Второй Мировой войне, падением Третьего Рейха и введением жестких экономических мер в отношении потерпевших поражение государств привел к тому, что людям, потихоньку начинавшим улучшать свое материальное благосостояние, требовался предельно простой и доступный автомобиль.
Собственно говоря, им и стал Фиат 500, который с незначительными доработками выпускался компанией вплоть до 1975 года. При этом выпуск маленького автомобильчика длиной в три метра и оснащенного двухцилиндровым мотором с воздушным охлаждением, осуществлялся не только в самой Италии, но и в Австрии.
Кстати, по мнению многих, именно Фиат 500 стал прообразом советского «народного автомобиля» ЗАЗ-965, хотя, на самом деле, в качестве образца советскими инженерами рассматривалась более вместительная модель, производимая под индексом Фиат 600.
Казалось бы, эпоха доступного итальянского автомобиля для города минула весьма давно, однако в середине 2000-х годов на автомобильный рынок вошла мода на ретро-стиль, отправной точкой в которой стал легендарный Мини-Купер, возрожденный немецким автогигантом BMW.
Итальянский концерн также не хотел упускать выгодной рыночной ниши и решил обратиться к собственной истории, возродив имя и облик легендарного автомобильчика в современном исполнении. Собственно, именно так и появился на свет современный Фиат 500, который был представлен широкой общественности в 2007 году.
Сохранив узнаваемые черты своего предшественника, Fiat 500 в новой генерации стал совершенно другим автомобилем, построенным по совершенно иным принципам современной инженерии. Машина получила безопасный кузов со сминаемыми зонами программируемой деформации, что позволило ему заслужить статус одного из самых травмобезопасных «компактов» на рынке.
Салон, также выполненный в ретро-стиле, получил, помимо экстравагантной внешности, все современные опции, включая электроприводы, климатическую установку и передовую мультимедийную систему. Наконец, машинка, в отличие от предтечи, стала четырехместной, несмотря на крохотные габаритные размеры.
Однако главное, в чем новый Fiat 500 ушел от исторического прототипа, была цена. Из самой бюджетной малолитражки на рынке новый Фиат 500 превратился в дорогую игрушку для весьма обеспеченных автолюбителей. Совсем недавно на рынке появился и пятидверный кроссовер Фиат 500Х, который, к сожалению, в нашу страну пока официально не поставляется.
Надо сказать, что появление Фиат 500 стало настоящим прорывом в классе компактных хэтчбеков. Его дизайн был высоко оценен автомобильным сообществом в Европе, и компакты особенно полюбились женщинам и… представителям не совсем традиционной ориентации, что было отмечено званием лучшего автомобиля года по мнению геев.
Собственно, этот факт, широко разрекламированный в Европе, послужил серьезным поводом для провала продаж в нашей более ортодоксальной стране, хотя автомобиль у Фиат получился действительно интересный как в плане внешности, так и технических характеристик.
В частности, первая попытка продавать автомобиль была предпринята еще в 2010-м году, однако машина, предлагаемая в единственной комплектации по цене около 550 тысяч рублей, не заинтересовала покупательскую аудиторию.
Совсем недавно дилеры вновь попытались вывести Фиат 500 на отечественный рынок, предлагая сразу несколько версий, однако продажи остаются весьма скромными.
Технические характеристики Фиат 500
Fiat 500 с точки зрения технических характеристик является достаточно передовым автомобилем класса «А» по европейской классификации. Так, длина машины составляет 3546 миллиметров при ширине в 1627 миллиметров и высоте в 1488 миллиметров.
Колесная база для такого небольшого автомобильчика достаточно большая – порядка 2.3 метра, благодаря чему удалось обеспечить приемлемый запас пространства на заднем сидении, хотя доступ туда ввиду трехдверной компоновки не очень удобен.
Тем не менее, по данной характеристике Фиат 500 превосходит знаменитый Smart – двухместный компакт, предлагаемый за сходную стоимость. К сожалению, обеспечение «четырехместности» обернулось для покупателей и существенной потерей, поскольку объем багажника здесь составляет всего 185 литров.
Впрочем, для типичного городской малолитражки данный показатель не играет существенной роли, а для пары пакетов из супермаркета или небольшого чемодана вместительности Фиат 500 хватает вполне.
На российском рынке Fiat 500 предлагается с двумя типами моторов, которые могут состыковываться как с пятиступенчатой механической коробкой передач, так и автоматической трансмиссией. Первый двигатель имеет рабочий объем в 1.2 литра и выдает мощность в 69 лошадиных сил, а второй 1.4-литровый агрегат существенно мощнее и развивает 100 лошадиных сил.
При этом с базовым мотором и МКПП машинка способна разгоняться до 100 километров в час за 12.9 секунды и набирать 160 километров в час максимальной скорости. У стосильной версии данные показатели составляют 10.5 секунды и 182 километра в час соответственно. Как видим, для своего класса Фиат 500 весьма динамичный автомобиль.
Подобные характеристики вынудили инженеров вплотную подойти к настройке подвески, рулевого управления и тормозов. Так, машина имеет дисковые тормоза на всех колесах, стойки «Мак-Ферсон» спереди и полунезависимую торсионную подвеску сзади.
Амортизаторы настроены на достаточно динамичную езду, а стабилизатор поперечной устойчивости позволяет эффективно удерживать машину на заданной траектории в поворотах, что делает управляемость «малыша» весьма приятной.
Комплектации и цена Фиат 500 в России
Наученные горьким опытом продаж Фиат 500 при первом выходе на рынок, дилеры сегодня предлагают машину сразу в нескольких комплектациях, которые довольно серьезно различаются между собой. Тем не менее, цены на Fiat 500, в сравнении с предыдущими, существенно выросли, что, во многом, связано с тем, что машина в России не выпускается, а страной-производителем Фиат 500, поставляемых к нам, выступает Польша.
Фиат 500 имеет следующие комплектации и цены.
Pop
Цена — 750 000 рублей, версия с АКПП – 781 000 рублей.
Включает:
- противозаносная система и ABS;
- фронтальные, боковые, коленная подушки безопасности и надувные шторки на окнах;
- кондиционер или климат-контроль при доплате в 15 тысяч рублей к базовой стоимости;
- гидроусилитель;
- руль, регулируемый по углу наклона;
- фары противотуманные в стандартном исполнении;
- электрический привод и обогрев для боковых зеркал;
- стеклоподъемники электрические;
- тканевая обивка кресел;
- CD-аудиосистема;
- ЦЗ и иммобилайзер;
- колесные диски из стали, штампованные;
- опциональные элементы: окраска металлик (10 тысяч рублей), молдинги на кузове (3 тысячи), диски из легкого сплава на 15 (4.5 тысячи рублей) или 16 (10 тысяч рублей) дюймов.
Lounge / Sport
Цена — 870 000 рублей, версия с АКПП – 901 000 рублей.
Включает:
- системы активной безопасности ABS и ESP;
- максимальный набор подушек безопасности в салоне;
- система-ассистент трогания в гору;
- кондиционер или климатическая система при доплате в 15 тысяч рублей;
- опциональная система экономии топлива типа «старт-стоп» (при доплате в 9 тысяч рублей);
- опциональные парктроник (10 тысяч) и тонировка стекол (5 тысяч рублей);
- боковые зеркала, оснащенные обогревом и электрическим приводом;
- отделка салона тканью или кожей при доплате в 33 тысячи рублей;
- фары противотуманные в штатной комплектации;
- рулевое колесо и рычаг переключения передач с кожаной отделкой;
- электропакет, мультимедийная система CD с управлением на руле или аудиосистема Hi-Fi с Bluetooth и USB при доплате в 30 тысяч рублей;
- опциональный люк в крыше (35 тысяч рублей);
- центральный замок с иммобилайзером;
- 15-дюймовые литые диски в стандартном исполнении либо 16-дюймовые при доплате в 10 тысяч рублей;
- опциональные молдинги и окраска типа «металлик» (3 и 10 тысяч рублей соответственно).
Стоит отметить, что базовый 69-сильный мотор рабочим объемом 1.2 литра доступен лишь для машины в начальном исполнении. Более дорогие версии комплектуются 1.4-литровым 100-сильным силовым агрегатом.
Как видим, цена Фиат 500 на фоне кризиса выглядит весьма высокой, чем, собственно, и объясняется низкая популярность модели на рынке. Впрочем, автомобиль оказывается дешевле ряда конкурентов, включая четырехместные модификации Смарт и Мини, хотя последние пользуются гораздо большей популярностью в нашей стране.
Тюнинг
Необычная внешность автомобиля Fiat 500 с самого его появления привлекала любителей всевозможного тюнинга. Тем не менее, малая распространенность машины в России привела к тому, что тюнинговых версий городского компакта в нашей стране практически нет.
Из предложений в Европе стоит отметить фирменную программу доработки автомобиля от «придворного» тюнинг-ателье Abarth. В процессе доработки Фиат 500 даже при минимальном пакете изменений производится перепрограммирование блока управления двигателем, устанавливается новая выпускная система, а также перенастроенная подвеска с более жесткими амортизаторами.
Видео — Фиат 500 на автосалоне в Париже:
Как итог машина оказывается гораздо более «живой» в управлении. При этом внешний набор изменений предусматривает широкий выбор накладок, молдингов и спойлеров, выполненных из карбона.
Доработке подвергается и салон автомобиля. При этом стоимость максимально возможного тюнинг-пакета от Абарта практически равна цене самого Фиат 500. Также тюнинговые аксессуары можно купить отдельно, в том числе и в нашей стране, по предварительному заказу на сайте компании либо в сторонних фирмах, занимающихся поставками деталей для тюнинга.
Отзывы владельцев
Несмотря на малую популярность Фиат 500, в России имеется немало владельцев машины, обладающих большим опытом ее эксплуатации. Связано это с тем, что автомобиль продается весьма давно, а из Европы к нами периодически попадают подержанные экземпляры, покупка которых во многом выглядит экономически более оправданной, нежели приобретение нового автомобиля из автосалона.
Итак, исходя из отзывов владельцев Fiat 500 на тематических форумах в сети, можно отметить относительно высокий уровень надежности машин.
Из существенных недостатков отмечаются лишь проблемы с электронной начинкой, которые часто вызваны ездой в зимних условиях, а также малый дорожный просвет и низкая энергоемкость подвески.
К слову, многие владельцы модели предпочитают устанавливать на машину амортизаторы с большим уровнем жесткости, которые позволяют улучшить ездовые качества и отличаются большей надежностью. Стандартные изделия при этом очень часто «сдаются» раньше положенного срока при езде по неровному покрытию.
Силовые агрегаты, имеющиеся в гамме Фиат 500, также отличаются неплохим запасом ресурса, несмотря на высокую для их объема мощность. Недостатком их служит высокая требовательность к качеству топлива, а также необходимость использования бензина марки АИ-95, что довольно накладно для владельца, в особенности того, кто купил машину на вторичном рынке.
Кроме того, хозяева машины рекомендуют делать антикоррозийную обработку днища и скрытых полостей, поскольку, несмотря на оцинкованный кузов, лакокрасочное покрытие в этих местах не отличается высокой стойкостью. Также советуется изначальная установка защиты картера ввиду малого клиренса у автомобиля.
Кстати, воздействие коррозии и дорожных реагентов негативно отражается на многих аспектах функционирования автомобиля. В частности, нередки случаи «закисания» замка пятой двери хэтчбека, а от тряски последний нередко выходит из строя. «Лечится» проблема частой профилактической смазкой и периодической регулировкой замков в автомобиле.
При этом техническое обслуживание Фиат 500 отличается относительной простотой и многие хозяева машины осуществляют его своими силами. Связано это, в большинстве случаев, с высокой ценой нормо-часа у российских дилеров компании Фиат.
Тематические форумы и клубы
В Сети существует сразу несколько крупных ресурсов, объединяющих любителей Fiat 500 в клубы. Из них стоит отметить следующие сайты:
500 CLUB (500club.ru) — крупнейший в нашей стране клуб любителей Фиат 500. Здесь рассматриваются вопросы обслуживания автомобиля, работы дилеров, аспекты ежедневной эксплуатации, а также активно публикуются новости, связанные с данной моделью. Пожалуй, данный сайт является лучшим источником информации по автомобилю.
CLUB FIAT (
FIAT-PITER (fiat-piter.ru) – весьма интересный и познавательный форум, в котором имеется обширная ветка, посвященная Фиат 500. Здесь обсуждаются преимущества и недостатки двигателей объемом 1.2 и 1.4 литра, затрагиваются вопросы, касающиеся установки на автомобиль газобалонного оборудования, темы тюнинга и иных доработок. По сути, этот форум является одним из лидирующих по объему полезной информации как для владельца Фиат 500, так и человека, рассматривающего возможность покупки данного автомобиля.
FIAT-500X (fiat-500x.ru) — великолепный форум, посвященный кроссоверу Фиат 500Х. Дело в том, что эта версия автомобиля вызывает гораздо больший интерес у отечественных автолюбителей, но пока поставляется к нам лишь по неофициальным каналам. Так вот, на данном форуме можно ознакомиться со всеми аспектами владения этой неординарной машиной и пообщаться с ее владельцами. Также имеется обширная ветка, посвященная тюнингу Фиат 500Х.
Как мы видим, Интернет довольно богат информацией о Фиат 500 и его отдельных версиях. По сути, все основные недостатки машины хорошо изучены, а владельцы научились их эффективно устранять. Данный фактор является серьезным подспорьем для тех, кто задумывается над покупкой максимально компактного и удобного хэтчбека для городской эксплуатации.
Сейчас популярен 3D тюнинг автомобилей онлайн, так как он более экономичен.
Компактный кроссовер Renault Sandero Stepway (подробнее) получился весьма удачным.
Автомобиль Форд Мустанг (https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/new-ford/mustang.html) тоже имеет славное прошлое с 60-х годов прошлого века.
Видео — об истории развития модели Фиат 500:
Проехал как-то за рулем несколько километров, очень юркая машинка, прекрасно слушается руля и удивительно быстро разгоняется.