Как выглядят современные правила перевозки детей в машине? Чего греха таить, некоторые ГИБДДешники часто злоупотребляют в отношении правил провоза ребенка в автомобиле. Они смешивают понятия, делают натяжки, цитируя ПДД, надеясь «срубить бабла по-легкому».
Автора этих строк неоднократно пытались развести «честные» сотрудники доблестной ДПС при перевозке собственного ребенка. И только твердые знания правил позволяли преодолеть злоупотребления «оборотней в погонах». Благо, таких перерожденцев не так много. Честных ДПСников больше. Я свято верю в это и периодически убеждаюсь в своей правоте. По крайней мере, на территории своего муниципального района…
Правила перевозки детей в машине: буква Закона
Вспомним как было раньше: сумбур, разброд, шатание и, как результат, – злоупотребления!
Ранее провоз детей в автомобиле был проблемой.
Давайте посмотрим предыдущую редакцию пункта 22.9 Правил дорожного движения (которая действовала ранее и не действует в настоящий момент!), в котором определялись правила провоза ребенка в автомобиле:
«22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.»
В отношении перевозки детей в кабине легкового или грузового автомобилей был реальный сумбур.
1. Правилами допускалась перевозка детей на заднем сидении автомобиля с использованием устройств, позволяющих пристегнуть ребенка стандартными ремнями безопасности.
А вот что понималось под таковыми устройствами и приспособлениями, должно было прописать Правительство РФ. Но Правительству было не до подобных «мелочей», поэтому и исчерпывающий перечень таких устройств и приспособлений не был обнародован.
А посему – силами самих водителей — к указанным устройствам стали приписывать:
- подушечки-думки;
- сложенное в несколько раз одеяльце;
- и проч.;
- и проч.;
- и проч.
Смысл использования этих приспособлений заключался в том, что они позволяли приподнять ребенка и исключить прохождение стандартного ремня безопасности через шею (сонную артерию, яремную вену).
2. В правовой системе России не существовало четкого юридического понимания того, что такое «детское удерживающее устройство».
К ДУУ причислялись и кресла без спинки (так называемые «бустеры»), и «конверты» (для изменения угла наклона ремня безопасности), и многое другое. Более того, данные «ДДУ» проходили процедуру проверки и получали сертификат соответствии как ДДУ. Наиболее яркий тому пример – «конверт» ФЕСТ.
3. Неясность в юридических формулировках обусловливала злоупотребления гаишников в вопросах квалификации правонарушений в области перевозки детей.
Автору данных строк на казанском посту ДПС предъявили какую-то «писульку» от доморощенного «НИИ». В этой бумаженции, вывешенной в помещении поста в режиме иконы, делался вывод о том, что «конверты» не считаются ДДУ.
Автор данных строк предложил познакомиться с сертификатом соответствия изделия, а взамен рекомендовал взять бумажку с лиловыми печатями местного НИИ и употребить по ее сугубо бумажному назначению, предварительно основательно потерев и потрепав. Дабы не нанести вреда той своей точке, о которой очень часто и проявляется забота.
Новые правила перевозки детей в автомобиле решают проблему ГИБДДешного беспредела.
Как стало: стабилизация правовой базы перевозки детей
С июля 2017 года в соответствии с очередным Постановлением Правительства РФ №761 от 28.06.2017 (
В соответствии с которыми пункт 22.9 ПДД регламентирует перевоз ребенка в автомобиле следующим образом:
«22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX <*>, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
———————————
<*> Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.»
Каковы же основные принципы перевозки младенцев в автомобиле и детей более старшего возраста, в соответствии с новым российским законодательством?
1. ДДУ (ДДС – детские удерживающие системы) должны соответствовать росту ребенка. ПДД требуют еще и соответствия весу ребенка, но требования действующих стандартов акцентируют внимание именно на росте. Поэтому при выборе ДДУ необходимо вчитываться в описание устройства и искать соответствие именно росту ребенка.
2. Дети до 7 лет должны перевозиться в автомобиле ТОЛЬКО с использованием специальных детских удерживающих систем (специальных автокресел и автолюлек, которые соответствуют требованиям европейских стандартов ECE 44, ECE 129).
3. Перевозка детей старше 7 лет и младше 11 (включительно) регулируется двояко:
- на переднем сидении таких пассажиров можно перевозить ТОЛЬКО с применением специальных ДУУ (систем);
- на заднем сидении допускается перевозка детей с использованием стандартных ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
4. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сидении мотоцикла.
Эта норма сохранилась в прежней редакции и не может вызвать (и не вызывает!) возражений. Ребенок вряд ли сможет обеспечить собственную безопасность в таких опасных условиях. Потеря контроля может привести к плачевным последствиям. Особенно на наших – далеко не идеальных с точки зрения покрытия – дорогах. Одна «хорошая» кочка или выбоина и – раз! – малолетний пассажир слетает с заднего сидения мотоцикла.
Анализ действующей правовой базы перевозки детей в Российской Федерации позволяет сделать вывод о наведении элементарного правового порядка в регулировании вопроса и о фактическом отсутствии возможности иного толкования нормы.
Как крепить ДУУ?
Крепление специального детского удерживающего устройства для ребенка в автомобиле должно осуществляться ТОЛЬКО в соответствии с правилами (руководством) по эксплуатации этих ДДУ.
Существует 4 основных способа крепления.
1. Наиболее распространенный в России.
Крепление ДДУ осуществляется с помощью стандартных ремней безопасности.
2. Система ISOFIX.
Европейский стандарт крепления, предусматривающий наличие в автомобиле дополнительного оборудования ISOFIX (подробнее в ЭТОЙ СТАТЬЕ), являющееся частью общей системы – направляющие стержни с замками. Вторая часть оборудования монтируется на каждое ДУУ.
3. Система LATCH.
Американский стандарт качества, схожий с европейским ISOFIX. Отличие их от европейского аналога заключается в креплении не направляющими, а ремнями.
4. Система UAS.
Эта система, принятая в Канаде, аналогична указанным ранее системам.
Вывод
Таким образом, правила перевозки детей в автомобиле в современных ПДД – вопрос, решенный практически окончательно. Почему практически? Да потому, что нет предела совершенству:
- до 7 лет дети перевозятся только с использованием ДУУ;
- с 7- до 12-летнего возраста на переднем сидении с использованием ДУУ, а на заднем с классическим пристегиванием стандартными ремнями безопасности.
Итак, детское кресло в машине – явление обязательное. Тип ДУУ должен соответствовать росту и весу маленького пассажира.
Видео — в ГИБДД разъяснили, какие устройства можно использовать для перевозки детей в машине по новым правилам:
Остались нерешенными еще ряд вопросов, связанных с перевозкой детей.
1. Как перевозить детей — лицом по движению или против движения?
2. Как выбрать правильный тип (класс) ДУУ?
3. Иные вопросы.
Эти и ряд других проблем мы рассмотрим в следующих статьях.
Если нужно перевезти негабаритный груз: размеры, требования ПДД и какие при этом есть нюансы.
Новичкам будет полезно прочитать статью и научиться парковаться задним ходом.
Как можно узнать что за штраф https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/shtrafy/po-nomeru-postanovleniya.html по номеру постановления.
Видео — о применении детских автокресел и автолюлек:
Старшего ребёнка перевозим на заднем сидении — сажаем на бустер, пристёгиваем ремнём безопасности, проблем никогда не было. А вот с появлением малыша у нас возник вопрос!! Казалось бы, что есть автолюльки для новорождённых, НО! Ребёнок родился в январе, одевали мы его в зимний конверт, а этот зимний конверт в автолюльку не помещается, как не старайся! Как быть в таком случае?! Ответа на свой вопрос мы не нашли. На свой страх и риск перевозили малыша в люльке от коляски (люльку перевязывали ремнями безопасности), но в таком случае при резком торможении ребёнок всё равно может получить травму!! Благо поездки были не частыми и только по необходимости и всё обошлось без последствий.
Сколько раз наблюдала ситуации, когда дети явно младше 12 лет сидят на переднем сидении без кресла, да еще и не пристегнуты! Тут уже люди наплевательски относятся не только к правилам дорожного движения, но и к безопасности собственных детей.
Перевожу ребенка только в автокресле. Сейчас у нас кресло группы 1-2-3, до этого была автолюлька этого же производителя. Решающий для меня фактор при выборе кресла — хорошие результаты по краш-тестам. Кресло покупаю для безопасности, а не для инспектора ГИБДД.
Хорошо, что смягчили данный пункт ПДД, а то сегодняшних малышей — акселератов попробуй засунь в кресло?! Треугольник и подушка вполне подходит, для того чтобы пристегнуть ребенка штатным ремнем!
Что с первым, что со вторым ребенком, покупал только качественные немецкие кресла, хотя они и стоили в 5-6 раз дороже. Потому что, не дай бог авария, кто знает, как поведет себя китайское, а у всех немецких есть и краш тесты и различные сертификаты качества.
Чтобы не было вопросов, лучше сразу брать универсальное. У нас старшая проездила в одном кресле с 3 до 8 лет.
Лучше разориться один раз и купить отличное кресло практически на все возраста сразу, можно неплохо в итоге сэкономить. Начиная от 7-8 лет можно спокойно пристегивать ремнями и все.
На переднее сидение детей вообще не пускаю, сзади как ни крути, безопаснее. Хотя в мое время не было всех этих кресел и ездили все спокойно.
И кстати кресла стоят очень доступно, на том же авито можно с рук купить за 2-3 тысячи отличный вариант.
Я сомневаюсь, что когда ребенка забирают из роддома, после выписки, его пристегивают в автолюльке. Чаще всего, ребенок или на руках или просто лежит в автолюльке. Это связано с тем, что ребенок в конверте.
Перевозил детей и в люльке и в специальном кресле, затем на бустере, проблем с ГИБДД не было ни разу, но это в Москве, а в регионах свои начальники, которым, типа, виднее. Раньше, в качестве иных удерживающих средств, ещё фиксаторы на ремень продавались, но вещь эта не эффективная и скорее даже опасная. Теперь такие фиксаторы, насколько я знаю, запрещены.
Тут важно понимать, а кому все это нужно: вам или нет. Я понимаю, что многие могут сказать, а вот нас раньше даже не пристегивали, ну и ничего же с нами не случалось. Правда ведь?
Только забывается один момент. В то время было намного меньше машин и соответственно трафик, особенно городской, а уж по трассе было намного меньше грузовых автомобилей, то есть в целом, ездить было намного безопаснее, ну и скорость старались все равно держать 90-100 км/ч и не более.
Сейчас все не так, машины просто летают и столкновения происходят очень часто. Поэтому детское кресло — это просто необходимая вещь.
Смотрите… Все недорого, даже если купите качественное кресло. Идете на Авито и покупаете Concord, Maxi Cosi, Cybex. Пусть оно обойдется вам даже в 10 тысяч, да вы продадите его потом через год-два за 7-8 тысяч без проблем. Итого за пользование креслом заплатите 3 тысячи, а качественнее китайского будет в разы дешевле.
Когда ребенку будет 3-4 года, покупайте кресло сразу до 7-8 лет и проблем с полицией не будет. Далее можете подкладывать подушечку и просто пристегивать.
Я реально сразу определился, что для меня безопасность детей важнее и я готов за нее заплатить. Если детское кресло даст шанс выжить даже 20%, ведь оно стоит того?
На самом деле в тонкостях трудно разобраться. Например, в нашем городе (в Самарской области) водители такси до сих пор иногда предлагают ребенка посадить на подушку-думку. Уверяя, что якобы, гаишники такое разрешают. Во-первых, не разрешают. Во-вторых, безопасность ребенка обеспечивается не чтобы огородиться от штрафа, а чтобы уберечь ребенка.
В машине всегда два кресла, так как двое детей до семи лет. Не удобно, часто приходится ездить двумя машинами, если приехали бабушки с дедушками, но безопасность моих детей- это моя непосредственная, первостепенная задача.