Электронная система распределения тормозных усилий EBD (Electronic Brake Distribution) является дополнительным программным «помощником» системе ABS, использует те же компоненты — датчики частоты вращения колес, модуль электронного блока управления, гидравлический блок.
Срабатывает EBD преимущественно в ситуациях экстренного торможения или повышенной загрузки транспортного средства и управляет каждым из колес по отдельности. В целом их совместная работа с ABS направлена на повышение управляемости и устойчивости автомобиля при торможении.
С чего все началось
Система ABS получила широкое распространение в конце прошлого века. По мере ее эксплуатации на различных моделях автомобилей в разных климатических и дорожных условиях накопился определенный отрицательный опыт эксплуатации антиблокировочной системы тормозов, точнее ее некоторое несовершенство:
- система неординарно ведет себя при торможении на неравномерном покрытии (одно или несколько колес попадают на покрытие с другими характеристиками, например, на обочину);
- плохая управляемость при торможении на скользком покрытии;
- торможение в повороте может привести к принятию ошибки антиблокировочной системой, приводящей к заносу;
- при резком торможении задние колеса разгружаются, особенно на загруженном авто, и могут быть полностью заблокированы;
- при отрывании от дорожного полотна одного из колес ABS буквально «зависает».
На основании накопленного опыта была разработана система распределения тормозных усилий EBD.
EBD: что это такое в автомобиле и что она дает
Основная идея системы EBD – индивидуальный контроль каждого колеса. Например, если автомобиль тормозит таким образом, что только одно из колес находится на скользком дорожном покрытии, система переключает свою работу для торможения на трех оставшихся колесах, чтобы максимально стабилизировать траекторию автомобиля. Тормозные усилия оптимально распределяются только по этим трем колесам. Поведение четвертого скользящего колеса не учитываются в алгоритме. Таким же образом система ведет при «зависании» одного из колес.
Система EBD:
- ведет персональный контроль степени проскальзывания по конкретному колесу;
- на основании полученных данных формирует индивидуальные тормозные усилия в каждой тормозной магистрали колес;
- контролирует курсовую устойчивость при действии сторонних сил в боковом направлении (ускорение кругового движения, ветровая нагрузка, негоризонтальная поверхность дорожного покрытия);
- значительно уменьшает вероятность заноса на основании комплексной аналитики и совершенствования программно-технического обеспечения.
Что входит в EBD
Принципиально состав системы EBD не отличается от основных компонентов ABS, а именно:
- датчики частоты вращения колес. EBD использует датчики установленной антиблокировочной системы тормозов;
- модуль электронного блока управления (также объединенный с АБС);
- гидравлический блок «совместного пользования».
Технически EBD ни на сколько не увеличивает количество компонентов системы. Увеличивается лишь ее программная мощь, особенно обеспечение системы торможения.
Принцип работы
Алгоритм работы EBD реализован по замкнутому стандартному циклу, состоящему из трех основных этапов:
- поддержание давления в тормозной системе;
- экстренный сброс давления в определенном направлении по сигналу блока управления;
- постепенное увеличение давления до достижения оптимальной величины.
Обработанные данные частоты вращения передних и задних колес поступают на блок ABS. Сравнивая значения по каждому из датчиков, последний дает команду на запуск алгоритма EBD. Это происходит, как только разность значений частоты превышает запрограммированное значение.
В свою очередь алгоритм EBD определяет уровень срабатывания блокировки-разблокировки задних колес. Этот момент контролируется величиной давления в системе задних тормозных контуров. Как только уровень давления превысит критическое значение, и колеса блокируются, блок управления дает команду на сброс давления. Одновременно происходит контроль давления в переднем тормозном контуре.
Плюсы и минусы электронной системы распределения тормозных усилий
К плюсам можно отнести следующие факторы:
- EBD оптимизирована на оптимальное распределение нагрузки именно на задние колеса, что не делает ни одна из аналогичных систем;
- система усиливает эффективность базовой ABS;
- EBD увеличивает срок службы тормозных колодок, задних покрышек, что особенно чувствительно на автомобилях, эксплуатируемых с максимальными динамическими нагрузками;
- способствует уменьшению аварийных ситуаций, снижению величины тормозного пути.
Известно, что Международный комитет по безопасности при ООН отдельным пунктом отметил систему EBD, как вклад в сохранения жизни и здоровья водителей.
Минусы:
- EBD во многом дублирует другие аналогичные программы обеспечения устойчивости;
- в процессе эксплуатации автомобиля EBD работает только при экстренном торможении, реальных перегрузках, остальную часть времени находится в оплаченной «спячке»;
- при определенных условиях EBD может оказать «медвежью» услугу, работая одновременно с прочими антизаносными программами;
- если водитель одновременно работает на нескольких автомобилях с различными активированными программами курсовой устойчивости, он должен адаптироваться под каждую из них, в некоторых таких случаях проще и надежнее деактивировать EBD.
В настоящее время система применяется приблизительно на 40-50 % выпускаемых авто. Показательным является тот факт, что данный процент не увеличивается на протяжении последних пяти лет.
Особенности эксплуатации
Главной особенностью эксплуатации EBD является ее срабатывание преимущественно в ситуациях экстренного торможения или повышенной загрузки транспортного средства. В остальных случаях система может не активироваться.
Во время приобретения автомобиля следует внимательно ознакомиться с его техническими характеристиками. Лучше проверить их по VIN-номеру, так как отдельные модели авто даже практически одной комплектации могут быть с EBD опцией либо без нее.
«Проявить» себя внезапно система может даже при посадке в салон трех массивных пассажиров во время торможения в обычном режиме. При этом не только уменьшится тормозной путь, но и увеличится ускорение.
В целом, EBD не вносит особых проблем в процессе эксплуатации автомобиля. Дополнительный помощник при экстренном торможении никогда не помешает.
Водители-новички иногда спрашивают — торможение двигателем это как выполняется?
Какую рацию лучше выбирать в машину для трассы и города.
Из-за чего скрипят новые тормозные колодки https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/skripyat-kolodki.html при торможении.
Видео — как работает электронная система распределения тормозных усилий EBD:
Система реально помогает при экстренном торможении, особенно когда между полосами образуется снежный бруствер и при обгонах практически ставит машину в колею!