При слове вискомуфта у нас с приятелем не самые лучшие воспоминания


В далекие 90-ые, когда Россию наводнили подержанные японские машины, один мой приятель купил себе «Тойоту-Кариб». Кузов «универсал» и мощная подвеска этой, в общем-то небольшой и вполне экономичной машинки, показались ему очень удобным сочетанием.

Автомобиль Тойота Кариб (Toyota Sprinter Carib)

Движок объемом 1,6 литра вполне устраивал его и обеспечивал достаточную приемистость, а регулируемый клиренс давал возможность не только прыгать через фактически любые бордюры и поребрики в городе и его окрестностях, но и достаточно комфортно передвигаться по проселкам и не очень дикому бездорожью.

Приятель был начинающим водителем и это была его первая импортная машина. «Кариб» он взял довольно новый, пятилетний, так что морально устареть тот еще не успел, а по состоянию… Ну, достаточно сказать, что на спидометре значился пробег меньше 60-ти тысяч, причем «честный», так как брал он машину не у барыг или перекупов, а через знакомого — напрямую с парома.

Для японского вседорожника с их манерой обслуживания и эксплуатации такой пробег — даже лучше нового: обкатывать не надо! До этого приятель ездил исключительно на отечественных моделях и, естественно, яркий контраст между дребезжащим и устаревшим лет на д-цать «советским комфортом» и относительно современным японским автопромом произвели на него неизгладимое впечатление.

К тому же приятель этот был большим любителем выбраться куда-нибудь на природу, понырять с маской или аквалангом в реках и озерах, так что возможности, которые могла ему предоставить новая, весьма проходимая, машинка, его не просто устраивали, а буквально окрыляли!

Тут надо немного остановиться на особенностях подвески и трансмиссии того «Кариба», чтобы стало ясно — почему и как произошло то, что произошло.

Как я уже говорил, приятель мой был водилой начинающим и не особо разбирающимся в тонкостях автомеханики и вождения. В отличие от меня. А я сразу же полез уточнять — что там и как с подвеской.

И подвеска меня не просто удивила, а прямо-таки привела в восторг! Потому что это была самая «хардкорная» версия из всех карибовских вариантов с изменяемым клиренсом — механическая и с проставками-клиньями.

Попросту говоря, чтобы привести ее в верхнее положение, надо было вручную поднять каждое колесо, вставить в специальные гнезда прилагающиеся проставки и опустить обратно. Все! Машина готова к преодолению канав и буераков!

А после возвращения в лоно цивилизации надо было проделать ту же операцию в обратном порядке — снова вылезти, и ручками покрутить. Не забыть проставки на обочине и аккуратно спрятать их в специальный кармашек в багажнике. Чтобы, значит, в следующий раз было чего использовать.

И все бы, вроде, хорошо и даже отлично, кабы не одно «но»…

В задний мост японцы зачем-то запихали вискомуфту!..

То есть, оно, конечно, понятно — технический прогресс, автоматическое подключение, все дела… Но… Я-то знаю — как все это работает на НАШИХ дорогах!

Если кому не совсем понятно, поясню. Вискомуфта — это такой девайс, который совершенно самостоятельно может, вдруг и без предупреждения, взять, да и подключить ваш задний (ну, или передний — тут уж у кого как, смотря по конструкции) мост и даже воткнуть межосевой дифференциал! И колеса ваши начнут сразу вращаться, во-первых, с нагрузкой от двигателя, а во-вторых, очень может быть, что и с одинаковой скоростью.

Такая «приблуда» хороша на медленной скорости, где-нибудь в грязи или снегу, когда действительно надо подать на все колеса усилие и не спеша выехать из колдобины, грязюки или кювета. А включается вся эта снасть, напомню — при пробуксовке хотя бы одного колеса… И чувствительность у нее — будьте-нате!

Стоит колесику буквально чуть буксануть или проскользнуть — все! Японский технический гений гарантирует подключение заднего моста! Да еще и с блокировкой межосевого дифференциала! Пользуйтесь, как говорится, и наслаждайтесь!..

Но только вот на трассе, при хорошей скорости, да на повороте… Такая комбинация может иметь примерно тот же эффект, что и заблокировавший на скорости задние колеса «ручник» — хорошо, если вы полицейский и стремитесь в этот момент сделать тот самый, знаменитый «полицейский разворот», но вот если нет…

Я, разумеется, немедленно озвучил свои опасения приятелю, но какого-то внятного понимания от него так и не добился — он был полон восторгов и буквально восхищен своим новоприобретением и абсолютно не склонен ко всякого рода странным размышлениям на отвлеченные технические темы… А зря…

Прошло несколько месяцев, наступило лето, и мы решили поехать на озера — отдохнуть, понырять, позагорать и заодно испытать «Кариб» в деле.

Нагрузили экипировкой и оборудованием под завязку — но на подвеске это почти не сказалось. Все-таки японцы сделали очень хороший автомобиль для горожанина, любящего выезды на природу! Умудрились в кузов типичной городской легковушки засунуть настоящую внедорожную начинку! (Еще бы ограничились в своих благих намерениях и не стали засовывать в задний мост вискомуфту! Я вот не совсем понимаю такую логику — сделать ручную регулировку клиренса и при этом — автоматическое подключение заднего моста!.. Что стоило и задний мост сделать, в той же «хардкорной» концепции, подключаемым вручную — по желанию, так сказать, водителя?!. А!?. Но — как говорится, им было виднее…)

Надо сказать, машина показала себя с самой лучшей стороны — все превратности дорог, как асфальтовых, так и проселочных, а также их отсутствия не просто перенесла без нареканий, а доставила всем участникам, как водителю, так и пассажирам, чуть ли не эстетическое удовольствие от плавного хода, достаточного клиренса (даже увеличения не потребовалось!) и одновременно «строгости» и мягкости подвески! Восторгам не было границ! А уж сколько всякого добра влезло в кузов-универсал!..

В общем — пробултыхались почти две недели в прекрасных водоемах с чистейшей водой и окружающей умопомрачительно красивой природой и засобирались обратно.

И тут-то сумрачный и узкоглазый японский технический гений и показал свой, так сказать, звериный оскал…

Путь наш лежал по достаточно равнинным и плоским местам — дорога вела меж пологих холмов и была практически прямая. В некоторых местах она была и вовсе прямая, как стрела. Естественно, скорость мы держали хорошую. Я в то время катался на карбюраторной «девятке-полторашке», так что каких-то особых ограничений в этом плане не было — топи, что называется, на всю железку! Но, учитывая довольно небогатый водительский опыт моего приятеля, шли не чрезмерно быстро — в пределах ста двадцати. Я, чтобы не оторваться от медленного попутчика, специально встал вторым и следовал «в кильватере». То есть скорость задавал более неспешный из нас.

И вот, едем-едем и вдруг!.. Дорога в этом месте как раз сделала свой очередной плавный поворот. Я вижу, как идущий метрах примерно в ста пятидесяти впереди «Кариб» внезапно боком вылетает на обочину и, подняв облако пыли, уходит в кювет — практически не сбавляя скорости! На абсолютно ровной дороге! И без каких-либо видимых причин!.. Выглядело это так, будто мой приятель просто не заметил поворота и так и продолжал ехать прямо — в то время, как дорога ушла налево!..

Через мгновение я вижу, как скрывшийся в сделанном по ГОСТу кювете автомобиль взлетает в воздух, вновь появившись в поле нашего зрения, и, плавно и аккуратно перевернувшись в полете ровно на 360 градусов, снова исчезает за кромкой дороги — на этот раз окончательно… Только пыль клубится над обочиной…

Я торможу всеми четырьмя на том же месте и понимаю, что «что-то тут не то»! Машина как-то странно себя ведет! На дворе — лето! Температура за бортом — под тридцать градусов жары! А колеса — будто по гололеду скользят! Выскакиваю и первым делом замечаю — асфальт на самом повороте темный, словно после дождя. Но мне разбираться некогда — я несусь сломя голову вниз, к застывшему в отдалении «Карибу». Он, как это ни странно, стоит на колесах. И мой приятель уже вылез и ходит вокруг, почесывая в затылке…

Я подбегаю и… ну, в общем, не буду описывать, как я лихорадочно ощупывал всех пассажиров, которые все еще были в полном шоке от происшедшего, оттягивал им веки, проверяя зрачки, и считал пульс — к счастью, каким-то чудом, все оказались целы и даже почти без синяков. Все, к великому счастью (!!!) были пристегнуты — даже те, кто сидел сзади!

А то, что машина приземлилась после своего циркового прыжка аккуратно на все четыре колеса практически вертикально, чудесным образом создало только вертикальное и продольно-встречное ускорение, компенсированное ремнями, без боковых и косых ударов. В результате никто головами о стекла, двери и стойки не ударился, а только о спинки передних кресел лбами. Что, в общем, не вызвало даже сотрясений: во-первых, лоб — самое крепкое место в организме, им некоторые даже кирпичи ломают, а во-вторых, спинки — мягкие…

Немного придя в себя, мы стали разбираться — как такое вообще могло произойти?!

Мой приятель уверял, что он просто ехал, как вдруг машина взяла и потеряла управление! Полностью! Потом — прыжок, и — удар! Все!..

Прыжок объяснялся просто — прямо на траверзе этого поворота когда-то кто-то насыпал кучу гравия, которая уже успела плотно слежаться, зарасти травой и вообще прикинуться холмиком — на который «Кариб» со всей своей скоростью под сто двадцать и налетел. Холмик, к счастью, оказался не просто пологим, а словно специально сделанным для кино-трюка. С идеальной поверхностью и идеальным углом — чтобы, значит, автомобиль не врезался и не повис на днище, а аккуратно подпрыгнул, перевернулся в воздухе и опустился на все четыре колеса! И все это — именно при скорости в сто двадцать километров в час! Причем, в обозримом окружении — до самого горизонта — никаких подобных «холмиков» или чего-то еще, хотя бы отдаленно на них похожего, не просматривалось… «Дела-а-а…» — тут уже я почесал в затылке! «Это ж нарочно не придумаешь — так налететь!.. Степь вокруг — на сотни километров — гладкая, как стол!.. А тут — куча, млин!.. Посреди всего!..»

А вот чем объяснить внезапную потерю управления?!. «Так!» — сказал я себе. — «Стоп!.. Ну-ка, ну-ка!..» И — полез на дорогу.

Темное пятно на асфальте оказалось разлитым маслом! Словно кто-то нарочно именно на повороте вылил целую цистерну! (А может так и было — кто его знает?!) Или просто случайно пролилось…

Я пошаркал подошвой — ну точно! Асфальт мало отличался от гололеда! На таком даже подскользнуться запросто можно, не то, что…

А у «Кариба»-то, в заднем мосту — вискомуфта!!!

В общем, картина происшествия была восстановлена. И «необъяснимое» поведение машины нашло вполне логичное обоснование.

«Кариб» на повороте, на скорости сто двадцать км, пошел в занос — поскольку сцепление колес с асфальтом резко изменилось и «шибко умная» механика «решила», что пора подключать задний мост! Как я и говорил, такое действие на высокой скорости равносильно резко выставленному «ручнику» — задние колеса, считай, заблокировались! Тяжелая задняя часть машины сразу ушла в занос и вылетела на обочину, где сцепление с грунтом резко увеличилось и машина выровнялась — чтобы продолжить движение прямо — в кювет. А там «встретились два одиночества» — несущийся в тартарары «Кариб» и единственный на всю округу холмик гравия… Занавес!..

Мы долго ходили, смотрели, чесали в затылках и пытались понять — КАК могло все так вот сложиться?! Чтобы и пятно масла, и поворот, и холмик этот, и ровное место без каких-либо неровностей для приземления?!. Словно кто-то специально готовил реквизит именно для этого трюка!.. Идеально место для идеального трюка! Исполненного с одной попытки, без тренировок и подготовки, водителем, который и права-то недавно получил!..

Ведь нарочно не придумаешь! Попробуй повторить — замучаешься! Высчитывать вектора, угловые моменты, скорость, вес, силу трения… Задача почти нереальная! Кто знает — как делаются кино-трюки, тот поймет! Такой прыжок просто сделать на прямом участке. А вот на повороте, да с заносом, когда машина идет неуправляемым юзом, на участке с разными типами покрытия… Абсолютно невозможно! Получиться может только случайно — с сотого раза! А тут — бац! — и готово!..

В общем, домой мой приятель вернулся на автоэвакуаторе. Никто в этой аварии, к счастью, не пострадал. Кроме «Кариба». Его пришлось продать — кузов от сильного удара повело и все монтажные отверстия сместились. Хотя, надо сказать, что он даже завелся и сам выехал на дорогу из кювета! Зверь — машина! Двери и багажник с капотом открывались, даже фары работали!

Но — при попытке самостоятельно ехать по дороге, выяснилось, что все колеса стоят под разными углами и издают при движении негромкий визг, а резина начинает гореть уже через пару десятков метров… Ну, и подушки крепления двигателя лопнули. Странно было бы, если бы нет.

Зато, по итогам этого приключения, приятель стал гораздо лучше разбираться в механике трансмиссии и уделять ей внимание при выборе автомобиля!

Теперь при слове «вискомуфта» он бледнеет и у него начинается реакция «нет-нет-нет-нет-нет!!!» Даже слышать не хочет о таком современном изобретении! И вообще — отношение к чрезмерно «умным» машинам у него стало весьма прохладным. Мне бы, говорит, что-нибудь попроще! Чтобы само собой не включалось! Я лучше, говорит, сам включу, если надо! Вручную!

Вот такой случай произошел с моим приятелем из-за вискомуфты и масла на асфальте.

Я, если честно, и до него как-то скептически относился к этому изобретению… А после этого и вовсе стал на такую автоматику косо смотреть.

Согласитесь — не без основания! Ведь летом еще пойди найди такую оказию! А вот зимой!.. Гололед вперемежку с сухим покрытием — это просто минное поле для таких вот автомобилей!

А вы как считаете?

Автор – Алексей Цыганков.

Частые причины вибрации автомобиля при движении на различных скоростях.

Где смотреть и что делать, если появился глухой стук в передней подвеске на кочках.

Почему закипает аккумулятор на машине при езде https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/kipit-akkumulyator-na-mashine.html и как решать проблему.


Комментарии к статье:
  • Владимир

    Я возможно выскажу непопулярное мнение, а зачем начинающему водителю на повороте ехать 120 км/ч? Дело тут явно не в вискомуфте, тем более, если масло было разлито. Там любую машину без проблем могло занести и просто убрать с дороги. Что в принципе и произошло.

    Я думаю японцы явно тестировали свое изобретение, и если бы так дело обстояло на самом деле, эту машину просто никогда с конвейера бы не спустили. Наверняка они просчитывали такие варианты.

    Так что тут скорее всего просто виновата скорость и неопытность водителя. Ну и огромный плюс в том, что все закончилось хорошо и никто не пострадал.

  • Виталий

    На этой модели применялась система постоянного полного привода, как на Ниве. А вязкостная муфта обеспечивала автоматическую частичную блокировку межосевого дифференциала. Межколесный дифференциал не блокировался вообще. Вискомуфта в этой аварии не виновата. Поворот, 120 км/ч, лужа масла, думаю, в такой ситуации никакая машина не устояла бы на дороге.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).