В тот год зима в центральной части России выдалась на удивление тёплой. Казалось, что снег совершенно забыл, что ему подобает укрывать землю и раздражать водителей, которые каждое утро должны были счищать его с металлических тел своих питомцев.
В общем, такая зима меня несказанно радовала, ведь я только-только получила водительское удостоверение и совершенно не горела желанием оттачивать навыки вождения в снежной каше или на ледяных корках, покрывающих дороги. Да и зачем мне это нужно? Ведь я чувствовала себя едва ли не профессиональным пилотом – занятия картингом сделали своё дело.
Теперь необходимо было продемонстрировать этому миру, кто главный папочка на дороге, и потому я немедленно устремилась за город. А там, как оказалось, зима была не только календарная. На обочинах лежал снег. Местами даже белый.
Я, как настоящий профессиональный водитель, совершенно не подумала о том, что скоростной режим всё же нужно соблюдать, как необходимо учитывать и то, что на дороге может быть наледь, и потому уверенно давила на педаль газа. В результате чего на следующем повороте машина вошла в занос.
Я отлично знала в теории, как действовать в ситуации, когда заносит переднеприводной автомобиль – не бросать газ, рулевое колесо повернуть в сторону заноса. На практике же оказалось, что машина вылетела с дороги быстрее, чем я успела вспомнить теорию.
Как не наступать на «грабли» начинающим водителям автомобилей?
Итак, если вы – начинающий водитель, то советую не повторять моих ошибок (совершать полёт на автомобиле). Соблюдайте эти простые правила:
- Не думайте, что наличие водительского удостоверения автоматически делает вас профи. Вождение – это математика. И, как любую другую науку, его нельзя освоить за несколько академических часов в автошколе.
- Всегда учитывайте погодные условия. Если вас уверенно опережает чёрная Camry 3.5, несущаяся по лужам или укатанному снежному полотну, то это вовсе не значит, что вы должны пуститься ей вдогонку. «Прощупывайте» дорогу перед собой. Лужа, например, может оказаться гораздо глубже, чем вы думаете. И вы на практике узнаете, что такое водяной клин.
- Не спешите. Входите в поворот, соблюдая скоростной режим и не делая резких ускорений или торможений.
- Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности.
В тот момент я проигнорировала эти правила (кроме ремня), и потому грустно висела в водительском кресле, дыша свежим воздухом, рвущимся в разбитое стекло. Теперь нужно было как-то выбираться.
Как вы могли заметить, в ДТП я не потеряла пальцы и мозг (а был ли он изначально?), и потому делюсь с вами опытом, как же действовать в ситуации, когда ваша машина отдыхает в кювете, а вы очень хотите жить.
Что делать, если вылетели на автомобиле с трассы?
Итак:
- Не делайте резких движений. Вы пока ещё не знаете, получили ли вы какие-то скрытые телесные повреждения. Оцените своё состояние. Больно ли вам дышать? Идёт ли кровь? Попытайтесь пошевелить конечностями. Помните, что сейчас вы находитесь в состоянии шока и самое главное, что вы должны сделать – это не навредить себе ещё больше.
- Вы поняли, что у вас нет тяжелых ранений? Теперь попробуйте выбраться из машины. В моём случае заклинило двери, поэтому я выбиралась через боковое стекло. В этот момент постарайтесь не порезаться. Будет обидно умереть от столбняка, когда вы пережили крупную аварию. Кстати, в дальнейшем порезы от разбитого стекла могут затруднить диагностику вашего состояния. Так что, если есть такая возможность, то застелите чем-нибудь такой «лаз».
- Не забудьте документы и телефон, ведь они вам ещё понадобятся.
- Как правило, проезжающие мимо автомобили уже собираются возле места ДТП. Не стесняйтесь попросить о помощи. Если же оказалось, что вы совершенно один (одна), то немедленно сообщите родственникам о том, что с вами случилось, и где вы находитесь в данный момент. Учитывайте, что ваша бодрость может быть весьма мнимой. Не всегда сразу в подобной ситуации можно диагностировать у себя сотрясение мозга. Итак, повторюсь, немедленно попросите о помощи.
Что касается меня, то я, как только покинула автомобиль, сразу позвонила мужу со словами: «Дорогой, тут такое дело… вызывай эвакуатор». - Всегда пристёгивайтесь. И не нужно сейчас тяжело вздыхать. Я с самого первого дня за рулём завела принцип: сел в машину – пристегнись. Лично меня это спасло. Кстати, перевернулась я на маленьком женском хэтчбеке, а не тяжёлом люксовом внедорожнике. Так что это именно тот случай, когда ремень безопасности реально спасает.
- Сядьте и расслабьтесь. Я сейчас не шучу. Понимаю, что организм каждого человека сугубо индивидуален: кто-то в критической ситуации впадает в ступор, кто-то погружается в состояние истерики, а кто-то остаётся суровым и хладнокровным, словно тибетский монах.
Но осмысление ситуации рано или поздно произойдёт. Лично я очень тяжело переживала потерю автомобиля. Так что психологическая помощь себе любимому будет сейчас как нельзя кстати.
К вам уже едет скорая помощь, сотрудники ГИБДД, близкие и дальние родственники (всем ведь хочется посмотреть на лётчика-испытателя). А другие водители, ставшие невольными свидетелями ДТП, уже спешат перевернуть ваш автомобиль на колёса. Так что наслаждайтесь моментом.
А что же делать, если с вами в машине был пассажир?
- Прежде чем бросаться на помощь товарищу, оцените своё состояние. Это звучит эгоистично только на первый взгляд. Поверьте, никому не будет лучше, если вы рванёте на помощь, а потом потеряете сознание.
- Успокойте пассажира. Даже если он игриво смотрит на вас смеющимся взглядом, помните, что ему сейчас тоже страшно и, возможно, даже больше, чем вам. Говорите спокойным, уверенным голосом. Кстати, так вы успокоите ещё и себя.
- А вот теперь обязательно помогите выбраться пассажиру.
Ещё одно важное замечание: лично я постаралась покинуть автомобиль как можно скорее (соблюдая все вышеперечисленные правила). Конечно, вряд ли ваша машина немедленно взлетит на воздух в духе американских блокбастеров, но вероятность воспламенения аварийного автомобиля всё же имеется.
Резюме
В критической ситуации постарайтесь не поддаться панике и сохранить здравый смысл. А ещё всегда помните, что каким бы великолепным водителем вы не были, всё равно всегда есть к чему стремиться. Ведь не существует предела совершенству.
Автор — Ангелина Плужникова.
Начинающие водители не всегда понимают почему идет вибрация по автомобилю на скорости и что делать в такой ситуации.
Что обозначают те или иные значки на приборной панели автомобиля.
На какие классы и по каким параметрам делятся автомобили https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/klassy/avtomobilej-tablica.html и где используется такая классификация.
Особенно осторожным надо быть на грунтовке после небольшого дождя. Можно как по маслу съехать в кювет вместе с верхним намокшим слоем.