Штатная работа всех систем автомобиля является основной слагаемой безопасности. По этой причине уже на заре развития автомобилестроения инженеры озаботились проблемой информирования автовладельца о возможных неполадках в функционировании важнейших узлов и агрегатов.
Достигнуть этого удалось благодаря появлению информационных значков, выводимых на приборную панель автомобиля. Решение это, пришедшее из авиации, позволяет водителю оперативно получать сведения о возможных неполадках в работе двигателя, электропитания, тормозов и различных систем транспортного средства.
Существуют ли различия значков на приборных панелях автомобилей разных производителей или они унифицированы?
Первоначально информационные значки разрабатывались конкретно при создании самого автомобиля и были уникальными в зависимости от модели. Впервые они появились на спортивных автомобилях, участвовавших в гонках.
Однако внедрение обозначения ошибок на панели приборов в серийных транспортных средствах вынудило разработчиков пойти по пути их унификации. Сделано это было для того, чтобы любой автовладелец мог эффективно считать информацию, не прибегая к помощи инструкций. Ведь обычные автолюбители существенно отличаются от профессионалов в плане знания технических особенностей того или иного авто.
Уже в начале ХХ века появился набор базовых сигнальных ламп с унифицированными значками, понятными большинству водителей.
Как известно, автомобили тех лет отличались относительной простотой устройства. Фактически, наиболее важными параметрами в них выступали уровень давления масла в силовом агрегате, температура охлаждающей жидкости и наличие тормозной жидкости в системе. И первые сигнальные лампы были призваны информировать владельца именно о критических состояниях в данных узлах, остальные же информировали о текущей работе того или иного узла (например, включении света головных или противотуманных фар и т.д.).
Появление систем инжекторного впрыска топлива, новых систем безопасности вынудило инженеров существенно расширить список информационных значков на панели приборов, разделив их цветами по категориям.
Обозначение символов на приборной панели автомобиля: отличие по цвету
Условно все значки на приборной панели автомобиля подразделяются на:
- информационные;
- сервисные;
- сигнальные.
Первые имеют зеленый (или синий) цвет и сигнализируют о работе сервисных функций авто, активации работы вспомогательных систем (круиз-контроля и т.д.). Вторые – желтые и свидетельствуют о необходимости обслуживания. Сигнальные значки красного цвета обозначают потенциальную опасность поломки.
По цвету индикаторы на приборной панели автомобиля напоминают светофор:
- красный цвет = ехать нельзя, надо решать проблему незамедлительно;
- желтый цвет = требует внимания (двигаться можно, но и проблему надо в ближайшее время решить);
- зеленый (синий) цвет = движение разрешено (при синем цвете с оговорками – например, не слепить встречных водителей фарами дальнего света или не превышать нагрузку при непрогретом двигателе).
Что означают значки на приборной панели автомобиля и как поступить, если он загорелся
Все основные значки на приборной панели автомобиля выглядят следующим образом:
- Значок неполадки в тормозной системе.
Обозначает серьезные проблемы в работе системы тормозов, однако загорается и при активации ручного тормоза. По факту появление обозначения на панели приборов при затянутом «ручнике» является нормой, однако его включение во время движения требует пристального внимания.
Надо отметить, что значок нередко появляется и при ослаблении рукоятки ручного тормоза, когда ее небольшое смещение от тряски способно привести к высвечиванию индикатора. По этой причине при появлении значка следует остановить транспортное средство и проверить положение рукоятки. Если оно в норме, следует немедленно обратиться в сервис.
- Значок температуры охлаждающей жидкости.
Может быть красным или синим, обозначая соответственно высокую или низкую температуру антифриза. Свидетельствует о перегреве силового агрегата, и при его появлении продолжать движение не следует. Иногда причиной появления значка выступают проблемы в электрической цепи. Также имеет смысл сразу произвести осмотр подкапотного пространства на предмет утечки охлаждающей жидкости и следов ее кипения.
- Аварийное значение уровня давления масла.
Этот значок в виде стилизованной масленки говорит о критическом падении давления масла. При появлении следует немедленно остановить автомобиль, проверив уровень масла в агрегате. Продолжать движение нельзя ни в коем случае, поскольку масляное голодание способно привести к разрушению важнейших узлов силового агрегата и, как результат, к дорогостоящему капитальному ремонту.
- Сигнал о снижении уровня масла.
Встречается в ряде автомобилей и сигнализирует о том, что требуется долив масла. Сам по себе не сигнализирует о поломке, поскольку расход масла в процессе эксплуатации является естественным. Пропадает после долива до нормального значения. Тем не менее, при существенном росте расхода масла следует обратиться в сервисный центр для выявления причины.
- Индикатор падения напряжения в аккумуляторной батарее.
Информирует о снижении напряжения на клеммах АКБ. В большинстве случаев служит сигналом об отсутствии подзарядки батареи в процессе движения, что вызвано, чаще всего, неисправностью генератора. Двигаться на автомобиле в такой ситуации можно, но лишь на короткое расстояние, поскольку в процессе езды аккумулятор может полностью разрядиться.
- Сигнал-напоминание в виде треугольника с восклицательным знаком.
Данный индикатор является предупреждающим о том, что в системе имеется предупреждение (как правило, в меню бортового компьютера автомобиля). Также информирует о незакрытой двери или необходимости проведения планового технического обслуживания.
- Сигнализатор неисправности подушек безопасности.
Этот значок на приборной панели автомобиля может сигнализировать о неполадках в работе преднатяжителей ремней и подушек безопасности (отказ пиропатронов, датчиков столкновения, юлока управления SRS). В случае, если автомобиль не был в ДТП, его появление информирует о серьезных проблемах и требует профессиональной диагностики. Следует помнить, что при появлении обозначения возможно несанкционированное срабатывание подушек безопасности либо, напротив, их дезактивацию. При появлении следует ехать на сервис с соблюдением мер предосторожности. Будет не лишним отключить подушки безопасности посредством извлечения соответствующего предохранителя.
- Отключение подушки безопасности у переднего пассажира.
Данный символ информирует о том, что активирована функция, доступная при установке детского кресла. Как правило, передние подушки имеют возможность отключения, а потому проверьте положение выключателя и в случае, если отключение не требуется, верните его в штатное положение.
- Значок о неработающих боковых подушках безопасности.
При появлении требуется диагностика. Иногда появляется на автомобилях, побывавших в ДТП, после неграмотного восстановления системы безопасности.
- Сигнал блокировки ключа зажигания.
Говорит о выходе из строя PCS (Pre-collision system или Pre-crash system) – предаварийной системы, которая отключает электропитание в случае дорожно-транспортного происшествия во избежание возгорания автомобиля. Может сработать при движении по местности с высоким углом бокового уклона.
- Сигнал срабатывания иммобилайзера, штатной сигнализации.
Извещает об активации защитных функций автомобиля при несанкционированном доступе (иммобилайзер, штатная сигнализация).
- Индикатор неисправности АКПП.
Извещает о поломках в автоматической трансмиссии автомобиля. Возможен перегрев масла, эксплуатация автомобиля не рекомендуется. Как правило, появляется после перехода коробки в аварийный режим работы. Также может возникать при чрезмерной вязкости масла, к примеру, в зимнее время, исчезая после прогрева трансмиссии.
- Индикатор неполадок противоугонной системы.
Может быть связан с неполадками в ее работе, сбоем в работе или ошибкой отключения.
- Сигнальная лампа гидравлического (или электро) усилителя рулевого управления.
Сигнализирует о неполадках в системе гидроусилителя руля. Загорается также при отключении силового агрегата ввиду того, что работа усилителя не производится.
- Сигнализатор активации электронного стояночного тормоза.
Устанавливается на современные автомобили с электронным стояночным тормозом и информирует о том, что автомобиль находится на «ручнике». Индикатор перестает гореть сразу после отключения стояночного тормоза.
- Индикатор уровня тормозной жидкости.
Информирует о том, что уровень тормозной жидкости в системе понизился до критически малого уровня, нужна ее доливка.
- Сигнал неисправности антиблокировочной системы.
Проблемы в работе антиблокировочной системы тормозов (ABS), системы курсовой устойчивости. Точную причину неполадки способна выявить только диагностика. К появлению индикации этого значка может привести неполадка в одном из датчиков, либо сбой в блоке управления системы.
- Индикатор чрезмерного износа тормозных колодок.
Подобная опция устанавливается на ряд современных авто и информирует о необходимости выполнения плановой замены тормозных колодок.
- Индикация неполадок в электрическом стояночном тормозе.
Показывает возможное наличие неполадки.
- Значок блокировки АКПП.
Сигнализирует о том, что водителю следует нажать тормозную педаль (для запуска двигателя или переключения положения рычага АКПП).
- Сигнализатор системы мониторинга давления в шинах авто.
Сообщение системы контроля давления в шинах о необходимости контроля (подкачки).
- Check Engine.
Самый известный значок Check Engine, выводимый на приборную панель электронным блоком управления двигателем. Может активироваться в случае проблем с силовым агрегатом, а также при выходе из строя того или иного датчика. Также нередки случаи появления значка при низком качестве топлива.
В отдельных случаях значок можно погасить снятием клеммы с аккумуляторной батареи (если появление индикатора связано со сбоем в электрике). В иных ситуациях требует проведения компьютерной диагностики транспортного средства. Часто эта индикаторная группа используется для чтения кодов ошибок методом блинк-кодов.
- Значок снижения мощности силового агрегата.
Его появление часто связано с неполадками в работе иммобилайзера либо системе впрыска топлива. Требуется остановка двигателя.
- Индикатор открытой крышки топливного бака.
Загорается при ее открытии.
- Предупреждение о проблемах с катализатором.
Появление такого значка сообщает о проблемах с катализатором (засорение, предельный износ, перегрев), требуется ремонт.
- Индикация проблем в системе охлаждения двигателя.
В этом случае требуется проверка уровня антифриза, герметичности радиатора, патрубков, вентилятора. Часто индикатор гаснет после долива ОЖ до нормального уровня.
- Индикатор управления дроссельной заслонкой.
Чаще встречается в меню бортового компьютера и информирует о неполадках в работе электронного дросселя. На большинстве авто данная поломка приводит к появлению значка Check Engine.
- Индикатор засорения воздушного фильтра авто.
Требуется его замена.
- Сигнал о не пристёгнутом ремне безопасности.
Часто в современных автомобилях его срабатывание сопровождается работой звукового зуммера, который отключается через заданный промежуток времени.
- Активизация системы «старт-стоп».
Встречается на автомобилях, оборудованных данной опцией. Система может быть отключена соответствующей клавишей на панели приборов. Сообщения системы «Start-Stop» (зеленый – двигатель запущен, желтый – отказ запуска).
- Значок выхода из строя лямбда-зонда.
Неисправен или загрязнен кислородный датчик. Превышенный расход топлива, увеличена токсичность выхлопных газов. Требуется ремонт.
- Неполадки работы системы ночного видения.
Неисправность в системе ночного видения, перегорели инфракрасные датчики.
- Срабатывание системы стабилизации.
Предупреждение о принудительном включении системы стабилизации (в случае движения на скользком дорожном покрытии).
Выводы
Как видим, существует большое число унифицированных информационных значков, применяемых автопроизводителями. Знание соответствующих обозначений позволит своевременно определить возможную неполадку и принять меры к ее устранению.
Если машина не заводится из-за сигнализации — в чем может быть проблема и что делать в таких случаях.
Как согласно ПДД правильно выполнять поворот налево с трамвайных путей попутного направления.
Возможные причины вибрации автомобиля https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/vibraciya-na-skorosti.html при движении на скорости 80-100 км/ч.
Видео – что означают значки на приборной панели автомобиля: