Трамвай в системе дорожного движения
Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.
Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.
Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?
Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.
Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.
Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.
Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?
Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.
Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте
Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:
1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);
2) без предварительного выезда на трамвайные пути, то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.
Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления
На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо ПДД содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.
Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:
- во-первых, слева от нас;
- во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
- в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;
то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов).
Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!
Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.
Не секрет, что ПДД предусматривают установку дорожных знаков и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).
И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.
При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути.
Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».
Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.
При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.
Как выходит, все максимально просто и наглядно!
Вместо заключения
Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).
Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!
P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!
Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:
Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.
Как можно узнать неоплаченные штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению в режиме онлайн.
Как водителю соблюдать безопасную дистанцию между автомобилями.
Сроки обучения в автошколе https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/srok-obucheniya-v-avtoshkole-s-uchetom-novyx-programm-podgotovki-voditelej.html зависят от выбранного графика занятий.
Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:
Даже у нас в Питере, не смотря на очень большую окученность города трамвайными путями очень часто случаются ДТП, когда водитель поворачивает налево не с попутных рельсов, а уже со встречки!
Для меня, начинающего водителя, информация чрезвычайно познавательная, но сама я редко встречаю трамвайные пути.
Работала в автошколе, знаю ПДД.
Так вот в нашем городе вообще не принято ездить по трамвайным путям. И когда я по правилам! поворачиваю, смотрят как на умалишенную)))
У нас на Ставрополье трамваи есть только в Пятигорске, поэтому знания, полученные в автошколе, забываются. И, попадая туда на авто, начинаю тупить с поворотами-разворотами на путях. Сейчас почитал, освежил в памяти. Наверное, ещё и схему распечатаю, в бардачок брошу))
Ох, как же вовремя мне статейка попалась! У нас в городе трамвайных путей и в помине нет, сдавала на права три года назад и, естественно, из головы уже вылетели сведения. А тут собрались с мужем ехать в Томск на машине, а уж там-то трамвайных путей сколько угодно. Освежу знания))
Сама однажды чуть не попалась в руки гаишникам, когда пыталась повернуть во двор с рельсов) Случайно выехала на встречку….и только благодаря едущему во встречном направлении водителю — поняла, что немного туплю)))
Я только недавно получила права, потому память о зубрёжке ПДД ещё свежа. И знаете, что интересно? Даже не смотря на знак 5.15.1 — водители всё равно встают на рельсы. И я стою жду, не заезжая на них, стараясь соблюдать все правила — и мне сигнялят, мол, чего встала, некоторые даже высовываются из окошек и кричат что-то.
В Питере с этим прям проблема. Водители не сильно любят соблюдать эти правила. Иногда и выбора нет, в час пик частенько просто зажимают. Я уже стала думать, что и правила не обязательные.
Всегда опасаюсь трамвайных путей, предпочитаю проехать лишнюю улицу, нежели поворачивать налево, да еще и через путь трамвая. Ладно, если трамвай стоит на светофоре, а если он будет в движении, то затормозить сразу не удастся. так что предпочитаю не рисковать.
У меня первое в моей жизни ДТП случилось с трамваем!! Причем, моя вина была в том, что я просто запаниковала! В автошколе мы НИ РАЗУ не ездили по дорогам, пересекающимся или идущим параллельно с трамвайными путями…Теперь держусь от рельс как можно дальше …
C недавних пор боюсь трамваев как огня (один раз не попустила напугав до икоты и себя и вагоновожатую )). Но есть один поворот в Екатеринбурге, в котором я правила соблюдаю неукоснительно. И вот как-то смотрю, что немногие у нас помнят как поворачивать с трамвайных путей без наличия движений по полосам. Очень мешает :(( учите ПДД!
У нас в городе есть дорога с движением по кольцу. Кольцо — главное. Его пересекают трамвайные рельсы. Трамвай должен уступать. но, так как движение там постоянно интенсивное, все равно рано или поздно кто-то должен трамвай пропустить. Находятся особо упертые бараны, которые в этот момент вылетают на кольцо. Итог — машина всмятку. Виноват трамвай.
Никогда не понимала как правильно пересекать трамвайные пути при повороте налево. Очень боялась сделать что-то не то. Но картинки тут очень полезные. Надо будет запомнить.
Трамвай — такое транспортное средство, которое трудно не заметить, но он зачастую остается незамеченным и происходят аварии.
У нас в городе (да что говорить, даже в области) нет трамвайных путей, поэтому обучаясь в автошколе относилась к этим правилам «спустя рукава»: выучила, сдала и забыла. А оказавшись в Нижнем Новгороде растерялась, там то трамваи есть 🙂 Мораль такова, ПДД надо знать, мало ли, когда нибудь все может пригодиться 🙂
Учусь в автошколе, развороты с трамвайных путей у нас в Новокузнецке постоянно отрабатываем на учебных машинах. А водители с правами пересекают рельсы поперёк, без заезда на пути попутного направления.
Трамвай и трамвайные пути, самое, наверное, опасное место для водителя. Кроме того, что написано в правилах, в каждом городе есть еще и свои «традиции». Да и определить, что пути «на одном уровне с проезжей частью» водитель должен самостоятельно, а зимой, например, когда пути засыпаны снегом, это не всегда возможно. Вот и получается «ловушка» для водителей.
Столько аварий с этим трамваями, я всегда очень боюсь. Люблю улицы где трамвайные пути огорожены от дороги)
С трамваем вообще следует быть осторожным. Разметка есть не везде, да зимой ее и не видно, поэтому чаще всего поворачивают сразу налево, без выезда на рельсы. Вдобавок можно и шины порезать или получить пинок под зад трамваем, случаев таких на моей памяти много. Сейчас в Саратове убрали трамваи с нескольких улиц, стало проще передвигаться. Остались опасные места, например, выезд трамвая из депо. Едешь вдоль высокого забора, тротуар — метр, и поворачиваешь направо, а тут трамвай выскакивает из ворот. Знающие люди стараются миновать этот перекресток. Зная город, человек проедет там, где трамваев нет, они только лишние пробки создают.
Пересекать трамвайные рельсы приходится часто, и всегда стараюсь это делать осторожно.
У нас в городе, чтобы кто-то проехал по правилам и встал на трамвайные пути, где это положено, — прям диковина. Другие водители аж рот разевают. На себе ощутила, когда училась в автошколе, тут же бибикать начинали, пальцем крутить у виска. Сейчас сама частенько не по правилам проезжаю, особенно, когда в потоке, просто боюсь, что кто-нибудь в бочину въедет, пока буду я по правилам на рельсах стоять
Живу в Самаре и всегда делал поворот с трамвайных путей, а люди из-за незнания правил смотрят на это, как на дикость.
Не знаю ни одного человека, кто трамвайными правилами дружит. У нас в городе трамваев нет, поэтому для меня это мрак
Из-за того, что у нас многие трамвайные пути проложены по центру улиц, путаница и неприятности с трамваями случаются постоянно. Да еще по-разному проложены. Одни пути «закатаны» в асфальт, другие, хоть и посередине проезжей части, асфальтом не выровнены. Даже летом люди на этом попадаются, а уж зимой регулярно застревают в ямах между рельсами и проезжей частью.
В Петербурге езжу. Стажа 15 лет. При отсутствии знака по полосам поворачиваю с трамвайных. Но в последнее время вагоновожатые стали подъезжать сзади (а перестраиваешься когда их в помине нет) и сигналить! Так хочется выйти и поговорить по душам…
Я в нашем городе вообще стараюсь избегать улиц с трамвайными путями (по возможности конечно) и дело не в разворотах и поворотах, а в том, что из-за высадки-посадки пассажиров время в пути заметно увеличивается. Плюс некоторые раньше времени выбегают трамвай встречать
У нас в городе трамваев никогда не было и я с ужасом вспоминаю поездку в крупный город, где я столкнулся с такой ситуацией — поворот налево через трамвайные пути. Долго стоял, всех пропускал, пока не повернул. Для этого маневра нужна максимальная бдительность!
Так то оно так, но, смотрим снова в ПДД и видим ( НЕ СОЗДАВАЯ ПОМЕХ ТРАМВАЮ) Теперь ситуация , еду, мне нужно налево, ну или разворот ,неважно. Смотрю в зеркало , трамвая нет, выезжаю на трамвайные пути, вижу встречный трамвай и ряд встречных автомобилей. Терпеливо останавливаюсь пропускаю встречный трамвай и встречные авто. Пока стою и жду всю встречку, а она бывает ооочень длинной , сзади подъезжает попутный трамвай и уперевшись в меня останавливается. Далее смотрим ПДД , — что такое созданная помеха….(надеюсь все знают) Вот Вам и ответ что пока ждал встречку создал помеху трамваю попутного направления.
Господа специалисты в ПДД , ну прокомментируйте эту ситуацию…..
Сергей, смотрим ПДД, что такое созданная помеха. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.»
Когда вы выезжали на тр.пути, трамвая сзади физически не было. Вам некому было уступать дорогу. Поэтому вы выехали на тр.пути. Далее вы стоите, но «стоять» это не «начинать, возобновлять или продолжать движение» и это не маневр. Так что все в порядке. Трамвай же видит вас, вы не внезапно перед ним появились, вы для него лишь затор (аналогия с попутными, поворачивающими перед вами во двор). (Спецом в ПДД себя не считаю, но думаю так.)
Что там комментировать , ты выехал первый на поворот перед перекрестком значит должен завершить маневр остальное неволнует, тут ещё не написано что если присутствует дополнительный светофор для поворота налево а пути прямо то водителю нельзя занимать полосу трамвая, так как в ожидании стрелки машина перекроет движение прамваю вперед
В Питере есть перекресток ул.Академика Лебедева и Ленинского пр. главная дорога поворачивает налево вместе с тр.путями. Вопрос: «Обязательно ли перед поворотом перестраиваться на тр.пути»
Я считаю что это правило не доработано работниками ГИБДД. Представьте себе такую ситуацию: выполняя поворот налево либо разворот, вы заехали на трамвайные пути в этот момент во встречном направлении у вас идёт поток машин то есть закончить свой манёвр вы не можете — вы простояли минуту, две и как назло, сзади вас подъезжает трамвай. Что получается: вы создали помеху для движения трамвая, а если вы со мной согласны, то я думаю что нужно добавить данному правилу оговорку — что выполняя такой манёвр, его необходимо сделать без остановки на трамвайных путях — то есть нельзя заезжать на трамвайные пути и там остановиться, маневр должен быть закончен без остановки. Понятное дело, что бить стоячую машину нельзя. А если представить, что у трамвая отказали тормоза — как в этом случае стоит ли стоять на трамвайных путях, выполняя маневр?
А если знак 5.15.1 есть, а разметки нет(или не видна), то двигаемся с рельсов
Поворот с трамвайных путей — редкое паскудство законописак, сколько мотоциклистов погибли из-за этого 🙁
Рельсы даже в сухую погоду желательно пересекать поперек, а вдоль в дождь вероятность разложиться перед едущей за тобой машиной близка к 100%. Тут только ооооосторожно, перебирая ногами, заползать, «наслаждаясь» хором сигналов за спиной.