Случай этот произошел со мной в далеких восьмидесятых, когда я был моложе, а машины — проще, чем сейчас. И это имеет значение! Потому что… Впрочем, сами поймете, когда дочитаете!
Собрались мы как-то раз вдвоем с другом на охоту. Сказано — сделано! На сборы ушло совсем немного времени. Амуниция в порядке — только в багажник закинуть! Вечером решили, а с утра уже в дороге!
На дворе — зима! Только что случилась оттепель и легкий морозец, придавивший поутру, нас не пугал — мы с другом настоящие сибиряки, туристы и охотники со стажем и не раз ночевали у костра безо всякой палатки. Наломаешь лапника, поставишь «нодью» из листвяка-сухостоя, тепловой экран — и спишь всю ночь, как на постоялом дворе! И это еще до того, как у меня появилась первая моя «ласточка» — новая модель ВАЗ 21011. А уж с машиной-то!..
Мы в те поры на простой заднеприводной «Жиге» умудрялись заезжать в такие дебри, что нынешние «джиперы» и представить себе не могут! Честно говоря, сам вспоминаю не без содрогания — сквозь какие грязи, топи и болота мы с ней прошли!
Сегодня никому даже в голову не придет на простой городской «классике» лезть в такие буераки — на то имеются «джипы» и внедорожники. А в те годы никаких изысков не было — радуйся, что у тебя есть «колеса» и езжай на том, что есть! А уровень вашей с машиной проходимости зависит от твоего опыта и умелых рук.
Машина у меня тогда была — зверь! Новенькая одиннадцатая модель «Жигулей» — белая, вся блестящая и уже не раз выручавшая и вывозившая из таких кюветов и колдобин, что порой оглянешься посмотреть — и самому страшно! Кажется — там и танк застрянет!
Ан нет — потихоньку, полегоньку, где внатяг, а где с разгону, — раз! — и каким-то чудесным образом проехали! А, учитывая нашу с другом тягу к непростым решениям в сфере автотуризма и любовь к охоте и рыбалке, опыт по части форсирования непреодолимых с первого взгляда препятствий к тому времени накопился уже немалый…
И вот — едем! На зимнюю охоту! Вокруг — блестящий на солнце, хрусткий по утреннему морозцу снег и сибирское раздолье.
Дорога довольно быстро завершилась — и дальше осталось оно. То самое наше российское «направление». Прямиком через поле. Но, по случаю зимнего времени года, грязи можно было не бояться. Все колдобины и промоины занесло снегом и поэтому «Жигуленок» покатился дальше, практически не снижая скорости.
Где-то там, под толстым снежным слоем «зимника», была проселочная дорога, о чем свидетельствовала заметная колея, ведущая нас в нужном направлении. Как и многих до нас — колея была вполне существенная.
Мы даже порадовались — раз едут, значит проехать можно! И, как показала дальнейшая практика, рано радовались!
Потому что эта самая колея со временем стала углубляться. Пока это была еще «какая-то дорога» все шло нормально — укатанная до бетонной прочности, колея держала машину даже лучше, чем на автобане. Просто потому, что можно было даже не рулить — как в анекдоте.
Неглубокая, но четкая, она не давала автомобилю выскочить и все движение в ней очень напоминало бобслей — авто с ветерком неслось именно туда, куда ведет дорога, а водитель мог не бояться неожиданно свернуть. Впрочем, «ожиданно» свернуть тоже было весьма затруднительно — из этой колеи со временем стало просто невозможно выехать.
А вот когда дорога свернула куда-то в деревню и дальше в нужном нам направлении пошло настоящее «поле»… Тут-то мы и поняли, что рано радовались — колея-то осталась, но она была уже не так утрамбована и стала заметно глубже. Машин по ней ездило в разы меньше и поэтому снег не успевал как следует «укатываться» и проседал гораздо сильнее.
А клиренс у одиннадцатой, хоть и не совсем уж маленький, но все же и не особо большой. По опыту мы знали, что самое страшное для любой машины в условиях отсутствия дороги — «сесть на брюхо»! Даже для «Нивы» или «Уазика». Что уж говорить про нашу — в общем-то городскую машинку! И опасения за именно такое развитие дальнейшего сюжета нашего приключения стали закрадываться в наши мысли вполне отчетливо — колея-то углубилась уже весьма заметно!
И вот, когда мы уже устали многозначительно переглядываться и ждать — кто же первым предложит повернуть назад, а атмосфера в салоне сгустилась во вполне осязаемое решение, понятное нам обоим без слов, оно и случилось! Машина «села»!
При обследовании обнаружилось, что в этом самом месте снег чуть подтаял в недавнюю оттепель — колея просела немного больше и этого как раз хватило, чтобы наш клиренс оказался слегка маловат для дальнейшего проезда!
Сманеврировать как-то невозможно — колея! Двигаться можно только вперед или назад. И машина при этом — «висит на брюхе»! Ну просто красота, а не ситуация! Картина Репина «Приплыли» называется! А еще называется — «Беги за трактором»!
Поскольку, при всем нашем богатом опыте, придумать что-то эдакое абсолютно без вариантов — вокруг «чисто поле», ни деревца, подложить под колеса нечего, остается только тянуть или толкать. И только вперед или назад. Ага — вдвоем! И без Академии Наук понятно — зря мы сюда заехали!
Ну, почесали мы в затылке, покумекали, походили вокруг, подумали. Ничего особо от этого не поменялось — трактора как не было, так и нет! Еще подумали…
И решили — раз вариантов особо нет, надо попробовать! Прошли по колее немного вперед, в целях рекогносцировки. Оказалось, что там дальше она более-менее ровная и не такая глубокая. Подтаяло почему-то именно в этом самом месте — даже удивительно! До проходимого участка мы не доехали буквально метр — всю основную «кашу» с разгона проскочили! Капризы природы, так сказать. А дальше вполне приемлемо — проехать, вроде, можно. Потому единогласно решили пытаться толкать вперед.
Я — за руль, друг — толкать! На задние, ведущие, колеса, кстати, мы еще до этого одели «цепи». Сегодня мало кто их применяет, а в те годы это было распространенным решением среди любителей внедорожных поездок. И, надо сказать, они нас не раз и не два сильно выручали!
И вот, потихонечку, враскачку, внатяг, чтобы не слишком зарываться еще глубже в колею, стали пытаться выехать. Попробовали, но быстро поняли, что сил одного «бурлака» для такого подвига маловато. Машинка, хоть и не особо тяжелая, в сложившихся обстоятельствах оказалась все же тяжеловата для моего друга. «Шлифует» — и только снег с водой летят!
Стали мы думать дальше.
И вот что надумали: толкать надо вдвоем! Но как? Ведь кто-то должен «рулить»! Точнее — рулить-то по колее не обязательно, а вот газовать — точно надо! И кто будет это делать, если мы оба станем толкать?!.
Решение возникло, скажем так, инновационное. Хотя, и довольно очевидное для того, кто в курсе, как устроена карбюраторная схема впрыска. И — очень удачное!.. Ну… так нам сгоряча показалось…
Знаете ли вы, что такое «подсос»?! Современные водители вряд ли в курсе — а вот на старых, карбюраторных, машинах эта штука имелась в обязательном порядке! Его еще называли «ручной газ», «постоянный газ» или «заслонка».
Выглядел он, как специальная ручка под приборной панелью, и суть его применения сводилась к тому, что при вытягивании этой ручки топливная смесь становилась переобогащенной за счет уменьшения подачи воздуха, что облегчало холодный запуск двигателя. Ну, или, как вариант, можно было увеличить обороты без педали акселератора. Что нам в нашем случае и требовалось!
Потому что вся суть нашего «просто гениального» решения сводилась к следующему: чтобы толкать машину вдвоем, надо было заставить ее ехать саму — без водителя! Как?! Тот самый «подсос», потому и называется «ручной газ», что позволяет «газовать» без использования педали акселератора! И, соответственно, вытянув его, можно вполне резво ехать без необходимости «давить на газ»!
Я вытянул «заслонку» до упора, включил вторую скорость и, быстро выскочив, присоединился к своему другу, который упирался сзади в багажник. Вдвоем мы напряглись и, дружно раскачав машину вверх-вниз, пока она весело крутила колесами, забрасывая нас мокрым снегом с водой, изо всех сил толкнули ее вперед!..
И что бы вы думали?! Фокус удался! Моя «ласточка» выскочила из промоины!
Мы обрадованно переглянулись и… не сговариваясь, одновременно помчались вслед за ней!
Потому что машина, высвободившись из плена, поерзала в колее и резво покатила вперед! Сама. Без водителя! Ведомая исключительно выдвинутым до упора «подсосом» и снежной колеей!
А мы с другом, уделанные с ног до головы мокрой снежной кашей из-под колес, едва не упавшие в ту самую промоину, не менее резво поскакали следом… Поскольку у нас в головах одновременно зародилась одна и та же тревожная мысль: «Выехать-то мы выехали… Но вот что дальше»?!…
Вокруг — то самое «чисто поле», до деревни черт-те сколько километров, мы вдвоем — два изобретательных балбеса, практически искупавшиеся в воде, а наше верное транспортное средство, только что героически вытолканное нами из промоины в колее, по этой самой колее предательски уезжает от нас на «постоянном газе»… неизвестно куда! На том самом «подсосе», который хоть и «ручной», но жару поддает — будьте-нате!
А «Жигули» на второй может, чтоб вы знали, ехать очень даже шустро…
Мы как-то сразу оба поняли, что дорога впереди — прямая, как стрела, мы мокрые, как мыши, а мороз, хоть и не лютый, но нам и такого хватит. Поэтому, не отвлекаясь на мелочи, типа разговоров, мы с другом помчались по колее в нескольких метрах позади вожделенного заднего бампера, словно призовые рысаки — догонять нашу убежавшую технику, успевшую за те пару мгновений, пока мы осознавали всю прелесть создавшейся ситуации, уехать как-то подозрительно далеко…
Это сейчас нам смешно вспоминать, а тогда мы бежали, как спринтеры за золотом на Олимпиаде! Как гончие на тотализаторе за искусственным зайцем! Как гепард в телепередаче про Африку — за антилопой! Уж не знаю — что там думает гепард, но мы понимали — терять нам нечего! Или — или! Или мы ее догоним, или она от нас уедет! И что будет дальше в таком случае — думать нам не хотелось и было, в общем, некогда. Надо было очень резво шевелить ногами!
И вот вам картина: зимнее солнце, сверкающее снежное поле, через него тянется нитка дороги, а по ней вполне резво катится машина, ВАЗ 21011. За машиной бегут двое… Если внимательно приглядеться, можно с удивлением заметить, что салон машины абсолютно пуст — даже за рулем никого! А двое, бегущие сзади на некотором удалении, выпучив глаза — бегут так, словно твердо намерены установить мировой рекорд! Красота!
Удивительно! — дальше колея оказалась почему-то настолько хорошей, что никаких проблем у нашей машины с проездом не возникло! Как и у нас с другом — в забеге. В итоге поле мы пересекли несколько не так, как планировали, но довольно быстро и без проблем… Ну, как без проблем? В том смысле, что проблем с проездом и клиренсом больше не возникало…
Уж не знаю — какое время мы показали в том забеге, но в своем героическом порыве беглянку мы все же настигли. На самой опушке. Дорога пошла чуть вверх и даже немного повернула и автомобиль слегка замедлился. Но тут возникла еще одна сложность — как попасть внутрь?! Дело в том, что автомобиль резво двигался по колее, мы тоже — но сзади! А, чтобы его обогнать и как-то добраться до двери, требовалось двигаться рядом — то есть не по колее, а по нетронутому снегу!.. Что намного сложнее и гораздо медленнее!
Некоторое время мы бежали следом, положив руки на багажник. Потом я, поняв, что бак-то полон, а вот мы с другом так долго не протянем, в отчаянном рывке, из последних сил, как-то дотянулся до задней двери, открыл ее, повис на руках и немыслимым, просто акробатическим способом, в каком-то абсолютно нереальном прыжке умудрился одной ногой встать на порожек… (Я, признаться, до сих пор не совсем понимаю — как мне это удалось!..)
Дальше было, что называется, дело техники — меня слегка прищемило дверью, я протиснулся на заднее сиденье, ловко просочился на водительское место и, выбив рычаг переключения скоростей на нейтралку, облегченно нажал на тормоз!.. Все!.. Дело сделано!..
Сзади раздался негромкий «бум!» — друг не успел вовремя затормозить и теперь лежал на багажнике, медленно сползая по нему на чистый сверкающий снег… В зеркале заднего вида я успел заметить его выпученные, но счастливые глаза — глаза человека, сделавшего все, что мог и боровшегося до победного конца!..
Некоторое время мы не могли говорить — а только дышали, молча переваривая случившееся. Даже смотреть друг на друга не могли. Было не до того…
Но потом переглянулись… и расхохотались! И смеялись еще некоторое время — после чего нам снова пришлось переводить дыхание — и так несколько раз…
Учитывая то, что оба мы были мокрые с ног до головы, и даже не знаю от чего больше — от снега из-под колес или от пота — решено было на этом охоту завершить. Единогласно. Тем более, что оба мы испытывали то самое славное чувство морального удовлетворения, когда ты взял дичь, за которой очень долго и упорно гнался!
Признаюсь, что чувство это было настолько сильным и удовлетворенность содеянным у нас с другом была такой большой, что еще за кем-то гоняться в тот день нам не представлялось возможным! Да и не было никакой — ни моральной, ни, тем более, физической возможности!
Я вполне разделял в тот миг все чувства тех гепардов или гончих, догнавших добычу. Это была феерия! Момент незамутненного рассудком охотничьего счастья! И, признаться, более чистой квинтэссенции ощущений от удачной охоты, несмотря на отсутствие трофеев (машина не в счет!), я в жизни не испытывал.
Мы просто молча сидели и любовались природой сквозь запотевшее лобовое стекло под умиротворяющий гул жигулевской печки, а от нас валил густой пар, наполняющий салон, словно в заправской сауне…
А потом мы поехали в деревню, к знакомому леснику — в баню.
И, вспоминая тот славный денек, я могу точно сказать — славно поохотились! По крайней мере, ЭТУ охоту мы запомнили на всю жизнь!..
Автор – Алексей Цыганков.
Пробуем разобраться, почему сигнализация срабатывает сама по себе и что можно сделать в такой ситуации.
В прошлом веке завести машину с толкача считалось обычным явлением, были бы помощники.
Это уже сейчас есть особая каста автотуристов с автодомами https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/klassy/avtodom-na-kolesax.html, а у нас ранее вообще не было особого выбора.
Читаешь и понимаешь, что на такое способен только русский человек. Никто бы другой просто не догадался. Мало того, никто бы в такие дебри на такой машине вообще не полез.
Я сам вспоминаю, что на той же шестерке в такие грязи забирался, что сейчас на внедорожнике не рискнул бы. А раньше и машину не сильно жалко было, да и знал всегда, что если что-то сломается, то починишь с помощью зубила и молотка )).
Про подсос — это надо было еще умудриться придумать )).