Расскажу несколько случаев из поездок на своем автомобиле на море и какие выводы были сделаны на будущие путешествия.
Ездили в сторону Геленджика, было лето 2020 года. Только-только стали снимать ковидные ограничения, но далеко не все. Большинство отелей еще работали в режиме ограничений и принимали посетителей только с QR-кодами о наличии антител.
Для нас это не было проблемой: всегда есть частные пансионаты и гостевые дома, которые не согласны с политикой ограничений и готовы принять постояльцев и без всяких бумажек. Вернее, бумажки то нужны, но исключительно банковского характера.
Поэтому в том году отказываться от отпуска мы не планировали. Собрали вещи, загрузили в Тойота Камри и поехали отдыхать веселой компанией: я с женой и старшая сестра с мужем. Кроме моей жены все с правами. Поэтому двигались быстро, без ночных остановок.
Успею проскочить
Ехали по трассе в Пермском крае, где движение по направлениям разделено бетонными блоками. Скорость держалась километров 70, проезжали мимо населенного пункта.
Для выезда из села был предусмотрен разворот с полосой для разгона. Подъезжаем к нему, видим там в повороте торчит старенькая Газель, вроде стоит, не торопится.
Но вдруг водитель Газели решил сразу выехать не на крайнюю левую для разгона, а сразу на дальнюю, правую полосу, по которой мы двигались. Причем выезжал он очень медленно и резко остановился на полосе. Заглох. Чудом наш водитель объехал машину по обочине и не юзанул на песке. Чем руководствовался водитель той Газели для нас до сих пор загадка.
А давайте срежем?
Так как у нас в машине было три водителя, то ехали без остановок на ночевку. Менялись каждые 4-6 часов. Иногда больше. Смотрели по самочувствию и ситуации на дороге.
Шли вторые сутки поездки, уже подъезжали к Краснодарскому краю. Дело к ночи. А на этом направлении своим ходом мы впервые, дороги не знаем, слепо верим навигатору.
И вот в одном месте на навигаторе два варианта пути: по федеральной трассе и по обычной, через посёлки. Причем, по времени в пути, второй вариант на 2 часа меньше был. Ну, конечно хотелось доехать быстрее. Тем более в ночь без разницы есть по пути кафе или нет.
На заправке запаслись кофе, снеками и свернули с федеральной трассы. И если сначала дорога была вполне себе добротная, то к середине ночи мы пожалели о том, что свернули. Дорога шла по окраинам полей, попеременно то просёлочная, то совсем как советские мостовые – в мелкий неровный камешек. А на Тойота Камри, с её высотой это была не езда, а черепашьи бега. Еще и лисы да белки под колеса из ближайших кустов кидались.
В итоге мы двигались намного медленнее, чем если бы продолжили движение по федеральной трассе. Мы с зятем по очереди ехали и изрядно издергались. Никто особо на этих ухабах просёлочных поспать нормально не смог, девчонки были очень недовольны.
Зато оценили ночных жителей Краснодарского края.
Терпи, казак
Самое неприятное в дальнем путешествии – попасть в пробку, которая образовалась из-за ремонта дороги, посреди степи.
Ты стоишь на жаре часами (хорошо если есть кондиционер и запасы провиантов в машине). А если ты уже собирался искать кафешку для остановки на перекус, да еще и в туалет не мешало бы наведаться, то все, караул.
Мужчинам в плане туалетных дел и в степи не сильно накладно. А вот девушкам без кустиков – ой как грустно. К сожалению, такие ситуации на дороге не каждый навигатор обозначит. Особенно если этот ремонт начался вот, на днях, и внести отметки в навигаторах просто не успели.
Минусы современных технологий
Все мы давно привыкли к безналичной оплате по банковским картам. Сейчас далеко не каждый имеет в кармане наличку. Особенно люди, младше 30-ти лет.
Как оказалось, в путешествии лучше иметь при себе хотя бы пару тысяч мелкими купюрами.
И речь не о платных туалетах, нет.
Речь о платной скоростной трассе М4-Дон с пунктами взимания платы (ПВП). Когда мы ехали, платежи на пунктах принимались только наличными. Пришлось вытряхивать все сумки и карманы, всю мелочь, чтобы оплатить проезд. И снять то деньги по пути негде. Хорошо, когда есть добрые, запасливые водители, которые могут поделиться наличкой на этих пунктах в обмен на перевод на карту.
Причем, видимо именно нам так «повезло», что система оплаты картами в тот день не работала. Ну умеем мы попасть в нужное время, в нужное место.
*****
Еще одну историю расскажу из поездки в Крым в 2017 году. Ездили той же компанией. Хочу сказать о том, как важно помогать друг другу на дороге, потому что никогда не знаешь, где тебе понадобится помощь и в каком виде тебе твоё добро вернётся.
Бумеранг добра
В дальней дороге особенно приятно встретить помощь от таких же путешественников как ты.
Когда первый раз отправились на своей машине в Крым, еще не было моста, а на паром собирались километровые очереди. В кафе, незадолго до подъезда к мосту, встретились нам земляки: семья с ребёнком 12-ти лет. По региону на номерах вычислить «своих» несложно. Как оказалось, они уже не первый раз ехали на полуостров и знали обходные пути к парому.
Пообедали вместе, поговорили о дороге и планах: кто куда направляется отдыхать, что планируют посетить, к кому кто едет. После чего ребята предложили нас провести своими дорогами поближе к парому. Конечно, сложно отказаться от перспективы сократить время простоя в пробке. Оказавшись на пароме, мы земляков поблагодарили, пожелали хорошего отдыха и разъехались каждый в свою сторону. Они ехали в Ялту к родственникам, а мы в Алупку, сняли гостевой дом.
Но через 4 дня мы вновь встретились недалеко от Ливадийского дворца. Они, как и мы, решили прогуляться по его территории. Но пробили колесо и стояли на обочине, пытались поставить запаску.
Узнав ребят, мы остановились предложить помощь. Как оказалось не зря: их запаска оказалась тоже скорее мертва, чем жива. Я с зятем отвезли мужчину с колесом до ближайшего шиномонтажа и обратно. Это мероприятие заняло чуть меньше часа.
После того, как машину земляков вернули в боевые ряды, мы направились дружной компанией выполнять намеченные планы – гулять по садам Ливадийского дворца.
Больше мы с ними не встречались и не стали общаться по приезду домой. Просто оставили в памяти интересный закон равновесия – сделай добро, и оно к тебе вернётся.
Автор — Валерий Игоревич Пушкин.
Если иммобилайзер перестал видеть ключ и не дает завести машину — что делать в таких случаях.
Парковка автомобиля задним ходом является сложным маневром для начинающих водителей, здесь важны тренировка и практика.
Что ПДД говорят о таком участке дорог https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/perekrestok.html как перекресток.
Вообще, если говорить о нюансах подготовки, то по своему опыту могу сказать, что начинайте готовиться минимум за месяц до поездки. Маршрут должен быть детально разработан, нанесен на бумагу, распечатан и там должно быть все, начиная от номеров телефонов куда вселяетесь, до достопримечательностей и как до них доехать. Телефон — это отлично, но он может сесть, разбиться, потеряться, а бумага будет всегда.
Плюс нужно машину подготовить. Если приближается замена масла, лучше поменять его и фильтра само собой, и отремонтировать все слабые места, что есть. Ну и главное — отдых. Чувствуете усталость — остановитесь и поспите 2-3 часа. Это может спасти вам жизнь. Проверено на себе.
Я начинаю готовиться тоже за месяц, очень помогают форумы. Особенно интересны комментарии о пробках, объездах, гаишниках, камерах. Ну и естественно машину полностью проверяю — вдруг чего не так.
Главный нюанс для успешного путешествия — это надлежащее техническое состояние автомобиля, тем более, когда едешь на юг, тут и кондиционер должен быть исправен и система охлаждения двигателя, а то не хватает в пробке «закипеть». Навигатор нужен обязательно, чтобы не попасть в такую ситуацию с «кратчайшей» дорогой, как автор. Что не говори, но без навигатора сейчас, как без интернета, можно сказать, не жизнь, а каменный век.
Маршрут прорабатывайте сами, не доверяйте навигатору. У меня куча ситуаций была, когда ночью меня он пытался провести через какие-то деревни, проселочные дороги и т.п. Может там и короче, но ямы, ты не понимаешь вообще куда едешь и все такое. Зато когда сам прорабатываешь, ты просто можешь на бумаге все это распечатать и не запутаешься никогда. Любое отклонение от маршрута, ты можешь контролировать.
По достопримечательностям тоже самое. Заранее все изучите, изучите время работы, разные телефоны и т.п. Это здорово сэкономит потом время. По камерам и знакам очень помогают разные приложения в телефоне. Если ехать аккуратно, никто и никогда не оштрафует.
Жизненно. Помню свою первую дальнюю поездку, которая оставила несколько жизненных уроков. А именно всегда: 1) брать с собой в дорогу достаточное количество питьевой воды, 2) заблаговременно скачать обновления для приложения навигатора, 3) брать зарядник для телефона от прикуривателя. Ехали в Оренбургскую область, естественно, через степи. В один момент закончилась вода, на улице жара под 40 градусов, а до ближайшего населенного пункта ехать минут 40-50 (1 урок). В пути возникали ситуации, когда навигатор заводил в тупик. Просто бывало, что в населенном пункте (в поселках, деревнях) дорога, по которой проложен маршрут, была перекрыта бетонными блоками. И приходится объезжать через весь населенный пункт (2 урок). Но самое «удовольствие» было от того, когда посреди степи разрядился телефон с навигатором, зарядник от прикуривателя благополучно забыт дома. Вот и получалось, что вынужденно останавливались на отдых, пока телефон хотя бы чуть-чуть не зарядится от повербанка (комбо из 1 урока и 3 урока).
С навигатором надо повнимательнее, в той самой Алупке он уговаривал меня свернуть в обрыв по которому пролегала козья тропа, где не каждый пешеход пройдет, куда уж там автомобилю…
Меня научили тому, что нужно обязательно обслужить машину и только потом ехать. Если до замены масла даже пара тысяч остается, а ехать далеко, лучше поменять, ну или взять с собой и поменять потом в любом сервисе. Также обязательно трос, провода, теплые вещи, свеча, спички и т.п. Это меня все неоднократно выручало уже. Ну и маршрут само собой, у меня лежит книжка с картам всех дорог, она старая, но если что понять куда ехать все равно можно.
Правильно пишут, почти со всем согласен. Если даже срок замены не подходит, остается 2-3 тыс. км, я всегда делаю ТО. У меня просто свой мастер и я ему доверяю, а что там накрутят в пути, неизвестно, поэтому не рискую.
Каких-то запчастей не беру, все можно купить в дороге, так как крупных городов хватает. Обязательно масло на долив, теплые вещи, плитка для готовки и всякие автомобильные мелочи.
Обязательно пара повербанков и бумажная версия атласа, которая выручала меня много раз. Ну и спальник занимает не так много места, зато позволяет не включать постоянно двигатель, а нормально и тепло выспаться в машине, если есть такая необходимость.