Еще на заре автомобилизации, когда появились первые экипажи для перевозки пассажиров и такси, перед конструкторами встал вопрос о том, можно ли сделать систему слежения за автомобилем. Ведь машин становилось все больше и больше, развивалась система пассажирских и грузовых перевозок, и знание о том, где находится то или иное транспортное средство, могло бы существенно упростить ведение дел. Однако желание – это одно, а реальная реализация подобных проектов отложилась на достаточно длительный срок в виду технических проблем с ее реализацией.
Пожалуй, первая система слежения за автомобилем появилась лишь в послевоенный период и работала она по принципу радиостанции. Радиосигнал, поступающий с автомобиля, фиксировался и, исходя из скорости звуковой волны, выяснялось расстояние до объекта. Увы, практически система не была реализована, поскольку подобный принцип не позволял понять, где именно находится в данный момент перемещающийся объект (собственно, автомобиль), а позволял определить лишь дистанцию до него. По этой причине подобные системы слежения за автомобилем не ушли дальше нескольких экспериментов, а об идее надолго забыли.
Старая идея вновь получила новую жизнь лишь в начале семидесятых годов двадцатого столетия. Толчком к этому стало освоение космического пространства. Исследуя и расширяя возможности космических аппаратов, исследователи пришли к выводу о том, что возможно создать систему слежения за автомобилем, которая будет использовать данные, получаемые со спутника, для определения собственного местоположения.
Правда, первоначально работа над подобными системами началась под «крылом» военных ведомств и была призвана создать системы слежения за автомобилями военного назначения. Кроме того, спутниковые системы позиционирования должны были позволить солдатам и воинским контингентам четко осуществлять позиционирование с привязкой к картам местности.
Работа над подобными системами началась одновременно в двух крупнейших державах – США и СССР. Однако авторы проекта очень быстро осознали коммерческие перспективы решения, что позволило Соединенным Штатам создать «гражданскую» систему GPS, на основе которой стали базироваться первые системы слежения за автомобилями и навигационные устройства.
Советский Союз же не спешил с выводом на рынок своей системы, а грядущие перемены государственного устройства практически свели на нет передовые разработки. Лишь в 2000-х годах о проекте вспомнили вновь, запустив отечественную систему глобального позиционирования, которая получила название ГЛОНАСС.
Системы слежения за автомобилями, использующие спутник в качестве источника данных, оказались, несмотря на разную «родословную», весьма схожи по своим принципам. Они базируются на основе приема данных, передаваемых спутником, в которых содержится информация о текущем местоположении объекта, скорости и направлении его движения. При этом бортовая система может осуществить дешифровку данных самостоятельно, привязывая координаты к ранее загруженной карте местности. Данный принцип реализуется в популярных ныне навигационных системах.
Система слежения за автомобилем же подобные данные записывает во внутренний буфер памяти и передает их диспетчеру. Подобные устройства нашли широчайшее применение в сфере грузовых и пассажирских перевозок в виду простоты, относительной дешевизны и удобства. При этом передача данных производится по наземным системам связи. Как правило, для этого используется имеющаяся инфраструктура сотовых сетей либо радиосвязь УКВ-диапазона.
«Космическая» эра систем слежения за автомобилем открывает весьма широкие перспективы. В частности, благодаря сигналам со спутников стало реальностью создание систем автоматического оповещения в случае дорожно-транспортных происшествий.
Многие автопроизводители стали интегрировать системы глобального позиционирования непосредственно в производимые автомобили. В частности, подобная система слежения за автомобилем, помимо своей прямой функции, может, используя данные датчиков удара и срабатывания подушек безопасности, в автоматическом режиме отправить сигнал бедствия в ближайший центр контроля дорожного движения, указав точные координаты места происшествия.
Кроме того, современные системы слежения за автомобилем настолько «умны», что позволяют оценивать практически все действия, осуществляемые с автомобилем. В частности, они легли в основу так называемых спутниковых сигнализаций, которые автоматически отправляют данные об угнанном автомобиле, передавая органам безопасности координаты и все маршруты перемещения похищенного автомобиля. Конечно же, установка автосигнализаций такого класса требует наличие квалифицированных кадров.
Современные комплексы систем слежения за автомобилем пока достаточно дороги, но являются наилучшей системой защиты от угона. Подобного рода комплексы оснащаются автономными системами энергообеспечения, что позволяет им функционировать автономно от бортовой электросети автомобиля. Кроме того, компактные размеры подобных блоков дают возможность установить их совершенно незаметно, что не позволяет обнаружить злоумышленнику место их установки.
Системы слежения за автомобилем также активно применяются в сфере грузоперевозок. Особенно актуально их использование на большегрузных автомобилях междугороднего и транснационального следования. Благодаря глобальности охвата систем спутникового позиционирования информация о местонахождении автомобиля не зависит от места нахождения и может быть получена из-за рубежа при минимальных затратах.
Таким образом, современный мир стоит на пороге очередной технической революции, в основу которой лягут системы слежения за автомобилем. Безусловно, подобный прогресс имеет и свои минусы. В частности. Имеется риск утечки конфиденциальных данных о перемещении отдельных лиц или грузов и их попадания в руки заинтересованных третьих лиц.
Именно по этой причине, наряду с развитием систем слежения за автомобилем, ведутся активные работы над обеспечением безопасности данных. От степени ее развития во многом зависит будущее распространение подобных систем.
Когда читаешь о различных системах слежения, то впечатление такое, что воровство автотранспорта должно наконец-то прекратиться, но когда читаешь новости, что был угнан автомобиль известного человека, который имеет достаточно средств, чтобы установить последние новинки охраны, то диву даешься, что эти системы имеют пробелы и находятся специалисты, ломающие систему защиты.
Интересно сколько будут стоить эти системы слежения? Наверное, для простых смертных они будут ещё долго недоступны. Но идея хорошая. Обычные сигнализации, даже довольно дорогие, угонщики уже без проблем взламывают. В прошлом году в нашем дворе прям из под окон хозяев так увели два автомобиля. До сих пор не нашли.
Не думаю, что совершенные средства слежение за автомобилем будут пользоваться когда-нибудь массовым спросом. Наверняка цена у системы будет такая, что выйдет дороже самого автомобиля. А вот для транспорта осуществляющего грузовые перевозки, особенно по бескрайним просторам нашей страны вещь действительно необходимая. Крупное предприятие занимающееся транспортными перевозками вполне в состоянии раскошелится на такое полезное дополнение.
Ни какая система слежения не поможет от профессионала. Максимум что она сможет это защита от новичков и не более. Такие системы очень полезны в логистике на предприятиях, тут вам и безопасность и экономия.