Спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС предназначается для мониторинга транспорта. В своей основе он использует целый ряд систем, в числе которых навигация через спутники российской сети ГЛОНАСС, мобильные системы передачи данных, а также привязка к цифровым картам по результатам декодирования сигналов специальным вычислительным блоком.
При этом спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС может применяться для решения большого количества задач по части грузоперевозок и слежения за ними, а также системах управления автомобильными парками.
Система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС проста по принципу своей реализации. Комплекс отслеживает и анализирует передвижение транспорта и время, которое транспортное средство тратит на преодоление маршрута, либо его определенной части.
При этом модуль может непосредственно транслировать данные диспетчеру, а может и попросту «писать» в память. В последнем случае данные расшифровываются непосредственно по прибытию в конечную часть маршрута, либо контрольную точку.
В техническом плане модуль системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС состоит из устройства для приема сигнала с «глонассовских» спутников и блока для хранения и передачи данных о местоположении. Передача, как правило, осуществляется путем передачи по каналам сотовых сетей связи.
Возможна также интеграция с системами спутниковой связи, однако в реальности подобные связки практически не применяются. При этом модуль хранения осуществляет передачу данных пакетами в виду того, что на протяжении маршрута покрытие мобильных сетей может пропадать. В случае же, если данные «пишутся» в память без трансляции, отпадает необходимость в блоке для передачи данных, что серьезно удешевляет конструкцию системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС.
Нужно отметить, что в целом система ГЛОНАСС и системы мониторинга на ее базе по принципу работы практически ничем не отличаются от систем, использующих GPS-навигацию. Отличие в данном случае одно – разные спутники, обеспечивающие навигацию. В системе спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС применяются российские спутники, а в NAVSTAR GPS – зарубежные.
Здесь следует отметить, что отечественная система активно лоббируется госструктурами и потому, зачастую, установка оборудования ГЛОНАСС на авто обязательна для госпредприятий. Но при этом надежность, качество связи и покрытие сети всерьез уступает именитому иностранному «родственнику». По этой причине многие производители оборудования совмещают в системах спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС возможность работы со спутниками GPS, что позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики.
Сфера применения подобных устройств крайне обширна. Чаще всего системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС применяются при междугородних и международных грузоперевозках, а также в системах мониторинга и контроля общественного транспорта, в том числе осуществляющего перевозку детей. Удобна система и для таксопарков, которые с ее помощью могут контролировать местонахождение машин и данных об их пробеге. Одним словом, спектр использования крайне обширен.
Однако, помимо данных о пройденном расстоянии, местоположении и средней скорости на маршруте организации, занимающиеся грузовыми, либо пассажирскими перевозками, часто интересуют и другие данные. Для их сбора применяются специализированные датчики, которые подключаются к ГЛОНАСС-контроллеру и отправляют ему данные, которые обрабатываются и передаются (либо пишутся в буфер памяти) наряду с данными местоположения.
Чаще всего в системах спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС используются датчики, контролирующие расход топлива автомобиля, уровень нагрузки на оси транспортного средства, уровень топлива и температуру в рефрижераторном контейнере.
Также встречаются вариации с датчиками, фиксирующими работу вспомогательных механизмов, открытие дверей, либо наличия пассажира. Последний фактор играет большое значение для автомобилей, использующихся в качестве такси. К слову, нужно отметить, что датчики и сам модуль системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС может устанавливаться скрытно и водитель транспортного средства может не знать о факте его установки на автомобиль.
После передачи данных на контрольный пункт, либо диспетчерский центр, производится его декодирование. Как правило, для этой цели используется сервер, роль которого может играть обычный персональный компьютер со средними показателями мощности. На нем устанавливается соответствующее программное обеспечение и модуль приема данных. Правда, подобная система может «вести» сравнительно небольшое количество автомобилей.
Крупные компании, связанные с транспортной логистикой, применяют для системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС мощные серверные станции, которые могут одновременно отслеживать даже десятки тысяч автомобилей.
Преимуществом системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС является не только возможность слежения за перемещением транспорта. Существует целый ряд «побочных» достоинств, которые появились исходя из самого принципа работы системы.
Один из них – функция реализации «тревожной кнопки», которая может работать и в автоматическом режиме. Подобная система в случае дорожно-транспортного происшествия автоматически передает данные о координатах и диспетчерский центр.
Кроме того, данные системы составляют своего рода «черный ящик» для автомобиля, ведь система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС сохраняет в памяти данные о скорости движения и иных параметрах, которые могут существенно помочь в выяснении причин и факторов, вследствие которых произошло ДТП.
Нужно отметить и другие сервисные возможности. В частности, с использованием спутникового мониторинга водитель может получить данные о ближайших объектах инфраструктуры и расстояния до них, доступ к системе через КПК, либо мобильный телефон, других автомобилях и расстоянии их местонахождения от конкретного автомобиля. Также возможна реализация отправки текстовых данных и голосовой связи с диспетчерского пункта с каждым автомобилем.
Таким образом, современные системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС позволяют реализовать целый ряд сервисных функций, позволяющих легко контролировать передвижение транспорта и грузов. Подобная система удобна как для компаний-перевозчиков, так и водителей и дает возможность максимальным образом обеспечить взаимосвязь данных субъектов перевозок. Собственно, именно по этой причине подобные комплексы с каждым годом расширяют свои возможности и все активнее проникают в современный мир автомобильных перевозок.
У нас в городе с прошлого года практически во всех автобусах установили ГЛОНАСС. Так же есть специальный сайт, где в реальном времени можно отследить где едет твой автобус. Но вот на автобусах езжу редко, пользовалась системой всего несколько раз. Если бы на маршрутные такси установили ГЛОНАСС, то цены бы им не было. Но это будет вряд ли, дорого очень.
Система ГЛОНАСС очень своевременная и нужная для страны. Это позволит оптимизировать и удешевить пассажирские и грузоперевозки. Конечно, ее надежность позволяет пока желать лучшего. Но использование GPS оборудования опасно и с точки зрения экономической выгодности и с точки зрения обороноспособности. Ведь владельцы GPS могут в любой момент ее отключить на территории нашей страны.
Я считаю эту систему весьма полезной, мало того, что она экономит время, так еще помогает отслеживать тот вид транспорта в реальном времени. Я лично считаю, что скоро все это будет платным. Пока она не идеальна и не всегда показывает с точностью,которую бы хотелось видеть. Глонасс это конечно же положительное течение.