Теперь к извечно русским вопросам: Что делать? и Кто виноват?
добавится — Где мы?
Этот анекдот достаточно точно отражает отношение простого обывателя к отечественной системе спутниковой навигации, о которой сейчас ведется много разговоров на самом высоком уровне.
Действительно, многие представляют себе этот проект как очередной источник освоения серьезных бюджетных средств, в результате которого спутники периодически падают в океан, а получаемые на выходе навигаторы ГЛОНАСС на авто сопоставимы по размеру с магнитолами десятилетней давности и требуют отдельного комплекта батареек с трудом умещающегося в рюкзак. В этой статье мы попробуем разобраться, так ли это на самом деле и нужен ли нам в жизни этот ГЛОНАСС.
Немного из истории ГЛОНАСС
Для некоторых читателей, наверное, будет интересно узнать, что запуск первого навигационного спутника в нашей стране был осуществлен еще в 1982 году, а в полную мощность система заработала через 11 лет. В те времена она функционировала исключительно в военных целях и конечно ни о какой установке оконечного оборудования ГЛОНАСС на авто гражданского назначения речи не шло. Однако к 2001 году большая часть оборудования устарела, и из 24 спутников на орбите осталось лишь 6, а ничего нового в те годы произведено не было.
В 2001 году с принятием федеральной целевой программы началась новая эра в развитии российской навигационной системы, и в настоящее время она активно развивается и полностью открыта для гражданского использования. Кстати, вопреки сложившемуся мнению, это использование для всех совершенно бесплатно – все финансирование производится из государственного бюджета.
Что такое ГЛОНАСС
Точная расшифровка этой аббревиатуры – глобальная навигационная спутниковая система. Ее сердцем является группировка спутников (или навигационных космических аппаратов – НКА), находящихся на околоземной орбите и посылающих специальные сигналы в окружающее пространство.
Поскольку координаты объекта можно однозначно определить при помощи четырех параметров (три пространственные координаты и время), то в каждой точке необходимо иметь сигналы от четырех НКА и затем, решая систему из четырех уравнений с четырьмя неизвестными, получать эти координаты.
Собственно говоря, этим и занимается любой навигатор GPS / ГЛОНАСС при определении положения нашего автомобиля в пространстве. Расчеты показывают, что для обеспечения 100% покрытия земного шара в космосе должно одновременно действовать 24 спутника. В настоящее время запущено даже больше таких аппаратов, чтобы качество покрытия не ухудшалось при поломках или плановом обслуживании какого-либо из них.
ГЛОНАСС И GPS – кто кого?
ГЛОНАСС на данный момент является единственной действующей альтернативой известного американского навигационного проекта GPS и в глазах всего остального мира представляет собой отличную защиту от возможных злоупотреблений со стороны заокеанских политиков.
Понятно, что в случае возникновения какой-либо напряженности или военных конфликтов, система GPS может быть либо просто отключена или в нее могут быть сознательно введены поправки, искажающие получаемые координаты. Хорошо известны случаи, когда ошибки спутниковых приемников при ведении боевых действий достигали 800 метров! Поэтому для нашей страны существование своей навигационной системы – это вопрос национальной безопасности.
Если же рассматривать сугубо гражданское применение, то существование двух систем только на руку всем пользователям. Дело в том, что одновременное использование приемников GPS и ГЛОНАСС на авто повышает точность определения его положения, особенно в районах плотной застройки, тоннелях, закрытых автостоянках и других сложных участках.
Поэтому многие производители навигаторов уже сейчас встраивают в свои изделия сразу два чипа – основным является приемник GPS, который работает самостоятельно в обычных условиях. Когда же сигнал каких-либо спутников теряется, на помощь приходят спутники ГЛОНАСС, которые занимают «свободное место» и увеличивают количество доступных сигналов до необходимых четырех.
И все же необходимо признать, что на данный момент оборудование GPS имеет ряд преимуществ:
- Более точное определение координат и скорости движения.
- Больший срок службы спутников. Спутники ГЛОНАСС иногда падают.
- Большее количество станций наземного управления.
- Большая распространенность и меньшая стоимость навигаторов.
Однако все течет и все изменяется. Явное лоббирование государством системы ГЛОНАСС, несмотря на периодические коррупционные скандалы в Роскосмосе, позволяет предполагать, что многие недостатки все же будут устранены. Так что обе системы на данный момент уже не столько конкуренты, сколько партнеры, дополняющие друг друга и поддерживающие стабильность и равновесие в мире.
Если нас пересадят на общественный транспорт
В настоящее время в России действует закон об обязательной установке навигационных приборов ГЛОНАСС на все виды пассажирского транспорта (кроме такси) и на грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. Как известно, спутниковый мониторинг транспорта позволяет оптимизировать основные процессы управления большим автопарком за счет следующих факторов:
- Отслеживание немотивированных простоев.
- Борьба с «левыми рейсами».
- Устранение возможности бесконтрольного слива топлива.
- Контроль соблюдения расписания маршрутов.
- Повышение качества обслуживания пассажиров.
Первые три пункта в основном заботят владельцев и руководителей самих предприятий. А вот последние два – напрямую касаются нас – мы ведь тоже периодически становимся теми самыми пассажирами. И вот здесь внедрение технологии ГЛОНАСС действительно помогает.
Уже сейчас во многих городах за движением общественного транспорта можно следить в режиме он-лайн через интернет. На специальном портале можно увидеть, где в данный момент находится тот или иной автобус или троллейбус, и спланировать свою поездку. Там же можно рассчитать время в пути и количество остановок.
В скором времени такой сервис появится и на самих остановках – например, в ближайшее время в Москве планируется оснастить около 600 остановочных пунктов световыми табло, показывающими время прибытия ближайших трех рейсов каждого маршрута. А внутри автобуса или троллейбуса система сама будет определять приближение к очередному пункту назначения и включать запись с названием текущей и следующей остановки – то, что часто забывает сделать водитель.
В общем, сервис предполагается довольно приличный, что приятно, особенно в свете часто звучащих заявлений о том, что жителей крупных городов будут активно пересаживать на общественный транспорт.
Правда надо сказать, что установка оборудования ГЛОНАСС на авто общественного назначения стоит весьма недешево – по оценкам специалистов от 15 до 40 тысяч рублей на одну машину. Так что есть опасение, что такой комфорт обернется повышением стоимости проезда, хотя если оно и случится, то не будет носить стихийный характер – ведь тарифы на проезд устанавливают местные власти, а не перевозчики.
Подводя итог, надо сказать, что в общем и целом развитие системы ГЛОНАСС полезно и выгодно как государству, так и нам, простым гражданам.
Конечно, в одной небольшой статье нельзя описать все возможности, которые дает спутниковая навигация – мы сознательно не затрагивали здесь спутниковые сигнализации, которые позволяют отслеживать перемещение любого авто и передавать его координаты по каналам сотовой связи или специальные браслеты для контроля и поиска людей и животных. Однако даже приведенные факты однозначно свидетельствуют о том, что эти новые технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и делают ее проще и удобнее.
Единственным серьезным применением ГЛОНАСС я считаю установку на общественный транспотрт. Сама я сейчас врядли откажусь от GPS навигатора, в пользу ГЛОНАСС, но верю!
Но если у общественного транспорта благодаря ГЛОНАСС появится точное расписание, подобное метро или поездам — это будет просто потрясающе!
Конечно же, альтернативная навигационная система должна быть, но должна ли она быть именно российской? Вспомнились слова Бориса Стругацкого: «Я считаю негуманным и антиморальным тратить деньги на Космос, пока на Земле остаются миллионы больных и безграмотных». В России достаточно проблем, которые требует решения. Хорошо бы было, если бы это был совместный проект разных стран.
Для больших предприятий ГЛОНАСС несомненно хорошо. Но зачем он мне? Я частник, у меня единственный бензовоз. Я всегда знаю где нахожусь и топливо сливать у себя нет смысла!Перед кем мне отчитываться? А ГИБДД требуют! Абсурт! Выжимание денег или всех под одну гребёнку!!!