Что же собой представляет данная программа? Она предназначена для автоматизации работ транспортных диспетчеров, в обязанности которых входят контроль и управление общим парком транспортных единиц. Но зачем это нужно? Это поможет экономить время на обработке заказов и распределении обязанностей путем отслеживания автотранспорта в реальном времени (так называемый режим онлайн), также это экономия топлива за счет постоянных сводных отчетов (путевые листы и другие подобные документы), которые будет формировать программа. Это большей частью затронет обслуживающие компании (пассажирский автотранспорт, грузовые перевозки, службы инкассации, банковские и любые другие вспомогательные службы и компании).
Преимущества разработанной системы:
- работа возможна с любой операционной системой и устройством (iPad, Android, Windows и другие);
- прямая голосовая линия диспетчера с экспедитором;
- передача текстовой информации экспедитору на монитор;
- отсутствие лицензионных лимитов по количеству активных пользователей;
- минимальные ежемесячные расходы по использованию системы;
- отсутствие специального клиентского программного обеспечения;
- возможность записи информации в память при потере канала связи и последующая ее передача при восстановлении связи;
- функция «тревожной кнопки» в экстренных случаях;
- возможность интеграции с другими информационными системами предприятия (например, выгрузка в 1С).
Теперь перейдем к проблеме которая нас волнует — обязательное внедрение этой программы отложили на 2013 год вопреки планам: Министерство транспорта отправило на регистрацию в Минюст обновленный приказ о порядке установки на транспортные средства аппаратуры спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Приказ был подписан 26 января этого года. В нем был оглашен обязательный порядок установки данной системы для определенного перечня видов транспорта, которая будет собирать данные, определяющими и передающими местоположение и другую информацию органам Ространснадзора, с 1-го января 2013 года. В такие же сроки это оборудование обязаны установить и грузовые ТС, экспедирующие опасные грузы. В срок до 1 января 2014 года на такси также будут обязательны к установке данные программные комплексы.
Для пассажирских перевозок это значит отсрочку на год. Изначально все автобусы и микроавтобусы, железнодорожные вагоны, троллейбусы, бензовозы должны были быть оснащены уже с самого начала 2012 года. Все готовились к этой дате, и Государственная автонадзорная служба перестала выдать лицензии на деятельность такого рода тем, кто игнорировал эту систему. Таким образом, с июля этого года он пообещал лишить лицензий всех, кто не установит эту навигационную систему.
По статистике Госавтонадзора, к началу этого года в РФ должным образом были оснащены навигационным обеспечением около 65 тысяч пассажирских ТС и около 5 тысяч машин, предоставляющих перевозки опасных грузов. Всего в планах оснастить более 900 тысяч ТС. Таким образом, реальные цифры установок на порядок ниже плановых. Притом, что процесс модернизации тянут не только сами экспедиторы, но и заводы-производители.
Как будет производиться установка данной системы? Сначала Ространснадзор будет тестировать навигационную систему на каждом транспортном средстве в отдельности. Убедившись, что прибор выдает точные и правильные данные, проверка занесет его в специальную базу «Автоматизированного центра контроля и надзора» (сокращенно АЦКН ) Ространснадзора.
Данные центры на сегодня еще только создаются. По словам зам. руководителя Ространснадзора три из девяти запланированных АЦКН уже практически готовы, как начальный проект: в Москве, Ростове-на-Дону и Люберцах. Активация данных центров еще находится на стадии «макета», а уже есть многочисленные пользователи этой системы. Таким образом, законопослушные перевозчики попали в ситуацию абонентов сотовых операторов, которых зачем-то принудили купить сотовые телефоны задолго до того, как сеть начнет свою работу.
Но, те коммерческие структуры по перевозке пассажиров и доставке грузов, которые уже успели установить ГЛОНАСС, ничего не потеряли, так как внедрение данной системы происходило в основном за счет средств муниципального бюджета: ими были оснащены полицейские машины, автотранспорт скорой помощи, междугородние и городские автобусы, троллейбусы.
Некоторые компании уже давно установили на свои машины навигационное оборудование не по приказу, а в целях экономии ресурса времени и оптимизации бизнеса. Но большее количество перевозчиков воздержалось от затрат таких глобальных сумм: только один прибор имеет стоимость от 15 000 до 40 000 рублей, плюс стоимость его установки и пользование каналами связи, по которым посылается поток информации о передвижении транспортного средства.
Те кто откладывал модернизацию надеялись, что все-таки эту систему не утвердят и большие затраты обойдут их стороной. На это были основания, так в 2011 году Министерство экономического развития публично выставило на критику проекты и нормативные документы по введению ГЛОНАСС, подготовленные Минтрансом. В итоге правительством не были утверждены общие технические требования и условия к внедряемому оборудованию ГЛОНАСС и не были вписаны в Кодекс поправки об административных правонарушениях, предусматривающие штраф до 50 000 рублей за отсутствие наличия системы ГЛОНАСС на транспортном средстве.
Министерство Экономического развития определило мнение Министерства транспорта по обязательной установке ГЛОНАСС «преждевременным и избыточным», таким образом, перейдя на сторону многочисленных компаний-перевозчиков, не согласных с мероприятием по обязательному введению навигационных устройств, расценив их как малоэффективные и затратные.
Идея была очень хорошая, но получилось как всегда, думаю основная проблема все же оказалась с ГЛОНАСС.