Множество водителей и владельцев коммерческого транспорта считают обязательное оборудование транспортных средств тахографом банальным вымогательством денег. Однако это не так.
Конечно оборудование такого рода бесплатно не выдаётся, но и полезный эффект от его применения не идёт ни в какое сравнение с его стоимостью. Ведь появляется возможность контролировать соблюдение скоростного режима водителями транспортных средств, а также их режим работы. Это может значительно снизить вероятность совершения ДТП, а значит и риски получения убытков.
Правильное же применение данных, полученных с такого устройства, позволяет предотвращать противоправные действия водителей, что снижает издержки компании на содержание автопарка.
Так, к примеру, пробег изменить уже не получится, если, конечно, у заинтересованной стороны нет специализированной (почти шпионской) техники. Однако такую технику просто так не купить, потому достоверность показаний в достаточной степени высока.
Назначение тахографа
Вообще говоря, изначально, тахограф предназначен для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также для общего сокращения дорожно-транспортных происшествий.
Достигается это фиксацией скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Таким образом, становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями коммерческого транспорта, так и чрезмерную утомлённость экипажа, нормируя время работы и отдыха.
Учитывая характер применения автомобилей, где обязательна установка тахографов, они могут понизить эффективность работы одной единицы с экипажем. Ведь контроль подразумевает соблюдение скоростного режима, а также режима работы и отдыха.
Но ведь цена, которую, возможно, придётся заплатить за повышение эффективности, может быть слишком дорога. Достаточно всего лишь одного ДТП с ценным грузом в кузове чтобы принести очень существенные убытки. А уж что говорить про жизнь и здоровье людей, попавших под удар.
Видео — порядок работы водителя с тахографом:
Немаловажно и оснащение тахографа приёмником системы глобального позиционирования. Для нашей страны – это ГЛОНАСС. Эффективность и точность информации, фиксируемой прибором такого типа, достаточно высоки.
Ко всему прочему прибор должен надёжно защищать накопленную информацию. Для этого используется криптографическое шифрование. Это позволяет исключить модификацию данных в преступных целях.
Кроме того, тахограф должен быть сертифицированным. Это позволит использовать полученную с помощью его информацию, при работе с правоохранительными органами, т.к. эти данные будут являться неоспоримой уликой.
[adsp-pro-1]
Устройство тахографа
В целом тахограф выглядит практически как магнитола. Это небольшой (1-Din) блок, устанавливаемый в транспортное средство. Либо другой вариант – в виде круглого прибора, аналогичного спидометру автомобиля, только значительно более функционального.
Устройство содержит:
- Дисплей и управляющие кнопки – для обеспечения возможности управления и взаимодействия с прибором;
- Печатающее устройство — чтобы выводить накопленные данные на бумагу (печать осуществляется на термоленту, аналогичную, применяемым в кассовых аппаратах);
- Считыватель тахографических карт — с помощью этих карт идентифицируется водитель;
- GPRS модем — для передачи накопленной информации на сервер, ведь данные должны храниться в течении нескольких лет;
- Специальный датчик движения, передача данных с которого производится в шифрованном виде, что исключает возможность модификации передаваемых им данных (любая попытка модификации фиксируется в памяти устройства).
Внутрь устройства монтируется блок СКЗИ (HKM), он же криптографический модуль со встроенным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (ГЕОС-3).
Само устройство подключается к штатной электропроводке автомобиля. Это может быть как современная цифровая шина CAN, так и более простые системы.
Прибор контролирует факт запуска двигателя (после чего включается в работу), а также скоростные и временные параметры. Сами измерения производятся собственными датчиками прибора, целостность которых нарушать нельзя, включая их электропроводку.
Виды тахографов
Существует два основных вида тахографов – цифровой и аналоговый.
Вторые постепенно выходят из употребления. Запись данных производится на круговую диаграмму (с изначально заполненными данными водителя), согласно получаемым сигналам с аналоговых датчиков. Но в этой статье их рассматривать не будем, в связи со значительным устареванием конструкции и отходом её на второй план.
Цифровые тахографы содержат криптографический модуль, для повышения сохранности информации и системой глобального позиционирования. Именно тахографы такого типа используются в настоящий момент.
Что такое СКЗИ для тахографа
Модуль СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство оснащено, грубо говоря, энергонезависимой памятью, и специальным криптографическим процессором. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ, аналогично модулям ЭКЛЗ для кассовых аппаратов.
Сам по себе блок СКЗИ представляет собой небольшой корпусной элемент, с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС.
Основная цель установки такого блока – это предотвращение корректировки записанной информации.
Функционально блок СКЗИ производит:
- Работу с цифровой подписью;
- Защиту от корректировки уже записанных данных;
- Согласовывает записанные данные с временным штампом, что исключает корректировку времени записи.
Что такое калибровка тахографа
Тахограф, кроме фиксирующего устройства, является измерительным прибором. Как и множество других измерительных устройств, он требует калибровки.
Калибровка заключается в корректировке измерительных коэффициентов так, чтобы измеренный пробег и скорость соответствовали эталонным (фактически пройденным) значениям с точностью до допустимой погрешности.
Калибровка тахографа осуществляется в следующих случаях:
- Первоначальная установка прибора;
- Отклонение встроенных часов более, чем на 20 минут;
- После проведения ремонта устройства;
- После проведения ремонта электрических цепей измерительных цепей датчиков, либо самих датчиков;
- При нарушении пломбировки прибора;
- При изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;
- В случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения;
- После двух лет эксплуатации, с момента последней калибровки.
При начале эксплуатации устройства производится первичная калибровка. Её необходимо произвести в течение недели, с момента установки прибора, либо выдачи регистрационного номера транспортного средства.
Сам процесс калибровки разделён на два этапа – стендовые и дорожные испытания.
Стендовый этап включает в себя визуальный осмотр, в который входит:
- Проверка целостности и читаемости таблички, на которую нанесены данные утверждения типа устройства;
- Проверка отдельных узлов устройства, где должны быть указаны – изготовитель, дата производства, номер детали и т.д.;
- Проверка таблички с данными мастерской, производившей установку прибора;
- Контроль целостности пломб, нанесённых заводом изготовителем;
- Контроль пломб, установленных мастерской, установившей прибор;
- Контроль целостности датчика движения, а также соединительной электропроводки.
Дорожная проверка более обширна. Она включает в себя:
- Технический осмотр транспортного средства;
- Проверяют соответствие индекса W, т.е. передаточных соотношений в трансмиссии транспортного средства, при штатном давлении шин (проверяется манометром);
- Программирование устройства, согласно коэффициенту;
- Проверка значений часов устройства, и, при необходимости, их корректировка;
- Согласование шифрования датчика движения и самого прибора;
- Проверка погрешности измерений с соответствующими поправочными коэффициентами;
- Занесение данных в память прибора;
- Установка таблички, с настройками контрольного устройства;
- Пломбирование прибора;
- Пломбировка датчика и сопутствующих элементов.
Вскрытие пломб возможно только квалифицированными мастерами, с заполнением специальных бумаг, где обязательно указывается причина вскрытия.
Карты для тахографа
Для обеспечения идентификации работника, использующего прибор учёта, используются специальные чиповые карты доступа. В чипе установлен специальный криптографический микропроцессор, сводящий практически к нулю возможность подделки карты.
Виды карт для тахографа:
- Карта мастера – используется для настройки и установки прибора учёта;
- Карта предприятия – используется для получения расширенных данных с устройства;
- Карта контролёра – используется для снятия текущих показателей сотрудниками ответственных органов (ГИБДД и т.д.);
- Карта водителя – используется для идентификации водителя транспортного средства.
В целом конструкция карты аналогична таковой SIM карте сотовых операторов, только с более высоким уровнем защиты.
Водитель не имеет права использовать чужую карту доступа. При начале работы карту необходимо установить в слот прибора, после чего можно начинать рабочий процесс.
Ежедневная распечатка итогов не обязательна, за исключением утери карты доступа. При утере карты, водителю разрешается работа в течении двух недель (пока создаётся новая карта), но с обязательной ежедневной распечаткой итогов.
Видео — с пояснениями работы тахографа:
Карта предприятия позволяет получать большее количество информации, а также производить ряд настроек. С помощью этой карты можно производить распечатку накопленных данных, их блокировку (для исключения ознакомления с ними других пользователей). Карта не персонифицирована, а количество карт такого типа для одного предприятия не ограничено.
[adsp-pro-2]
Карта контролёра является именной и применяется для снятия показаний соответствующими органами, при необходимости. Однако эта карта не позволит получать информацию о пунктах движения транспортного средства.
Карта мастера используется мастерской, производящей установку и настройку такого рода оборудования.
Использование тахографов
Конечно принудительное введение не самых дешёвых устройств в эксплуатацию в принудительном порядке мало кого может порадовать. Но, как говорится – железной рукой к счастью тоже можно привести.
Согласно статистике европейских стран (на которые так любят смотреть наши правители) аварийность со смертельным исходом, при активном использовании таких устройств, значительно снизилась.
А если учесть, что большинство серьёзных аварий случаются при алкогольном опьянении (здесь прибор бессилен), превышении скорости и засыпании водителя за рулём – то возможная эффективность прибора очевидна.
Да и умелый подход при использовании данных устройства ответственными работниками может принести немалое сокращение расходов организации.
Это не только экономия на штрафах, когда транспортное средство используется без положенного по закону прибора. Это возможность пресекать «слив» горючего и смазочных материалов, ведь показания гораздо точнее штатного одометра, которые при этом невозможно откорректировать, в отличие от того же штатного одометра. Да и учёт средней скорости и превышений скорости также немаловажен.
Потому нередка установка таких приборов учёта в транспортные средства, эксплуатация в которых тахографов необязательна. Однако для таких случаев существуют специальные, более доступные устройства.
Если же эксплуатация транспорта допускается только с тахографом, то не следует на этой возможности экономить – лучше получить дополнительные преимущества.
Дополнительно предлагаем прочитать статью о том как пользоваться тахографом и чего делать не следует.
Каждый водитель должен знать о порядке общения с сотрудником ГИБДД, о чем подробно рассказано здесь.
Тот же 185 приказ указывает на причины остановки водителя — https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/prikaz-185-prichiny-ostanovki.html
Видео — практика использования тахографа за 5 минут:
Задумка конечно хорошая, поскольку многие водители по самым разным причинам работают сверхурочно, тем самым потенциально провоцируя опасную ситуацию на дороге. Но мне кажется, что на любое действие есть противодействие и водители, которым нужно выехать лишний раз сверх положенного времени, непременно найдут способ бороться и с тахографом. Штрафы кстати приличные. Интересно сколько же стоит такой прибор? Наверняка покупка его стоит не более 2-3 штрафовю
С тахографом пришлось сталкиваться передвигаясь автостопом по Европам. 🙂 Это хорошая вещь, не позволяющая эксплуатировать водителей и позволяющая избежать происшествий из-за усталости водителей. Есть у тахографа и отрицательная сторона, когда водитель должен идти на нарушения предписанного режима — это пробки и скоропортящийся груз, который необходимо срочно доставить. Водителя за это может сильно наказать дорожная полиция, хорошо, если в таких случаях расходы на себя берет транспортная фирма или заказчик.
Тахограф новое слово в технике .Многие предприятия не жалеют средств на приобритение данного устройства и установку непосредственно но автомобиль.Это позволяет не только контролировать водителя но и знать все о движении машины думаю водителям будет легше и удобней работать имея топограф на вооружении и зарание планировать свой режим работы
Вот именно, как написал Эдик, на любое действие есть противодействие. Всю жизнь так было, государство придумывает, что то новое, и приходится думать, как обойти это. Поэтому раз появился тафограф, то скоро появится антитафограф. Я работаю таксистом, и я бы лично не хотела, чтобы наша фирма устанавливала данные штуки )
Давно пора массово применять эту систему, за границей давно практикуют такие устройства. Причем за нарушение режима труда-отдыха там платят приличные штрафы, не говоря уж об обходе тахографа, да и оно надо вам? Во первых обход тахографа это статья, во вторых, находясь за рулем в уставшем состоянии вы становитесь потенциальным камикадзе, сбивая какую-нибудь легковушку на грузовике в 99%, что там никто не выживет, а если вам повезет выжить, то вы попадете уже под 2 статьи и за решетку… Сейчас все способы обхода проверяются и повышается степень защиты, да и зачем это, если Вам будет больше времени на отдых и свободное время, никто не сможет заставить вас работать сверхурочно, да, возможно операции с тахографами занимают какое-то время, но не нужно играть с чужими жизнями!
Всем добрый вечер! Люди, зачем вы ищите пути обхода, и сами пытаетесь установить тахографы? Все эти манипуляции могут привести к непоправимым последствиям, гибели людей, детей, вас самих… Как это не печально, но по статистике многие аварии происходят по вине водителей грузовозов, которые были или с состоянии алкогольного опьянения или в очень утомленном состоянии и что-бы такого не случалось, и появилась возможность контролировать трудовой день дальнобойщиков — придумали эти хитроумные приборы… Так давай те будем цивилизованными людьми, которые будут подчиняться законам? И если закон требует установить тахографы в спец центрах, так будьте добры подчиниться и не подвергать жизнь лишнему риску…
Недавно с другом пробовали провести процедуру аутентификации так тут же проверить смогли по реакции на ввод некорректного пароля, а затем по идентификационным данным на распечатке.Слишком надежен этот прибор.А жаль(
Люди у кого не подсоединен сигнал с датчика скорости к тахографу, то срочно обратитесь в мастерскую чтоб вам подсоединили.Не думайте что этого никто не заметит. Потому что легко проверяется инспектором на дороге — достаточно посмотреть на распечатку, и там указано
Если на Вашем транспортном средстве уже установлен цифровой тахограф, Вы можете лично это проверить, отыскав в меню прибора пункт «События и ошибки» и распечатав данные. На распечатке Вы увидите, когда и на какое время отключали аккумулятор, выключали ли датчик скорости, двигалось ли транспортное средство (ТС) без карты водителя и какое время, была ли превышена скорость и нарушен ли режим труда.
Поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие штрафные санкции за управление транспортным средством без тахографа и за нарушение водителем режима труда и отдыха, вступили в силу еще 1 апреля 2014 года – с этого дня стала применяться ответственность за отсутствие тахографов с СКЗИ на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы.
С 1 сентября 2014 года оснащению тахографами подлежат транспортные средства категории N3 (с общей максимальной массой от 12 тонн)
Поставили мне тахограф с нарушением требований установки. А я сначало и не знал. Только потом когда инспектор на дороге проверил по распечатке где все было указано тогда и стало понятно что в мастерской мне установили неправильно.Мне в мастерской поставили тахограф по двум сигналам Глонасс.А надо было подсоединить сигнал с датчика скорости к тахографу.
Делают спецом чтобы мы отдыхали и работали как все нормальные люди. Пауза есть пауза и нечего во время её работать.
Устройство имеет систему самодиагностики и защиты данных. Механическое вмешательство, неправильный ввод записываются в памяти устройства. Моё мнение — надо водить. Меньше аварий будет!
Многие предприятия не жалеют средств на приобретение данного устройства и установку. Это позволяет не только контролировать водителя но и знать все о движении машины думаю водителям будет легче и удобней работать имея тахограф на вооружении и заранее планировать свой режим работы
Новый автобус Ютонг – отключился горный тормоз – установлен не допущенный заводом тип датчика и тахограф Атол.
Воронеж – перестала работать Вольво – на кан-шину был установлен адаптер, который подавал сигнал в Меркурий, установленный параллельно штатному тахографу 1324
В Екатеринбурге сгорел бензовоз из-за установленного на него тахографа Меркурий, ставили через неофициальную мастерскую – поэтому концов не найти.
Мне не понятно, если использовать свою грузовую машину для хозяйственных нужд, на неё тоже надо устанавливать тахограф. Или это требование касается только коммерческой деятельности?
@Иван,
если вы найдете свой грузовой автомобиль в списке транспортных средств, на которые следует устанавливать тахографы (в приложении №2 к Приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36), то да.
Сейчас возник такой вопрос, очень много тахографов на рынке, какой лучше взять?
Тем более если тахограф с блоком СКЗИ. Ненадежность прибора и в се, что с ней связано может привести к нежелательным незапланированным денежным тратам. Нам уже неоднократно приходилось менять за счет клиента тахографы, которые он где то по дешевке установил не до конца понимая всю серьезность данного мероприятия. Необходимо понимать, что установка тахографа это только начало работы тахографии и что с прибором, который вы установили нужно будет работать (применять карты водителей, считывать информацию, хранить ее и анализировать). Выбор должен пасть на максимально надежный, проверенный прибор, который предусматривает весь спектр его дальнейшей комфортной эксплуатации. VDO 3283 это тот прибор у которого все это есть и работа его проверена не одним годом. Данный прибор является аналогом тахографа VDO 1381, который применяется на 85% европейского транспорта, у этого производителя имеется многолетняя школа по производству и эксплуатации тахографии, которая позволяет держать качество прибора на высочайшем уровне. У отечественных производителей к сожалению данной школы нет, остается только надеется, что и они смогут когда нибудь производить похожую продукцию.
Сейчас много хороших тахограф,а сам я езжу с ВДО и меня все устраивает
Надо усовершенствовать законодательство по тахографам таким образом, чтобы оно было более конкретизированным, а взыскания соответствовали серьезности нарушений.
Тахографов хороших конечно хватает, тут главное не нарваться на подделку. Сам я использую атоловский drive5. В принципе сборка качественная, что к чему разобрался быстро. Главное не разряжает аккумулятор. С печатью вообще проблем нет — быстро и без проблем. Ну и к тому же подсветка хорошая, выручает при плохом освещении.
Давно заметил, что все нововведения изначально обоснованны, полезны и … не доведены до ума, как правило. Это касается не только транспорта. По тахографам — все, вроде, правильно, устройства предназначены, чтобы обезопасить участников дорожного движения. Но сами дальнобойщики (а именно они в основном эксплуатируют тахографы) признаются, что возникает масса нестандартных ситуаций, не предусмотренных алгоритмом работы оборудования. В общем вещь полезная, но необходимо усовершенствовать.
А вот кто знает разницу между тахометром и тахографом? И тот и тот измеряют обороты двигателя. Очень часто путают и употребляют эти два понятия, называя тахометр тахографом и на оборот.
Судя по приведенным доводам — штука нужная и полезная. Всех денег не заработаешь, а уставший человек, особенно на дороге, да за рулем здоровенных машин, может много неприятностей обеспечить и себе, и другим. Я как бы поддерживаю такие требования.
Спорить не буду, тахограф прибор нужный и полезный, если правда за его проверкой (его показаний), осуществляется контроль. У нас в городе все маршрутные такси оборудованы тахографами, а нарушение скоростного режима повсеместно. В разговоре с соседом, а он водитель маршрутки выясняется, что тахографы ставят только для ГИБДД, которые не подписывают документы пока не поставишь тахограф. Проверять же его никто не проверяет.
Не хотел заморачиваться с этими тахографами, но, похоже, все-таки надо купить своим мужикам в машины. Контроль не помешает.