Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность

Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.

как подключить датчик температуры охлаждающей жидкости

Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.

ДТОЖ – что это такое в машине?

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение

Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.

Видео — нюансы, связанные с датчиками температуры охлаждающей жидкости на Фольксваген Пассат Б3:

Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций. К ним можно отнести:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
  • открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
  • установка угла опережения зажигания и т.д.
 

Принцип работы

Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?

Механический

Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.

С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».

Цифровой

Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.

На что влияет

Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.

Видео — как проверить ДТОЖ мультиметром:

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, возрастает расход топлива и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные причины и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:

1. Низкое качество антифриза



 

В случае использования плохого антифриза или отечественного «Тосола» нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры. Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.

2. Плохое качество исполнения самого датчика

К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.

4. Нарушение электрики

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.

5. Неисправность термостата.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто.

Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику. Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Как проверить ДТОЖ мультиметром

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре  на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости с помощью мультиметра и электрочайника:

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

 
 

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.

Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.

Видео — замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115:

Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.

Заключение

Как видим, проверка и замена ДТОЖ – процедура довольно простая. Она не требует специализированных навыков и знаний, равно как и особого оборудования (за исключением упомянутого мультиметра).

Помните, что своевременная замена неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости позволит избежать целого ряда проблем, включая возможный перегрев силового агрегата вашего авто.

Смотрите советы чем смазывать клеммы аккумулятора от окисления и применяйте при сезонном обслуживании своего автомобиля.

Какое сопротивление должно быть у высоковольтных проводов.

Что такое контрактные двигатели https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/dvigateli/chto-znachit-kontraktnyj.html и когда есть смысл их покупать.

Видео — как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на Шевроле Лачетти:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


20 комментариев к “Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность”

  1. Узнать о том, работает ли ДТОЖ довольно легко, при условии, что у вас автомобиль с инжектором. Автомобиль при холодном запуске будет хорошо заводиться и работать, но как только двигатель прогреется, то начнется неровная работа двигателя, а запустить машину с горячим мотором будет практически невозможно из-за переобогащенной смеси.

  2. В моем Пассате 2 датчика. Один для указателя на приборке — на работу двигателя не влияет, а другой дает сигнал на ЭБУ — это основной.

  3. Т.к я только начинающий водитель, очень многого узнала, на самом деле это очень легко проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

  4. В моей Corolla Fielder была неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер начал подстраивать работу двигателя под его показания, начались проблемы. В статье хорошо описано как его проверить! Помогло!

  5. Не знал, что настолько легко проверить датчик, пошел проверять, благо мультиметр в наличии имеется. Выкрутил, замерял, успокоился — исправен.

  6. Если испортился датчик температуры охлаждающей жидкости нужно немедленно реагировать. Ведь грубо говоря именно он дает сигнал к запуску вентилятора охлаждения. И еще если неисправен датчик возрастет расход бензина. Я в этом случае проверяю всю электропроводку автомобиля и если удостоверюсь, что причина в датчике заменяю. Заменить его своими руками проще простого, необходимо только или раз увидеть или попробовать самому.
    Нужно вывинтить старый датчик, обработать гнездо графитовой смазкой и поставить на его место новый, управляющие клеммы тоже не забывайте присоединить. Главное чтобы было герметично.

  7. Первое, что нужно знать, это то, что в автомобиле не один датчик температуры. Их как минимум два, а в некоторых моделях и до 4-5. Второе — это то, где они расположены и конкретно за что каждый из них отвечает. Классическая схема — два датчика, один идет на стрелочный прибор панели в салоне (ну или в цифровом виде), а второй на вентилятор(ы) охлаждения. Соответственно и принципы работы их разные, проверять их надо по разному. Первый меняет свое сопротивление в линейной зависимости с температурой ОЖ (при этом мы видим изменение отклонения стрелки панели ), а второй работает по принципу ВКЛ/ВЫКЛ при достижении определенной температуры ОЖ (соответственно включает и выключает вентиляторы).

  8. Вообще трудно представить, как плохой тосол или антифриз могут повредить датчик температуры, за двадцать лет не видел ничего подобного. Корпус датчика как правило выполнен из медного или латунного сплава, который практически не реагирует с охлаждающей жидкостью. А вот выход из стоя по причине некачественного изготовления — явление не редкое. Если те датчики, которые иду на машине с завода служит по нескольку десятков лет, то те которые поступают в запчасти очень часто не отрабатывают и трех. Парадокс, но и те и эти выпущены на одном заводе. По этому часто покупатель предпочитает взять датчик с разборки, нежели купить новый.

  9. Датчик охлаждения жидкости в нужный момент включает вентилятор и поэтому если он неисправен это чревато серьезными сбоями и поломкой. Причин для поломки может быть несколько это и некачественный антифриз и дешевенький датчик. Иногда датчик может быть и исправен, в некоторых случаях нужно проверить электропроводку и контакты. Надо выкрутить датчик и проверить его, погрузив в воду и взяв мультиметр. Не так всё сложно, достаточно один раз заменить в присутствии знающего человека или найти информацию в интернете и будете это делать сами. Если датчик неисправен нужно заменить его, только не забудьте прочистить контакты и клеммы.

  10. На самом деле мультиметры типа D830/DT830 (тысячи их) позволяют с приемлемой погрешностью определять и температуру. В качестве контрольных точек для проверки можно использовать только начавший таять водный лёд (гарантировано что-то около 0 градусов) и закипевший этиловый спирт (~78,37 градусов). Закипевший спирт удобен ещё и тем, что это _та самая критическая точка_, при которой датчик температуры охлаждающей жидкости должен стабильно срабатывать, дабы не получилось выкипания антифриза. И как уже верно заметили в комментариях, если датчик при указанных температурах показывает сопротивление в допустимых пределах (об этом подробно рассказано во втором видео), то неисправность кроется либо в некачественной проводке, либо в некачественном антифризе.

  11. Я приноровился менять неисправные датчики не сливая охлаждающей жидкости. Для этого его необходимо предварительно «сорвать», иногда, за десяток лет резьба так прикипает, что лучше использовать головку или на худой конец накидной ключ. Затем аккуратненько тремя пальцами вывернуть, следя за количеством вытекающей жидкости. После резко убрать датчик и заткнуть отверстие пальцем. Перевести дух, взять свободной рукой заранее приготовленный новый ДТОЖ, поднести к отверстию, которое держим пальцем и энергично (резко) заткнуть им отверстие убрав палец. Далее вкручиваем по резьбе. Потери жидкости — 200 — 300 грамм, а экономия времени — несколько часов! Иногда даже доливать не приходится, уровень не опускается до минимума.

  12. При проверке ДТОЖ еще учитываются технические характеристики автомобилей по соответствующим таблицам к различным перепадам сопротивлений, но нормированных показаний нет. При небольших отклонениях от показателей датчик менять не стоит, необходимо найти другую причину сбоев в работе двигателя. Датчики различных производителей всегда выдают разные показания при одинаковых температурах жидкости. Перед тем как устранять неполадки с заменой датчика, необходимо подобрать подходящий вариант для вашей машины. Если покупаете на рынке, то обязательно проверяйте сертификат. Что бы исключить подделок сфотографируйте данный документ, для дальнейшего предъявления в соответствующие органы. В основном при таких действиях продавец не будет продавать вам подделку.

  13. Когда последние модели автомобиля Волги стали оборудоваться вентиляторами охлаждения жидкости, работающими от электропитания, с эксплуатацией таких автомобилей возникла проблема быстрого перегрева двигателя при работе автомобиля в ритме городского движения. То ли датчик так неразумно настраивался на заводе, то ли потому, что двигатели стали более высоко оборотистыми, и работа их допускалась не при 80 градусах тепла как раньше, а уже при 90. Водители придумали ручное принудительное включение вентилятора, которое осуществлялось непосредственно из кабинки водителя. Водить опережал команду датчика на включение, и таким образом улучшал устойчивость работы автомобиля в пробках.

  14. Родной прослужил 7 лет. В прошлом году пришлось заменить. Речь веду о датчике, который включает дополнительный вентилятор (Нива Шевроле). Первый раз вообще не понял, что случилось. Лето, жарко, температура поднимается быстро и вентилятор включается часто, особенно при езде в городе. Однажды обратил внимание, что вентиляторы в паре работают слишком шустро. Утром, на холодном движке, второй включился буквально через пару минут. Грешил на реле, поменял, но проблему не решил. Поковырялся в книге, нашел этот датчик возле помпы, заменил и забыл про проблему.

  15. Выход из строя датчика температуры ОЖ может привести к поломке двигателя и очень большим финансовым потерям, по сравнение с его стоимостью. Поэтому если есть сомнения в его исправности, лучше себя обезопасить. Я проверял свой датчик не снимая его с авто. Просто запустил холодный движок и подсоединил к его клеммам мультиметр. Менял, предварительно слив охлаждающую жидкость (потом её заменил). А по поводу использовать мультиметр в качестве измерителя температуры не согласен: точности никакой, все зависит от чистоты жидкости. И ещё, чтобы не оказаться с перегретым движком при выходе из строя датчика температуры, установил выключатель вентилятора в салон для подстраховки.

  16. В авто датчик всегда рядом с термостатом для наибольшей точности измерения. Когда датчик выходит из строя, а приборы в машине когда-нибудь ломаются, могут возникнуть следующие проблемы: увеличится расход топлива, повышается выброс СО2, может заглохнуть двигатель, будет медленный прогрев авто, может перегреваться движок.
    На работу датчика может влиять старая проводка, коррозия, а датчик может быть исправен. Поэтому лучше не жаться, а купить новый датчик и сразу отбросить сомнения в причинах проблем.
    Но лучше всего не скупиться и приобрести новый датчик, который обеспечит безопасное и приятное вождение без каких-либо проблем.
    Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Если есть желание то можно провести его диагностику, но в начале убедитесь в исправности проводки. На датчик должно подаваться 5 вольт, что можно проверить при запущенном движке. Если 5 вольт есть, то проверяем датчик.
    При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем. Проверить можно с помощью электрочайника. Замеряем температуру +10,+15, +20.и записываем сопротивление датчика.
    Если показания отличаются от данных для датчика (можно найти в инете),, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требуется заменить. Менее точно, но более просто это без термометра, а по кипению воды – она кипит при 100 градусах. Это будет контрольная точка. Сопротивление при кипении – около 210-190 Ом.

  17. Датчик температуры охлаждающей жидкости порождает при своем отказе ряд проблем, основные и наиболее опасные из них следующие:
    Выход температуры двигателя за рамки допустимых режимов;
    Нарушение стабильности работы двигателя;
    Повышенный расход топлива;
    Падение оборотов и самопроизвольная остановка двигателя.
    При возникновении подозрений на нестабильную работу датчика температуры, во первых надо проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень.
    Далее проверяем качество контактов, на предмет их окисления.
    Если все сказанное выше в порядке, то надо проверить сам датчик, для чего его надо снять.
    Берем датчик и опускаем его в стакан кипятка и меряем его сопротивление, конкретные данные можно найти в интернете для каждого датчика. Если данные соответствуют, значит датчик в норме. В противном случае меняем датчик.

  18. Датчик температуры охлаждающей жидкости менял неделю назад. Стою в пробке в Москве и чисто случайно посмотрел на панель приборов (у меня Шеви Нива) и обомлел. Прибор показывает около 110 градусов и тишина — вентиляторы не работают. Включил аварийки и на обочину. Сначала думал движок вентилятора, подал напряжение прямо на движок — он работает. Подсоединил двигатель вентилятора к аккумулятору и пока ехал по Москве он у меня молотил постоянно. Выехал на М2 и отсоеденил вентилятор. Дальше до дома. В гараже снял не проверяя датчик температуры и поставил новый. Запустил двигатель и подождал прогрева — все работает.

  19. Датчик нагрева охлаждающей жидкости прибор очень важный для нормальной работы двигателя. Он оберегает двигатель от перегрева, путём включения и отключения охлаждающего вентилятора. В своей практике мне несколько раз приходилось сталкиваться с проблемой его неисправности. В наших отечественных автомобилях, с механической системой зажигания, применялись аналоговые датчики. И вот если такой датчик внезапно отказывал в работе, он в нужный момент не включал вентилятор и вода в радиаторе закипала. Ехать в такой ситуации невозможно и чтобы понять причину поломки мы, прежде всего, проверяли исправность работы электродвигателя вентилятора, подсоединяли его клеммы к источнику питания минуя датчик. Если двигатель работал, причиной его не включения могла быть, лишь поломка датчика. Датчик нужно было менять, и чтобы доехать до автосервиса или гаража, практиковали включение вентилятора напрямую, так и ехали с постоянно работающим вентилятором. В современных инжекторных автомобилях принцип работы самого датчика такой же, лишь управление работой вентилятора идет через блок управления электронного зажигания.

  20. Датчик температуры при проверке мультиметром сопротивление будет в норме и при нагреве в горячей воде будет всё нормально в термостате будет давать сбои показания температуры будет плавать на один или два градуса не постоянно и двигатель будет троить на горячею на холодную когда скачки температуры будут на 10 или на 20 градусов плавать при этом включится вентилятор и будет ошибка р1336 пропуск зажигания во всех цилиндрах

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).