Основная задача высоковольтных проводов системы зажигания бензиновых двигателей – передача импульса зажигания от катушки (катушек) или распределителя зажигания к свечам ДВС.
Наряду с этим высоковольтные провода выполняют следующие функции:
- обеспечение качественной изоляции высоковольтного импульса;
- минимизация радиопомех;
- защита от выхода из строя элементов системы зажигания.
При нарушении электрических параметров высоковольтного провода двигатель автомобиля начинает «троить», имеется большая потеря мощности автомобиля, возможен отказ системы запуска авто.
Такую неисправность необходимо немедленно устранять, так как она может привести к полному отказу системы зажигания, неисправности механических узлов автомобиля вследствие неравномерной работы двигателя.
Вероятные причины неисправности
Наиболее распространенная причина неисправности высоковольтных проводов – естественный износ и старение. Они располагаются в непосредственной близости к двигателю.
В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в холодное время года, суточный перепад температур может составлять более 100 градусов Цельсия. Изоляционные свойства материала покрытия провода постепенно уменьшаются. Провод начинает растрескиваться, в него проникает влага, пары агрессивных жидкостей (антифриз, омывайка), масла, солевые растворы обработки дорожных покрытий.
Как только трещины достигают токоведущей жилы, высоковольтный сигнал может пробить на массу. Изоляционные свойства провода будут нарушены, импульс зажигания к свечам не дойдет.
Часто провода теряют токопроводящие свойства в результате механических воздействий. Это обычно имеет место в местах соединения токоведущего проводника с контактными разъемами свечей и катушек зажигания.
При монтаже ВВ проводов необходимо правильно их укладывать, обязательно прикреплять обжимные полиэфирвиниловые хомуты, избегать лишних механических усилий.
Провода могут выйти из строя в результате превышения максимального уровня высокого напряжения. Такая ситуация возможна в случае пробоя катушки по первичной обмотке.
Признаки неисправности, первичная диагностика
О возможной неисправности высоковольтных проводов водитель может судить по следующим факторам:
- затрудненный запуск двигателя, особенно в сырую погоду;
- «троение» двигателя, появляющееся на холодную, а также на холостом ходу и периодически во время движения;
- повышение уровня радиопомех в приемном и усилительном тракте автомагнитолы и звуковой усилительной аппаратуры;
- увеличенный расход топлива;
- изменение цвета, появление на них потемневших зон утечки и пробоя.
В большинстве случаев по внешнему виду невозможно определить, какой из них вышел из строя. Самый простой метод начальной диагностики – поочередное их отключение. Если при отключении конкретного высоковольтного провода двигатель работает без изменений, следовательно, есть достаточная вероятность отказа этого проводника.
Однако, производить отключение проводов во время работы двигателя следует предельно осторожно, используя высоковольтные средства защиты: диэлектрический коврик, изолирующие перчатки высокого напряжения. Обычные электроперчатки имеют напряжение пробоя 6,3 килоВольта, а импульс системы зажигания может превышать 20.000 Вольт.
Проверить высоковольтный провод можно и подключением на его выход заведомо исправной свечи, соединив ее металлическое основание с корпусом двигателя автомобиля. Отсутствие искры свечи при заведенном двигателе – признак неисправности провода.
Видео — как проверить ВВ провода зажигания:
Наличие пробоя в высоковольтном проводе легко определить в темное время суток, отключив осветительные приборы и заведя двигатель. В месте пробоя должно наблюдаться искрение.
Самый надежный способ предварительной проверки – подключение нового, исправного высоковольтного провода на место «подозреваемого». Для этого опытные автолюбители в своем мобильном ремкомплекте имеют запасной провод зажигания максимальной длины (чтобы подошел на любой цилиндр).
Какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания
Для того, чтобы получить наиболее полные сведения об исправности либо неисправности высоковольтного провода применяют метод измерения его физических параметров.
Самый простой электроизмерительный инструмент, который должен находиться в багажнике любого автомобиля, — мультиметр. Простенький небольшой мультиметр китайского производства имеет размер чуть больше двух спичечных коробков, стоимость около 300 рублей.
В проводах высокого напряжения проверяют два основных параметра: сопротивление токоведущего проводника и сопротивление изоляции. Второй параметр измерить при помощи обычного мультиметра нельзя, для этого необходимо иметь дорогостоящий мегаомметр, так как сопротивление изоляции должно составлять несколько сотен мегаОм.
Сопротивление центрального проводника должно быть в пределах от нуля до нескольких килоОм. Это зависит от типа высоковольтных проводов и наличию ограничивающего сопротивления в системе зажигания.
Ограничивающие сопротивления начали применять, когда автомобили стали оснащать радиоприемными устройствами. Они значительно уменьшают уровень радиопомех. Кроме того, они имеют еще одну важную функцию зашиты катушки зажигания и схемы управления от пробоя в случае перегрузки по высоковольтной цепи. Это возможно, если свеча имеет закорачивающий нагар, а также при пробое высоковольтного провода на кузов автомобиля.
Во многих автомобилях ограничивающие сопротивления ставят в бегунок, в некоторых автомобилях свечи имеют ограничивающий резистор. Иногда резисторы вставляются в колпачки свечей. Но в большинстве авто применяется распределенное сопротивление внутри высоковольтных проводов.
Иначе говоря, токоведущая жила высоковольтного провода выполнена из проводника с высоким удельным сопротивлением:
- нихром, сплав никеля с хромом;
- хлопчатобумажные нити, пропитанные раствором сажи, сопротивлением около 20 кОм/метр;
- полимерный токопроводящий материал с сопротивлением около 15 кОм/метр;
- стекловолокно с напылением графита.
Иногда такой проводник имеет форму спирали, как в электроплитках.
Для проверки высоковольтных проводов мультиметр необходимо переключить в режим измерения сопротивления на предел 20 кОм. Далее подсоединить щупы прибора к противоположным выводам провода.
Измеряемое сопротивление не должно превышать сопротивление 20 килоОм (обычно эта величина находится в пределах от 500 до 3000 Ом). Для проводов зажигания с распределенным сопротивлением его величина зависит от длины высоковольтного кабеля.
В некоторых марках автомобилей, например DODGE, в качестве добавочного сопротивления используется варистор. Его проводимость меняется в зависимости от напряжения, проверить такой провод с помощью мультиметра нельзя.
Оперативный ремонт
Что делать, если провод свечи зажигания обломался или пробился вдалеке от населенных пунктов.
Во-первых, с помощью методов, изложенных в пункте 2, найти место повреждения, пробоя или обрыва. Затем с помощью ножа зачистить токопроводящие жилы с двух сторон от зоны повреждения.
Следующий этап – электрическое соединение при помощи любого проводника (провода), лучше медного. Его можно произвести обычной скруткой.
Наиболее сложно выполнить качественную изоляцию. Обычная изолента имеет напряжение пробоя от 2.000 до 6.000 Вольт. Необходимо же обеспечить изоляцию для напряжений до 40.000 Вольт.
Нетрудно посчитать, что при этом необходимо уложить, как минимум, восемь-десять слоев изоленты. И это, не учитывая проникновения влаги между слоями. Изолента должна быть качественной. Для повышения качества изоляции можно поместить место ремонта в пластмассовый короб.
Высоковольтные провода перед проведением ремонта следует тщательно очистить от грязи и масляных затеков.
Как правильно выбирать
При замене проводов высокого напряжения лучше приобретать провода зажигания полным комплектом. Для того, чтобы правильно выбрать комплект высоковольтных проводов, необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля.
Для возрастных автомобилей с контактным зажиганием покупать провода с распределенным сопротивлением нежелательно, это может привести к затрудненному запуску двигателя.
Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических условиях, внимание следует обратить на провода с силиконовой изоляцией. Они не теряют эластичности даже при предельно низких температурах.
Оригинальные высоковольтные провода найти крайне сложно, поэтому автолюбитель обычно самостоятельно определяется с выбором определенной марки комплекта проводов.
Внимание следует обратить на следующие моменты:
- на высоковольтные провода есть международный стандарт ISO 3808 и отечественный ГОСТ 28827-90, желательно, чтобы ссылка на один из них имелась на упаковке;
- на упаковке должны быть обозначены марки автомобилей, на которые возможна их установка, все сопроводительные надписи должны быть на русском языке, что свидетельствует о легитимности поставщика;
- следует обратить внимание на диапазон рабочих температур, не менее от минус 40 до плюс 200 градусов Цельсия;
- они не должны иметь никаких трещин, повреждений, изменений цвета окраски (это может свидетельствовать о длительном хранении);
- контрафактные высоковольтные провода обычно изготавливаются из качественного кабеля, а вот наконечники на свечи и распределитель зажигания делаются кустарным методом, следует обратить внимание на качество этих элементов.
Для того, чтобы провода зажигания прослужили долго, необходимо:
- регулярно очищать их от пыли, масляных загрязнений, желательно с помощью неагрессивных растворителей;
- следить за состоянием системы крепления высоковольтных проводов;
- при замене свечей и ремонте двигателя не превышать усилия к местам соединений проводов с колпачками;
- регулярно диагностировать автомобиль, обращая внимание на пропуски зажигания.
Как и где можно выполнить подбор свечей зажигания Denso по марке автомобиля в режиме онлайн.
Перед покупкой будет полезно проверить б/у машину по ВИН-коду.
В каких случаях выгодно https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/oformlenie/darstvennaya-na-mashinu.html дарить машину по дарственной.
Видео — проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром:
Не советовал бы проверять методом сдергивания со свечей провода на твинкамовском двигателе, где свечи находятся в колодцах. Очень велика вероятность пробоя наконечника на исправном проводе. В основном провода на таких двигателях выходят из строя из за больших зазоров в свечах, искре легче пробить наконечник в колодце на воздухе, чем большой зазор в свече, находящейся в топливовоздушной сжатой смеси.
Очень полезно и поучительно! Жаль, что летом не нашел данный совет. По незнанию спалил свою цешку.
Высоковольтные провода в период эксплуатации своего авто менял дважды. Причины разные — одна из них когда начинает троить движок. Сначала просто купил комплект и поменял. А потом начал разбираться со снятыми. Оказалось, что один из них в обрыве — сопротивление около 1 Мом. Кстати проверять сняв свечу и замкнув на корпус не советовал бы, известны случаи выхода из строя коммутатора или модуля зажигания (у кого что стоит). Кстати, третий раз я купил силиконовые и они по моему гораздо надежней обычных. Работают без проблем уже семь лет. Но все равно для подстраховки держу в багажнике хорошие и проверенные омметром провода из снятого комплекта.
Особенно в железном гараже, зимой в оттепель, когда высокая влажность двигатель чаще всего троит. Открываешь капот, а там по всем элементам и деталям мелкие капельки воды. И совершенно не важно, новые провода или старые, запускаешь двигатель, а его колбасит первые десять минут, пока хоть немного не прогреется. Однако заметил, что силиконовые все же получше будут остальных, пробивает их гораздо реже. Да и при определении нерабочего цилиндра методом сдергивания на рабочем двигателе от них током не трусит 🙂 А ремонтировать их изолентой, как описано здесь, не вижу смысла — стоят копейки, продаются везде.
От исправности высоковольтных проводов (иногда называют бронепроводами) зависит стабильность работы двигателя автомобиля. При их неисправности двигатель будет работать неустойчиво, дергаться при попытке увеличить газ и «троить» на холостых оборотах. Причинами выхода из строя бронепроводов могут быть: плохой контакт в месте соединения со свечей зажигания или катушкой зажигания; может быть нарушена жила провода для подачи импульса; разрушена изоляция бронепровода, высокое сопротивление бронепроводов.
Все это нарушает синхронность работы цилиндров.
Самый простой способ проверки замена на заведомо исправный провод. Методом замены проверяем каждый бронепровод.
Возможный пробой можно увидеть в темное время суток.
Проверку сопротивления высоковольтных проводов можно провести мультиметром. Исправные должны иметь сопротивление от 3,5 до 10 кОм. Необходимо помнить, что разброс между проводами не выше 2 или максимум 4 кОм, если выше меняйте полностью комплект. И вообще всегда меняйте их комплектом.
Кстати если в темном гараже открыть капот и завести двигатель, то можно увидеть, как эти провода светятся и мерцают. Не все модели, а только в пластиковой оплетке. Работаю автослесарем 10 лет, а такого не знал. Чаще всего такой эффект говорит о необходимости замены, хотя у меня вполне работают, особо не жалуюсь. Хотя предпочитаю до них все же не касаться при работающем моторе. 🙂
В этих проводах на самом деле самым важным являются колпачки. Через них в случае чего идет пробой на массу. А провода могут и несколько десятилетий проработать, если их не ковырять и не резать.
У меня чаще всего проблемой был плохой контакт с разъемом, что на свечу надевается. Уплотнишь руками, пару дней поработает и опять троить начинает. Пока качественно не зачистишь — так и мучаешься. Идеальный вариант проверки — это замена на гарантированно исправную деталь или провод в данном случае. Лучше не проводить рискованных проверок на работающем двигателе (не снимать/устанавливать провода). Были реальные случаи, когда ребята получали серьезные травмы.
Во времена своей юности искали «причинный провод» путем сдергивания его со свечи на работающем движке, причем голой рукой. И вот спустя много лет я стал понимать как нам тогда повело, что все остались живы и здоровы. Соблюдайте «Технику безопасности» господа.
В самом начале моей водительской карьеры с этими проводами у меня произошла не очень приятная история. Машина была б/ушная, иногда случались проблемы, не всегда хорошо заводилась. В очередной раз, заводится и сразу глохнет, подошел сосед, говорит, что свеча отказала, кое-как завели, полез провода проверять. Уж не знаю, что произошло, то ли взялся как-то неудачно, то ли руки сырые были, то ли еще что-то, но долбануло его прилично. Самое обидное для него, что свечи и провода как раз в полном порядке оказались, причина совсем другая была. Но я с тех пор усвоила (на чужой ошибке, так уж вышло), что с системой зажигания шутить не стоит.
Исчерпывающий совет. Просто нечего добавить. Единственное, что прежде чем начинать мучиться с проводом, зачистите их контакты под колпачками провода. Иногда причина бывает именно в них.
Обычно я вставляю поочередно в каждый провод исправную свечу и наблюдаю есть ли искра между её электродами, хотя этот способ все равно не дает гарантии, ведь искра может быть и в пробитом проводе, только она будет не такая мощная, что ухудшит полноту сгорания топливовоздушной смеси в цилиндре. Лучше измерить сопротивление омметром и хотя бы визуально осмотреть изоляцию проводов. При малейшем подозрении купить новый комплект.
Всё подробно расписано. Единственное, что перед началом всех этих процедур, не забудьте тщательно обезжирить провода и наконечники. Это можно сделать уайтспиритом, керосином, в крайнем случае, бензином. Иногда причина кроется именно в этом.
С диэлектрическим ковриком при проверке высоковольтных проводов загнули конечно, там напряжение хоть и высокое, более десяти тысяч вольт, но сила тока маленькая, когда берешь голой рукой за провод ощущается неприятное покалывание, не более. В остальном согласен.
Чтобы проверить исправность свечного провода, можно отсоединить его от свечи и при работающем двигателе поднести к массе, если проскочит искра, значит с проводом скорее всего все в порядке, а причину нужно искать в свече.
Понять что с проводами не так можно когда машины после дождя плохо заводится и если вдруг расход топлива выше стал. Я долго сам искал причину, пока знающие люди не подсказали куда смотреть.
Сам проверить ничего не мог, просто аппаратуры не было. Специалисту это посмотреть 10 минут максимум. Менял все провода сразу. Я просто еще машину с рук покупал и ей 15 лет, похоже не меняли никогда, там износ был процентов 70 наверное.
Тоже купил с рук. Сначала ездила нормально, потом в дождик еле заводилась и стал гуглить причины. Тоже сразу советовали смотреть провода. Сам электричества боюсь и поехал в сервис. Там спец по электрике сразу сказал, что давно не видел таких убитых. Посоветовал что купить и потом поменял мне.
У меня сразу упал расход бензина, появилась мощь в машине. Я вообще даже и не думал, что она может так ездить )).
Данные провода стояли на моем автомобиле шестой модели. Так как авто старенький у него начал троить двигатель. Помог проблему решить друг, который работает в автосервисе. Заменил высоковольтные провода — теперь езжу второй год никаких проблем. Заметил, что расход топлива уменьшился.
Мы с братом намучались с отечественными автомобилями, электрика, к сожалению, слабое место. Тогда я приобрел мультиметр на всякий случай. И он действительно пригодился. Машина плохо заводилась. После проверки мультиметром выяснилось, что надо менять провода.
С проблемой этой встречаюсь часто, работаю автослесарем. Некоторые пытаются самостоятельно исправить или заменить провода. У одного такого деятеля движок стукануло так, что только на замену. Так что всем рекомендую только в автосервис, если нет достаточного опыта и багажника запчастей.
Я бы вообще сам не советовал лезть проверять, если не электрик. Вероятность что сделаешь что-то не так — огромная. У меня все начиналось с трудных запусков двигателя, потом был большой расход бензина, и поменял все что можно, пока в итоге не поехал в сервис и мне там сказали, что нужно просто было поменять провода…
Поэтому если есть неисправность — в сервис. У 90% автолюбителей точно нет никакого мультиметра.
В целом все правильно, но только для совсем старых автомобилей. Высоковольтные провода уходят в прошлое, катушки прямо на свечах, это стандарт уже больше 10 лет. Ну а по теме, надо еще колпачки тщательно осматривать, по ним часто пробои случаются.
А я восстанавливал изоляцию высоковольтного свечного провода несколько иначе. Для этого использовал силиконовую смазку. Конечно, такой ремонт не надолго, но доехать до магазина, до дома можно. Может и дольше можно ездить, просто я не рисковый. А так силикон — диэлектрик. Я думаю со смазкой легче и быстрее, чем мотать слои изоленты.
Здесь описано, как правильно проверить высоковольтные провода с помощью мультиметра. Описание процесса очень доходчивое и понятное даже для новичков. Автор подробно объясняет необходимые шаги и предостерегает от возможных опасностей, связанных с работой с высоким напряжением. Также стоит отметить, что обзор содержит полезные советы по безопасности и правильному использованию мультиметра. В целом, это надежный и информативный источник информации для тех, кто хочет проверить высоковольтные провода мультиметром.
Вот тут Пётр пишет, что восстанавливал провода силиконовой смазкой, а я где-то слышал, что вообще есть специальное средство для них, типа промазываешь и они ещё служат десятки тысяч км — это если проблема с изоляцией. К сожалению как это средство называется не знаю.