Практически каждый автовладелец сталкивается с дилеммой: делать ли промывку двигателя при замене масла или нет? Попробуем разобраться.
А также обратим внимание на некоторые физико-химические процессы, происходящие в моторе во время эксплуатации.
Основные и наиболее распространенные причины, подталкивающие к промывке двигателя:
- покупка автомобиля с рук. Неизвестно кто, когда и как менял масло. Также неизвестна марка и качество залитого масла;
- при обращении в сервисный центр для замены масла автовладельцу будет предложено промыть систему смазки, мотивируя это тем, что при смене производителя необходимо обязательно промывать двигатель;
- при наличии налета изнутри клапанной крышки (например, при регулировке зазоров клапанов) в 75% случаев будет предложено промыть двигатель.
Казалось бы, все верно. Необходимо удалить отложившийся налет. Чем чище — тем лучше.
Но вот так ли это? И насколько правдив стереотип об обязательной промывке системы смазки двигателя?
Что происходит в процессе промывки двигателя при замене масла
Для того, чтобы промыть двигатель, применяют два вида жидкостей. Это промывочное масло, заливаемое вместо моторного. И промывки, представляющие собой добавки в работающее моторное масло.
Любое промывочное масло изготовлено на основе недорогой, чаще всего минеральной, базы с минимумом (а чаще отсутствием) добавок, предупреждающих износ. Зато с максимумом моющих присадок, обеспечивающих наиболее быстрое и максимальное растворение большинства органических отложений.
Моющие присадки, добавляемые в работающее моторное масло, в свою очередь, делятся на две основные категории — «пятиминутки» и длительного действия.
Для того, чтобы использовать присадку длительной (мягкой) очистки двигателя, необходимо предварительно, примерно за 100-250 км пробега (но не более двух суток для большинства производителей), добавить средство, после чего эксплуатировать автомобиль в обычном режиме не допуская максимальных нагрузок. Затем в обычном порядке произвести смену масла и фильтра.
«Пятиминутки» более удобны — их применяют сейчас большинство как автолюбителей, так и специалистов сервисных центров. В отличие от «мягких» промывок, «пятиминутки» способны удалить небольшой естественный налет и отложения, неизбежно образующиеся во время эксплуатации за очень короткое время.
Плюс их использования очевиден — вся процедура (промывка и смена масла) укладывается в одну операцию.
При, казалось бы, одинаковых свойствах, лучше выбирать быстрые промывки. Так зачем же существует такое многообразие?
Дело в том, что каждая из жидкостей работает при разной степени загрязнений двигателя.
Промывочное масло целесообразнее использовать при значительных загрязнениях, а также в тех случаях когда невозможно определить насколько давно и как производилась смена масла.
Важно! При значительных отложениях промывать систему смазки необходимо комплексно. Обычно такая промывка включает в себя и чистку сетки маслоприемника, а также поддона картера.
«Мягкие» очистители масляной системы применяются при средних загрязнениях, а также в случае применения не очень качественного масла, образующего значительные, но легко растворимые отложения на поверхности деталей двигателя.
Видео — замена масла с промывкой:
«Пятиминутки» хороши для быстрой очистки от небольших отложений. А вот большие загрязнения, несмотря на эффективную работы «химии» удалять ими нежелательно. Впрочем, о пользе и вреде промывок ниже.
Помыл и «убил»
Как было сказано выше, значительные загрязнения масляной системы и внутренностей двигателя требуют комплексной очистки с частичной разборкой и вот почему.
Все нижеследующее основано как на собственном опыте обслуживания автомобилей, так и статистике сервисных центров в которые обращаются автовладельцы после самостоятельной промывки.
Независимо от того в каком виде применяется промывка — промывочного масла, мягкой или быстрой, количество активного реагента не может превышать определенную, критическую величину.
Таким образом можно предположить, что наибольшее количество может содержаться в промывочном масле. И в принципе это верно, хотя здесь все зависит от производителя.
Кстати, некоторые производители масел выпускают целые линейки промывочных жидкостей — есть из чего выбирать.
Что отсюда следует? Да только то, что при недостатке этого самого реагента, можно получить проблемы, вплоть до «клина» двигателя.
Дело в том, что принцип действия любой промывки состоит в том, чтобы максимально сильно разрыхлить, а только затем растворить (при возможности) отложения.
А разрыхленная структура очень плохо держится на поверхности чистого металла. Следовательно, все, что не растворилось попадает в картер двигателя — нижнюю точку откуда происходит забор масла.
На входе имеется простейший фильтр — сетка. Ее предназначение — не пропускать стружку, относительно крупные частицы, образующиеся в результате износа или попадающие в картер при поломке, например, натяжителя или успокоителя.
Именно эта сетка и забивается остатками отложений, после чего пропускная способность масляного насоса оставляет желать лучшего. А часто и становится равной нулю. Как следствие — капитальный ремонт двигателя из-за масляного голодания.
Моем правильно
Сразу же хочется отметить — при регулярной смене масла необходимость в промывке двигателя отпадает сама собой, поскольку любое современное масло имеет в своем составе пакет эффективных моющих присадок.
Даже в случае смены не только производителя, но и класса масла.
Все современные масла имеют практически полную 100% совместимость между собой, даже если они относятся к различным классам (синтетическое, полусинтетическое или минеральное) и производителям.
Конечно, нежелательно смешивать, скажем, минеральное и полностью синтетическое масло. Да и не будет никто это делать. А тот небольшой объем, оставшийся в полостях поддона, ничего не изменит в структуре нового масла.
Отсюда вывод — при регулярной смене масла необходимость в промывке отпадает практически полностью.
При наличии небольшого количества отложений выбор моющего средства зависит только от желания самого автовладельца.
А вот для того, чтобы отмыть сильно загрязненный двигатель придется поработать достаточно серьезно. О последствиях халатного отношения было сказано выше.
На первом этапе можно применить любую быструю промывку — ведь старое масло все равно сливать. И на этом этапе необходимо сразу оценить степень загрязнения. Большое количество нерастворимого осадка в «отработке» говорит о необходимости снятия поддона в обязательном случае.
Но перед этим необходимо все-таки залить промывочное масло и дать поработать двигателю, обязательно контролируя давление масла!
При необходимости, процедура повторяется несколько раз — до тех пор, пока сливаемое промывочное масло не станет чистым.
И только после этого снимается поддон картера и производится его механическая чистка при помощи щеток, скребков и т.д. и т. п.
Механическая чистка при сильных загрязнениях обязательна — в противном случае велика вероятность того, что все остатки «поднимутся» и забьют фильтр маслоприемника.
Дизель — есть ли особенности?
Стоит сразу отметить — промывка дизельного двигателя при замене масла имеет особенности и мыть дизельный двигатель можно только специальными промывочными маслами. Промывочное масло, предназначенное для бензиновых двигателей, на дизеле применять категорически не рекомендуется!
Вся суть заключается в физике процесса.
Если для нормальной работы бензинового двигателя хватает того количества, которое подается для смазки масляным насосом, то для нормальной работы дизеля необходимо создание «масляного клина», обеспечивающего «плавающее» состояние трущихся частей.
Обычное промывочное масло этого обеспечить не может.
К этим же результатам приводит и добавление моющих присадок — как «пятиминуток», так и мягких. Они разжижают моторное масло и лишают его этих свойств.
Необходимо также учитывать, что и сами отложения имеют различный химический состав. Поэтому для серьезной чистки сильно загрязненного дизельного двигателя требуются собственные моющие средства, хотя остальной принцип одинаков.
Вместо заключения
Поскольку каждый сам решает что же необходимо его «железному другу», хочется лишь озвучить несколько рекомендаций:
- промывку двигателя при замене масла желательно «назначать» после консультации и осмотра специалистом;
- «на всякий случай» промывку системы смазки лучше не делать;
- при значительных визуальных отложениях лучше сразу обратиться в серьезный сервис-центр, где гарантированно очистят все детали системы.
Как правильно производить зарядку нового аккумулятора автомобиля и на что обращать внимание.
Подбор колесных дисков по автомобилю (прочитать) следует производить, учитывая многие нюансы.
Автомобильные домкраты (https://voditeliauto.ru/stati/instrumenty-dlya-voditelej/kak-vybrat-avtomobilnyj-domkrat.html) какой лучше выбрать?
Видео — нужна ли промывка двигателя при замене масла:
Промывать двигатель при замене масла лично я считаю обязательно. В поддоне да и на частях движка остаётся много всякой грязи и нагара. Иногда даже попадается металлическая стружка. Но если двигатель не жалко, то можно и так менять.
Ну если ездили на каком-нибудь фуфле, то наверное стоит. Я например когда переходил с лукойла на ликви моли, мне пришлось промывать, ребята в автосервисе сказали надо федя надо, ибо движок засран был пипец как. Сейчас когда езжу на ликви, движок выглядит как новый.
Не вижу не малейшего смысла ее делать. Я согласен, если купил машину, и ей лет 10-15 и масло там не менялось никогда, то наверное конечно следует промыть, а только потом заливать.
Но я всегда менял масло примерно через 9-10 тысяч километров, и даже мастер, который делал, говорил, что масло практически всегда чистое и можно спокойно было ездить дальше. А если это так, возникает вопрос, а смысл в замене какой тогда?
Вот когда я старую Тойоту Эхо брал, которой уже на тот момент было 12 лет и ее пригнали неизвестно откуда, там конечно я и промывал, и фильтры все менял и все резинки и т.п. А уже дальнейшие смены масла — нет.