Безопасность на дороге – насущная потребность каждого (даже самого бесшабашного) водителя. Особенно это касается нестандартных ситуаций. К примеру, двигатель автомобиля работает, но при этом основательно потерял в мощности.
Вынужденная остановка и скоротечный ремонт не дали положительных результатов: двигаться можно, но с малой скоростью. При таком стечении обстоятельств на узкой дороге сзади будет собираться вереница транспортных средств, водители которых явно или скрыто будут выражать неприязнь такой черепашьей ездой.
Эдак можно и умереть от икоты! Но для таких нестандартных случаев придумана аварийная сигнализация.
В каждом современном автомобиле есть кнопка включения режима аварийной сигнализации. Она может принимать самые замысловатые формы: быть круглой, квадратной, прямоугольной и т.д. Но два обстоятельства объединяют все варианты кнопок «аварийки»:
- она располагается в досягаемых для водителя пределах;
- на ней изображен треугольник, символизирующий аварийность или опасность ситуации.
После нажатия такой кнопки, ее отжатия или касания в режиме сенсора (все зависит от конструкции авто) все шесть повторителей поворота (в простонародье – поворотников) начнут моргать в одном и том же режиме с одинаковой частотой.
Одновременно с этим на панели приборов будут гореть две стрелки, сигнализирующие работу поворотников, а из-под панели будет доноситься неприятное монотонное пощелкивание (это работает реле «аварийки»).
Мигающие по периметру кузова автомобиля световые сигналы хорошо видны другим участникам движения. В этом и заключается предупреждение других водителей об опасности.
Основные функции и назначение «аварийки»
Согласно ПДД, «аварийка» должна применяться водителем в тех случаях, когда транспортное средство создает опасность для движения других участников. Поэтому ее использование в таких ситуациях — это святая обязанность водителя.
К примеру, в лобовое стекло авто влетел камень, и оно дало трещину («поползли паутинки»).
В таком случае эксплуатация транспортного средства запрещается, но разрешено доехать до места ремонта или же стоянки с соблюдением мер предосторожности. Включенная «аварийка» позволит водителю благополучно добраться до сервиса или гаража.
Очень часто водители с небольшим стажем вождения (не путать с «чайниками»!) используют аварийную сигнализацию в ситуации, когда теряют контроль. Например, глохнет двигатель на перекрестке (а ведь все спешат, сигналят сзади, возмущаются).
В таком случае «аварийка» станет настоящим спасением для неопытного автолюбителя. Ее включение «обеляет» слегка подпорченную репутацию.
Перефразируя ПДД, скажем, что «аварийку» целесообразно и должно применять при любых обстоятельствах, когда водитель чувствует неуверенность своих действий на дороге. И об этом он честно предупреждает своих собратьев по водительскому ремеслу. Подобные действия позволят обеспечить максимальную безопасность всем участникам движения.
Случаи обязательного включения аварийной сигнализации
Откровенно говоря, определение степени опасности своего транспортного средства на дороге – явление субъективное. Поэтому в ПДД конкретно прописаны 5 ситуаций, при возникновении которых аварийная сигнализация должна быть незамедлительно включена. Это требование Правил жесткое, и оно не обсуждается.
1. При дорожно-транспортном происшествии.
Каждое транспортное средство, попавшее в ДТП, должно быть обозначено аварийной сигнализацией (конечно же, при ее наличии и исправности). Это делается для предупреждения других участников движения о препятствии, которое может возникнуть на их пути.
2. При осуществлении вынужденной остановки в тех местах, где остановка запрещается.
«Аварийка» выполняет здесь две важные миссии. Во-первых, предупреждает об опасности. Во-вторых, убеждает других участников движения и сотрудников ГИБДД в отсутствии противоправных мотивов в действиях водителя, совершающего именно вынужденную остановку, а не намеренно и цинично игнорирующего Правила.
3. При ослеплении водителя фарами встречно или попутно двигающихся ТС.
Фары современных автомобилей невероятно мощные (к примеру, ксеноновые). И водителю получить ослепление не составляет никакого труда: будь-то от встречного транспорта или от попутно двигающихся авто – через зеркала заднего вида.
Ослепленный водитель уже не может адекватно ориентироваться в пространстве, поэтому Правилами ему предписывается:
- немедленно после ослепления включить аварийную сигнализацию;
- произвести постепенно снижение скорости, не меняя полосы (или ряда) движения, вплоть до остановки.
В отношении второго требования мотивация ПДД понятна: смещение из своей полосы или ряда движения в условиях отсутствия контроля над ситуацией может привести к ДТП.
4. При осуществлении буксировки на буксируемом ТС.
При буксировке на неисправном транспортном средстве необходимо включать аварийную сигнализацию.
Это делается для предупреждения приближающихся сзади ТС об опасности и сложности предполагаемого маневра — обгона или опережения.
5. При посадке и высадке детей в случае их организованной перевозки.
При проезде мест, на которых осуществляется посадка детей в транспортное средство, обозначенное опознавательным знаком «Перевозка детей», или высадка из него, действуют особые нормы ПДД. Водитель, приближаясь к таким участкам, обязан снизить скорость, а при необходимости даже остановиться, чтобы пропустить детей, даже внезапно появившихся на проезжей части.
Именно поэтому водители ТС, осуществляющих организованную перевозку детей, обязаны при посадке-высадке включать аварийную сигнализацию. Она станет для других участников движения прекрасным информатором об изменении дорожной ситуации и необходимости обеспечения безопасности детей.
Итак, отметим еще раз (будет отнюдь не лишним!): указанные выше пять случаев применения аварийной сигнализации обязательны. Так требуют ПДД РФ и принципы элементарной безопасности!
Знак аварийной остановки
Каждое механическое транспортное средство должно быть укомплектовано знаком аварийной остановки (кроме, мопедов и мотоциклов без боковых прицепов). Данный знак выставляется водителем на проезжую часть в направлении возможного появления транспортных средств. Он является способом предупреждения других участников дорожного движения о потенциальной опасности.
Правила предусматривают три основных случая, при наступлении которых водитель обязан выставить знак аварийной остановки.
1. При дорожно-транспортном происшествии.
И сразу же сделаем вывод: при ДТП мало будет включить аварийную сигнализацию. Водителю предписано также обозначить место аварии знаком аварийной остановки.
2. При вынужденной остановке на тех участках, на которых остановка запрещается.
Сделаем еще один вывод: при вынужденной остановке в таких местах недостаточно будет включить «аварийку»; следует выставить и соответствующий знак.
3. При вынужденной остановке на участках с ограниченной видимостью.
Цель знака в этой — это своевременно проинформировать водителей о возможном возникновении препятствия в сложных условиях видимости.
Безопасность не бывает лишней
Помимо обязательных случаев применения знака аварийной остановки, водители могут его использовать и для достижения наибольшей безопасности при остановке или стоянке в пределах дороги. Например, ночью на обочине трассы. Правила этого не требуют, но так будет спокойней.
Подобное частенько делают водители-дальнобойщики, отдыхающие после тяжелого трудового дня. Даже в самых неблагоприятных условиях видимости красные световозвращательные элементы знака способны предупредить приближающихся водителей и убедить их заранее принять меры предосторожности.
На каком расстоянии выставляется знак аварийной остановки
ПДД требуют от водителя выставлять знак аварийной остановки, руководствуясь главным принципом: расстояние от ТС до него должно обеспечивать своевременность предупреждения об опасности. Поэтому в каждой конкретной ситуации эта дистанция будет различной.
Однако Правила регламентируют минимально допустимые расстояния:
- — не менее 15 метров в населенном пункте;
- — не менее 30 метров вне населенного пункта.
Указанные параметры выведены исключительно опытным путем.
Дополнительное правило буксировки
Особым случаем использования знака аварийной остановки является буксировка в условиях неисправности или отсутствия аварийной сигнализации.
При таких обстоятельствах водитель буксируемого транспортного средства обязан вывесить на его задней части знак аварийной остановки. Это позволит предупредить двигающихся сзади водителей о нестандартности ситуации.
Хитрый водитель – умный водитель
После долгих размышлений мы пришли к выводу, что все же следует поговорить о мнимой вынужденной остановке. Тем более что водители частенько грешат этим.
Итак, стандартная ситуация: на весьма популярном для остановки участке дороги эта самая остановка категорически запрещена Правилами (знаком, разметкой и пр.). А остановиться очень хочется. Что делает в таких случаях водитель? Останавливается и включает «аварийку».
Несмотря на кажущуюся «вынужденность» остановки, обнаруживший данный факт инспектор ДПС будет стремиться оштрафовать водителя за нарушение правил остановки или стоянки. А это исчисляется приличной суммой (в зависимости от тяжести правонарушения) – от 1000 до 5000 рублей.
Знающий водитель будет требовать составления протокола, фиксирующего не факт нарушения правил остановки-стоянки, а факт нарушения требования о выставлении знака аварийной остановки. Ведь «аварийка» включена, совершается «вынужденная остановка», но вот запамятовал водитель про знак аварийной остановки… И согласен на составление протокола, но только за невыставленный знак. «Стоит» такое правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, всего 500 рублей.
Разница может быть весьма существенной. Особенно – для провинциальной России.
Подведем итог
Водителю не следует пренебрегать правилами применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. От этого зависит безопасность и его самого, и его пассажиров, и транспортного средства, и других участников движения .
Можно и не помнить теоретических выкладок 7 раздела ПДД, отвечающего за действия водителя в подобных ситуациях. В таком случае нужно твердо держаться «золотого правила» — «аварийка» и знак аварийной остановки никогда не будут лишними в случае нестандартной ситуации на дороге, которую создает сам водитель.
Какая должна быть высота протектора по ПДД у летней и зимней резины.
Как и где можно проверить автомобиль по VIN коду в сети интернет.
Что входит в обязанности аварийных комиссаров https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/avarijnye-komissary.html и чем они могут помочь водителю в сложной ситуации.
Полезный гад для молодых водителей, да и те у кого стаж не мешало бы такие статьи иногда перечитывать и освежать свои знания.
Да вообще водителю не следует принебрегать даже мелочами, особенно это касается молодых и неопытных водителей, которые такое порой вытворяют на дорогах что диву даешься.
Как по мне так еще на сдаче на права в теории и на практике водитель должен сдавать на знание по данной теме.
Неужели, чтобы не оштрафовали за остановку в неположенном месте, надо еще и знак выставлять?! А я про это даже и не подумал ни разу… Век живи — век учись!
А я даже и не помню когда доставала этот знак аварийной остановки, всего верней никогда. А выходит, что следовало бы его всегда иметь под рукой.
Знак аварийной остановки — просто необходимый атрибут в любой машине. Сам лично был свидетелем, как большой грузовик снес с дороги, стоящую в аварийном состоянии, но без знака и аварийных огней. Хорошо, водитель был один и отошел отлить в этот момент. Повезло. Но машину на свалку.
Вдруг что с машиной случится, тащиться 20 км/ч без аварийки нервов не хватит. Мало того что сам не рад, что не можешь быстрее ,так еще водителей оповестить не можешь, в результате все сигналят и ругаются… Со мной было так. С неисправностью и аварийку плюсом сделали, теперь спокойнее.
Вашу бы статью да некоторым водителям в уши… Недавно ехала по оживлённой дороге, а один водитель остановил свою крутую машину, включил аварийку и пошёл в магазин. Остальные машины встали, всем пришлось ждать пока «уважаемый» купит что ему нужно.
Очень жаль, что некоторые водители пренебрегают необходимостью установки знака аварийной остановки. Пару дней назад как раз столкнулся с таким «умным» человеком. Ему приспичило остановиться, даже толком на обочину не удосужился съехать, ни знака, ни аварийки
Вчера только чуть не заехал в зад. Утро, час пик. четыре полосы забиты. А какой-то мудила остановил машину во второй полосе слева. Ни знака, ни аварийки не включил. Хорошо, что скорость небольшая, успел остановиться. Сломаться каждый может, но вы думайте, как еще больших проблем не создать себе и другим. Таких водителей надо заставлять повторно экзамены сдавать, сразу научатся правила соблюдать.