Каждый день автобусы перевозят миллионы людей. В отличие от большинства единиц автотранспорта, их движение происходит по заданному маршруту и подчиняется точному графику.
Основные виды автобусных маршрутов – внутригородские, междугородние и международные. Есть также специализированные маршруты – экскурсионные, туристические, доставка детей к школам и в места отдыха, перевозка персонала предприятий и учреждений, эвакуационные и другие. Пожалуй, один из самых специализированных маршрутов в мире – доставка экипажа космического корабля к стартовой площадке на космодроме Байконур, этот маршрут был впервые открыт 12 апреля 1961 года.
Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного средства, убеждается в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров.
Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров. При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора, он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их.
В обязанности водителя автобуса входит соблюдение графика движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах. Особенно это касается внутригородских маршрутов с их напряженной и быстро меняющейся обстановкой. При обслуживании пассажиров водитель автобуса постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта.
Завершая свой рабочий день, водителю автобуса необходимо подсчитать километраж пройденного маршрута, число проданных билетов и сумму, поступившую за них. Если в этом возникнет необходимость, он заполняет отчет о выявленных за время своей работы технических неисправностях. Отдельная неприятная обязанность – составление отчета о дорожно-транспортном происшествии со своим участием, если такое случилось.
Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности маршрута и его интенсивности. На внутригородских линиях это может быть работа в две смены с пересменкой во время обеденного перерыва, или рабочее время может начинаться рано утром и заканчиваться поздним вечером. Для водителей автобусов на междугородних и международных линиях график работы зачастую захватывает и ночное время суток. Почти всегда приходится выходить на маршруты по выходным и праздничным дням. Однако в большинстве случаев составляются гибкие графики работы, чередующие дни продолжительной работы и свободные дни.
Вот примерный образец рабочего дня водителя автобуса, работающего по графику «два через два», то есть два дня работы и два дня отдыха. В 04:15 он уже должен находиться в парке автотранспортного предприятия. Здесь он получает путевой лист, проходит медицинское освидетельствование и ставит у механика отметку об исправном состоянии транспортного средства. Собственно рабочий день начинается с прибытия в 05:00 на конечную остановку общественного транспорта, где уже ждут пассажиры. Обед с 11 до 12 часов. Часть водителей берет еду с собой, чтобы пообедать, не отходя от автобуса, часть идет в столовую; если дом находится недалеко от работы, можно съездить туда на обед, но это большая редкость. В тех городах, где муниципалитет смог купить городской автобус, быт водителей тоже обустроен – для них предоставляются комнаты отдыха, столовые, душевые и т.д. К сожалению, таких примеров не очень много.
После обеда – вновь на маршрут. Ужин с 20 до 21 часа. Рабочий день заканчивается заездом на автоматическую мойку в парк в 23:30. Затем необходимо еще раз пройти медицинское освидетельствование, сдать кассу, не проданные билеты, наконец, оформить путевой лист. И только после этого водитель отправляется домой отдыхать.
Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.
Рабочее место водителя автобуса – кабина с расположенными в нем органами управления транспортным средством. Как и рабочие места практически всех других профессий, оно должно быть чистым. В особенности это касается состояния лобовых стекол автобуса, которые должны обеспечивать водителю неограниченный обзор вне зависимости от времени суток и времени года. Другой важный фактор безопасной и безаварийной поездки – гарантированное обеспечение в темное время суток хорошо освещенного пространства перед автобусом. Не меньшее внимание следует уделять исправности внутреннего освещения салона автобуса и его чистоте для обеспечения пассажирам приятной и безопасной поездки.
Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания. Он должен знать автобусное оборудование и уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте (в первую очередь это касается междугородних и международных автобусов) возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение.
Требования к здоровью водителей автобусов предъявляются типичные, как и к другим людям, управляющим транспортными средствами. Основу этих требований составляют приемлемое состояние зрения, слуха и скорости реакции. Неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на здоровье водителя автобуса, является: пребывание большей части рабочего дня за рулем в сидячей позе с весьма ограниченными возможностями для ее изменения; периодическое воздействие вибрации во время движения автобуса; частое открывание передней двери, вызывающее сквозняки, которые провоцируют воспалительные процессы, особенно в постоянно напряженных спине и шее. Водителю необходимо укреплять свою физическую форму и общее физическое состояние, чтобы избежать проблем со здоровьем. Во время отдыха весьма желательно выполнять профилактические упражнения, чтобы бороться с гиподинамией.
С увеличением возраста каждый человек «обрастает» болезнями, некоторые из которых периодически обостряются. Работа водителя относится к разряду тяжелой, стрессовой, — ведь ему приходится, помимо управления транспортным средством, не только выполнять роль некоего «буфера» между дорожной ситуацией и негативными эмоциями пассажиров, но и постоянно ощущать ответственность за их жизнь и здоровье. Все это в сумме провоцирует ряд заболеваний, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. До достижения 50-летнего возраста каждый водитель автобуса обязан проходить медицинскую комиссию один раз в три года; после 50-летнего юбилея – каждый год.
Профессия водителя автобуса сегодня является одной из наиболее востребованных в автотранспортной категории. В некоторых регионах из-за ухода на пенсию квалифицированных водительских кадров эта востребованность приобрела размеры голода. Нужда в специалистах этой профессии еще долгое время будет оставаться высокой.
Как проводится проверка водительского удостоверения по базе ГИБДД онлайн не выходя из дома.
Какое наказание ждет водителя за проезд на красный свет светофора.
Как узнать свой коэффициент водителя https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/straxovanie/osago/klass-voditelya.html по ОСАГО.
Видео — дорога глазами водителя автобуса (реальный рейс):
Мы часто не обращаем внимание на водителей автобусов, ну сидит человек за рулем, и хорошо, лишь бы доехать. Но на самом деле это очень сложная работа. В первую очередь, габариты автобуса, неимоверно большие и чувствовать машину на дороге, это большое искусство, не так просто провести автобус без последствий.
Как уже было сказано, автобусы бывают разные, бывают междугородние и международные, а бывают внутригородские, о первых двух практически ничего не знаю. Зато на внутригородском я езжу минимум пару раз в неделю. Водителем, кстати, работает брат моей подруги. Это скотская и очень тяжелая работа, с одной стороны пробки, с другой пассажиры. Водитель автобуса должен обдать стальными нервами, я бы так не смогла… Ездить надо быстро, иначе ничего не заработаешь, брать плату за проезд и слушать нападки пассажиров и водителей… кошмар!
Хотела бы я поработать водителем автобуса. Но не так конечно, два дня через два и весь день с утра до ночи. А так, в свое удовольствие. Пару часиков) Права категории D у меня есть, училась водить старенький ЛИАЗ (это который с первым в мире автоматом) в автошколе. Интересно было бы ещё на каком-нибудь автобусе поездить, сравнить габариты.
Я смотрю на водителей автобусов с уважением: эти люди мало того, что должны быть блестящими профессионалами, ведь они отвечают за жизни других людей, но и иметь стальные нервы с нами, пассажирами. Я вообще думаю, что работать водителем автобуса должен человек, который любит людей, а не относится к нам как к пассажиромассе
Сам работаю водителем маршрутки. Сложности в работе, это график, пробки, неуважение водителей к маршруткам, да и сами пассажиры бывают хамят, но не смотря на это работа нравится, а кому сейчас легко.
Да, трудная у них работа, судя по графику их работы. Столько времени сидеть на одном месте и постоянно быть внимательным, как к дороге, так и к пассажирам, это заслуживает уважения.
Очень тяжелая и ответственная профессия, не поспоришь. Конечно, можно этим оправдать не очень-то вежливое обращение некоторых водителей со своими пассажирами, но, на мой взгляд, раз уж человек решил работать именно с людьми, а не грузы, например, перевозить, то и обращаться с ними он должен уважительно. Часто езжу на междугородних автобусах, и бывает очень неприятно, когда на свой вопрос, получаешь от водителя какой-нибудь резкий, а то и откровенно хамский ответ.
Быть водителем автобуса очень непростая работа, ответственная и требующая большого опыта и мастерства, отличного знания дорог. Но работа хорошая, многим нравится, есть знакомые хорошие водители автобусов.
Я сама водитель маршрутки, это очень ответственная работа. Плюс я еще девушка, мне вдвойне тяжелей, но я не жалуюсь, мне все равно нравится)
Когда я искал работу, то решил начать с предложений в интернете. На авито обнаружил кучу подходящих мне вакансий, но толком не знал, куда податься. Тогда решил посоветоваться с другом. Он работает водителем маршрутки. Помню, мы с ним вместе ходили сдавать на права) В общем. поговорил я с ним и он мне посоветовал попробовать его профессию. Опыт к тому времени уже был. Короче, я все взвесил, нашел объявление на том же авито, созвонился с руководителем. На собеседовании мы все обсудилии я приступил к работе. График, в принципе, нормальный. Попробовать стоило. И я так попробовал, что уже год работаю)) Пока что всем доволен)
Не знаю водителя, который бы полностью укладывался в график, если ездит по городу. Вот не припомню! Все накладки и выговоры глонасса, и снятие рейса. Я год в таком котле поварился и решил искать другое место. Благо, опыт есть, лето как раз наступило и как раз увидел на авито, что нужны люди на туристические маршруты. Устроился. График не такой сумасшедший, цивильнее все, люди расслабленные.
Каждому свое. У меня есть товарищи, которые просто обожают ездить именно на городских маршрутах. Я в таком деле пас. Кстати, тоже на авито выкладывал резюме и почти сразу нашел работу. Там обещали междугородний маршрут, но пару раз кидали на подмену по городу, это был треш.
Уважаю! По нашим улицам, да зимой водить автобус — гармошку это уметь надо… Среди водителей ПАТП встречаются настоящие ассы.