Злоключения УМП-350 на авиабазе


Так как наш автопарк занимался обслуживанием авиационной техники, базирующейся на аэродроме, то и машины у нас были довольно необычные, узкоспециализированные. Я служил оператором на АПА-5Д — занимался запуском авиационных двигателей, подачей электропитания на борт вертолётов Ми-8 и буксировкой этих вертолётов по территории аэродрома.

Наш универсальный моторный подогреватель УМП-350 на базе ЗиЛ 131

Расскажу вам о машине, которая у нас работала нечасто и с приключениями. Красавец ЗиЛ-131 нёс на раме полностью закрытый стальной кузов, характерной особенностью которого были пять закрытых круглыми крышками отверстий наверху в задней стенке. Данная техника называется УМП-350 – универсальный моторный подогреватель.

Её основная задача – подача горячего воздуха для обогрева двигателей, редукторов, кабин или чего-то другого, что требуется подогреть в зимних условиях эксплуатации. Под кузовом располагался большой калорифер, который работал на авиационном керосине, вентилятор с приводом от двигателя базового шасси и рукава для подачи нагретого воздуха к потребителям.

Эта установка первоначально была среди законсервированных машин, но затем её подготовили к работе, так как замены ей не было, а прогнозы синоптиков обещали морозы.

Не всё с этим ЗиЛом было гладко. Вероятно, из-за ненастроенного карбюратора завести двигатель было непростой задачей. Долго с ним ковырялись, более-менее настроили, но до конца проблема не ушла – мотор с трудом заводился на холодную и не без труда передвигал грузовик.

Сравнить было с чем – ещё один ЗиЛ в автопарке был вполне себе приёмистым и подвижным. УМП требовалась нечасто, Ми-8 были настолько неприхотливыми, что в морозы -20 градусов запускались без предварительного прогрева агрегатов. В связи с этим серьёзно разбираться с движком ЗиЛа не стали, главное было, чтобы он дотащился до аэродрома.

Когда требовалось подать УМП в эскадрилью, его, как правило, сперва нужно было потаскать по автопарку на буксире. Однажды я тоже этим занимался, мой товарищ сидел за рулём «уэмпэшки», когда я неспешно таскал его своим Уралом вдоль стоянки машин. После трёх-четырёх минут я заметил в зеркало, что из выхлопной трубы ЗиЛа вырывается пар, товарищ заморгал дальним светом, мол, хватит.

Я отпустил педаль газа, грузовик начал плавно замедляться, катясь со скоростью пешехода. Когда остановился, в зеркало заднего вида я увидел, что ЗиЛ продолжает движение. Последовал толчок в корму – 131-й ткнулся бампером мне в буферные упоры сзади. Хорошо, что они там были, а то бы все электроразъёмы мне смял.

Товарищ посетовал, что пневмосистема пуста, а ручником он поддержать машину не догадался. Подождали, пока он накачает воздух, и бензиновый V8 выйдет на устойчивые обороты холостого хода. Кстати, из-за слабой тяги ненастроенного двигателя, нормально ездить грузовик мог только на пониженной передаче.

Запуск же калорифера представлял собой чрезвычайно эпичное зрелище. Не берусь гадать, было ли это связано с какой-нибудь неисправностью установки, так как не видел запуск других аналогичных машин. Подозреваю, что запуск был штатным.

Сначала откидывался задний борт, который служил рабочей площадкой, снимались заглушки воздуходувных труб, к трубам прикреплялись рукава для подачи воздуха. Водитель-оператор включал отбор мощности на привод вентилятора, выводил обороты мотора на требуемое значение и включал нагреватель.

Раздавался гулкий ритмичный шум, из выхлопного патрубка слева по борту вырывались целые облака густой угольно-чёрной копоти, скрывавшие машину из виду. Спустя минуту выхлоп становился потоком прозрачного воздуха, а весь снег сбоку от УМП был напрочь покрыт чёрной гарью.

По прямому назначению машину несколько раз использовали на аэродроме, когда установились крепкие для европейской части страны морозы. Для того, чтобы было проще завести мотор ЗиЛа утром, его на ночь ставили в отапливаемое помещение вместе с пожарной машиной. Пару раз УМП помогала в самом автопарке, подогревая технику или помещения.

К сожалению, судьба к этому агрегату была неблагосклонна. В один из морозных дней водитель вечером открыл краники для слива воды перед ночной стоянкой. Вода побежала, и он поспешил в казарму, не удостоверившись, что вся вода слита. Машина успела постоять на морозе, двигатель и радиатор остыли, два краника вскоре после открытия замёрзли – большая часть воды осталась в системе охлаждения.

Утром этот факт был обнаружен, на блоке двигателя появилась трещина. Мотор без особых надежд запустили, после прогрева на передний мост закапала эмульсия цвета кофе с молоком. Машина своим ходом заползла на парковку и более не эксплуатировалась. После расформирования нашей части её забрали в другую войсковую часть на жёсткой сцепке.

Стоит сказать, что УМП была горячо любима некоторыми руководящими лицами, потому как имела на борту два бензобака по 170 литров, а также запас в 300 литров керосина ТС-1. Расход этих чудесных жидкостей был внушительный.

Надо ли говорить, что, судя по списываемым моточасам, при выезде на аэродром машина должна была нагреть все вертолёты и, вполне возможно, отогреть вообще весь аэродром. На самом деле работала установка по минимуму, а топливо шло на более нужные цели заинтересованных лиц.

Автор – Андрей Данилов.

В каких случаях используется обманка для лямбда-зонда и насколько это оправданное решение.

Вездеход Тингер достаточно популярен у любителей экстрима, но и цена его не малая.

О чем говорит ошибка P0134 https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/oshibka-p0134.html если при сканировании выявлен такой код ошибки.


Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).