Если каталитический нейтрализатор в автомобиле вышел из строя, часто автовладельцу в автосервисе предлагают его удалить (заменить на пламегаситель). Это не совсем корректный способ устранения неисправности, но зато наиболее бюджетный — из разряда «колхозный тюнинг».
Для автомобилей со значительным пробегом или старых годов выпуска удаление катализатора — экономически вполне оправданное решение, так как замена каталитического нейтрализатора — дорогостоящая процедура.
После удаления катализатора придется решать вопрос с датчикам кислорода (лямбда-зондом). В автомобилях, соответствующих экологическим нормам класса ЕВРО-3 и выше, их минимум два (первый устанавливается до катализатора, второй — после катализатора). Задача 2-го лямбда-зонда — проверка работы каталитического нейтрализатора (ЭБУ сравнивает показания, получаемые с обеих датчиков кислорода). При отсутствии катализатора сигналы, поступающие с 1-го и 2-го лямбда-зонда, не позволяют ЭБУ управлять двигателем так, чтобы он исправно работал и в результате будет выдаваться ошибка «Check engine».
Для решения данной проблемы и используют обманку 2-го лямбда-зонда, с помощью которой имитируют присутствие и работу катализатора, тем самым заставляя передавать в ЭБУ с датчика кислорода не реальные данные, а те, которые более-менее подойдут для нормальной работы двигателя.
Обманка для лямбда-зонда
Обманки датчиков кислорода бывают двух видов — механические и электронные.
Механическая
Представляет собой миниатюрный каталитический нейтрализатор, который устанавливается перед датчиком кислорода в виде промежуточной вставки (переходника). Он очищает выхлопные газы только для лямбда-зонда.
Видео — виды обманок для лямбда-зонда:
Существуют и другие более простые варианты механических обманок, в которых мини-катализатор отсутствует. Они полые внутри, а на их входной перегородке присутствует отверстие небольшого диаметра, примерно, 2 мм. Через такое небольшое отверстие на лямбда-зонд попадает лишь часть выхлопных газов.
Но такой тип устройства подходит не для всех автомобилей — обычно такие обманки кислородного датчика устанавливают на авто нижних классов экологичности (не выше, чем ЕВРО-3).
Плюсы | Минусы |
Относительно невысокая стоимость
(500 — 2 000 рублей) |
Из-за особенности конструкций некоторых автомобилей могут возникнуть трудности с размещением, поэтому в некоторых случаях используются обманки в виде угловой конструкции |
Быстрая и простая установка | Может потребоваться замена, примерно, через 60 — 100 тыс.км пробега |
Видео — механические обманки датчика кислорода:
Электронная
Электронные обманки лямбда-зонда тоже могут значительно отличаться по своей схеме.
В некоторых случаях в разрыв цепи между датчиком кислорода и ЭБУ подключают электронные компоненты в виде резистора и конденсатора (обычно выполнятся «своими руками»). Есть и другие электронные обманки лямбды, представляющие собой электронной устройство на базе микроконтроллеров, которое «более похоже эмулирует» работу катализатора, но они и дороже по цене.
Плюсы | Минусы |
Работает, даже если не исправен лямбда-зонд | Высокая цена (около 6 000 рублей) |
Компактность и простота подключения | В некоторых авто может вызвать ошибку, сообщающую о задержках в реакции кислородного датчика |
Видео — обманка лямбда-зонда на Лансер 10:
Обманка датчика кислорода своими руками
Самому изготовить обманку лямбда-зонда несложно. Но, если речь идет о механическом типе, много денег сэкономить не получится – готовое изделие само по себе стоит недорого. Создание электронного устройства потребует от автовладельца определенных знаний и опыта. Цена ошибки может быть высокой, некорректное вмешательство в работу двигателя может привести к значительным финансовым потерям.
Чертеж механической обманки лямбда-зонда
Такой способ подойдет для тех, кто не может найти подходящую механическую обманку в продаже или она не совсем подходит по габаритам.
За основу берется металлическая втулка. Идеальным вариантом будет бронза. Она устойчива к высоким температурным воздействиям и коррозии.
Главная проблема, с которой столкнется автомобилист, заключается в том, что деталь не получится сделать без наличия токарного станка. Если же он есть, то обманку можно изготовить по примерному чертежу:
Если своего станка нет, то с чертежом можно обратиться к токарю.
Для установки обманки придется демонтировать лямбда-зонд. На его место вставляется самодельная деталь, а в нее уже вкручивается кислородный датчик.
Схема электронной обманки
Предварительно следует найти и изучить схему проводки в машине, чтобы определить распайку контактов для подключения лямбда-зонда.
Для изготовления простейшей обманки датчика кислорода потребуется паяльник, резистор номиналом 200 кОм — 1 мОм (в некоторых случаях придется подбирать опытным путем) и конденсатор на 1 мкФ. Монтаж производится по такой схеме:
Все соединения следует хорошо заизолировать. Чтобы устройство дольше работало без перебоев, его лучше разместить в небольшой коробке. А для герметичности обманку можно залить компаундом или простой эпоксидной смолой.
Видео — электронная обманка для лямбда-зонда своими руками:
Какой вариант обманки датчика кислорода использовать следует решать с учетом конкретных условий — модели автомобиля, его года выпуска, наличия соответствующих знаний и опыта для монтажа электрических схем и т.д.
Разбираемся почему иммобилайзер не видит ключ и что делать в такой ситуации.
Как можно попытаться разблокировать магнитолу на Рено Дастер.
О чем говорит ошибка P0108 https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/oshibka-p0108.html, выявленная при сканировании.
Видео — про удаление катализатора, установку пламегасителя и использование обманки для лямбда-зонда:
С неисправностью лямбда-зонда столкнулся в прошлом году, когда выскочила ошибка Р0136, что говорит о замыкании в цепи заземления второго датчика кислорода, т.е. после катализатора. Проявляется только после прогрева. Сначала, ее просто сбрасывал, когда достала решил поменять лямбда-зонд, но не тут было. Сам вывернуть не смог, прикипел намертво, на сервисе тоже не смогли, предложили вместе с катализатором. Подумал и решил поставить электронную обманку. Отрезал провода от зонда и припаял на них два резистора. После чего залил их эпоксидкой. Этот узел закрепил к днищу скобкой. Вот уже полтора года ошибка не выскакивает.