Как мы с помощью слеги Ниву из снега вытаскивали на охоте


Дело было давно — аж в восьмидесятые! Я в ту пору еще школьником был, классе в пятом учился. Батя мой частенько ездил на охоту. У него разных друзей-приятелей по этому делу было много — то с одним, то с другим, а то и целой компанией, они отправлялись иногда на несколько дней в леса, поля, в тайгу или на озера — добывать то птицу, а то и зверя.

Автомобиль Нива застрял в снегу

И порой брали с собой нас — пацанов. Лагерь сторожить, костер разводить, да еду готовить. Ну, и ружье подержать иногда удавалось. Как же без этого?!

А иногда — и не только подержать. Я, например, стрелять научился задолго до того, как в школу пошел. Правда, сначала из воздушки, но потом и из настоящего огнестрела — под руководством бати.

И все навыки обращения с оружием у меня не из стрелковых курсов и школьной начальной военной подготовки образовались, а от отца — на практике. Так что, к моменту начала школьного обучения НВП, я уже не хуже военрука стрелял, был «главным по ТБ» и сам мог кого угодно обучать. А зачет у меня стоял автоматом, и я официально мог НВП прогуливать.

Иногда (когда был зачет по стрельбе) военрук меня просил поприсутствовать — помочь проследить, чтобы остальные «камикадзе» друг друга не укокошили. И стрелял я, в принципе, неплохо — даже в стрелковую секцию звали!

И вот как-то раз поехали батя с другом в лес — за косулей. Зимой дело было. Уж не помню — какой месяц. Ну, и нас с Лехой — сыном батиного друга — с собой взяли. Недалеко ехали — даже без ночевки. Такой план был. От города чуть больше сотни км. Переночевать собирались в поселке у батиного друга — километров 20-30 от угодий.

Но, как говорится, мы предполагаем, а Господь располагает!

Поехали на «Ниве» — вчетвером. Батя с другом и мы с его сыном, который был на год меня старше. Выехали с утра, затемно. Приехали в поля-леса — уже развиднелось. Охотники давай следы смотреть. Нету следов!

Тогда друг батин и говорит — а поехали, дескать, глубже в лес! Там, кажись, Фомич третьего дня следы видел. Косуля ходит. К полю не идет — пуганая. Вот и прячется. Фомич — это местный лесник, хороший знакомый и сосед по поселку батиного друга. Ну, раз Фомич говорил, значит дело! — решили, да и айда!

Прыгнули в машину, и вперед — а дорога-то до леса еще ничего, а там…

Врубили межосевой, понижайку, все как в танке! «Нива» едет — аж снег волнами! Я, честно сказать, даже не ожидал, что такая небольшая и, вроде, городская машинка, на самом деле такое может! Не врали, значит — реальный вездеход!

«О как!» — удивляется уже батин друг, — «Ты гляди-ка — прет и все! А ведь тут, пожалуй, я бы на своем «Уазике» уже не пролез бы!»

У него в деревне «Уазик» имелся. Плюс он увлекался народным творчеством — в гараже из подручных материалов собирал колесные вездеходы на шинах низкого давления. Получались у него славные такие монстрики — то на шести, то на четырех колесах. С составной рамой и простые.

Я на них катался — шустрые и проходимые машинки! Пожалуй, никакой «Буран» бы не прошел там, где эти «луноходы» проползали! Так что на мнение его по вопросу проходимости техники, я в целом полагался. Бывалый был мужик. С пониманием.

Заехали довольно глубоко, остановились. Охотники встали на лыжи и рванули вкруговую — следы смотреть. Собаки с ними. Мы с Лехой — у машины. Караулим.

Через некоторое время вернулись — опять пусто! Решили еще дальше заехать. А там, почитай, дороги-то и вообще уже нет! Одно направление — и то примерное.

Но делать нечего — охота, она, как известно, пуще неволи! Почесали немного репу, покумекали, посмотрели со значением во все стороны… Поковыряли снег в нужном направлении… Глыбко! Но ехать надо!

Ну, и, как говорится, помолясь — поехали потихоньку.

Через пару сугробов и три сосны стало вообще непонятно — есть тут какая-то дорога или нету ее! Может, мы вообще по целине прем!? Но — «Нива» едет!

Так мы проехали, наверное, с пару километров.

И вдруг, когда мужики уже и сами собрались останавливаться — снова следы искать — что-то пошло не так! «Нива» резко накренилась и встала!

И все! Ни туда — ни сюда!

Стало ясно — приехали!

Вылезли, провалились в сугроб. Стало очевидно — машина села на мосты! Попали мы в скрытую под снегом рытвину — колеса в снегу крутятся, а до земли не достают!

Что делать?! Вокруг — лес, снег и сплошная дичь! Только следов не видать. И мы посреди всего этого великолепия — висим, значит, на мостах!

Двое мужиков и двое пацанов. И две лайки. Байкитских. Здоровые лбы, конечно, ездовые фактически, но… Упряжи, понимаешь, нету!.. Вытолкать «Ниву» таким составом мы, конечно, попытались… (Странно было бы, чтобы русские мужики — да не попытались!) Тёма с Амбой, конечно, тоже поучаствовали — лапами толкали! (Весело им было — жуть! Нам, пацанам, кстати — тоже!) Но, сами понимаете — безрезультатно!

Кабы не снег — может, еще что и получилось бы. Но тут без вариантов — палкой потыкали, а там чуть не метр еще до почвы! Даже копать бестолку — только машину закопаешь! Причем — глубоко! И откапывать потом придется ВСЮ дорогу отсюда и до неизвестно чего — чтобы за грунт зацепиться. «Нива», хоть и серьезная машинка, но все же не «Шишига»! Переть впереди себя сугроб, выше крыши ростом, не умеет! Она, может, и рада бы — да массы не хватает!

Стали думать. (А как иначе?! Главное — вовремя начать!)

Сели, развели костер. Пока думали — как-то сам собой сварился чай. Почти автоматически. Пошвыркали.

И — о, чудо! — пришла ИДЕЯ!..

Пока гоняли чаи и медитировали, глаз бати зацепился за поваленную березку, аккурат напротив. Она была «как раз той самой длины и толщины, что надо».

Задумчиво глядя на нее, батя выдал:

— Слегу надо делать!..

Мы с Лехой, ясное дело, удивились — слово-то незнакомое! Что еще за «слега» такая?!

Но батин друг явно мысль ухватил. Посмотрел туда же, куда и батя, задумчиво швыркнул чаю и согласно кивнул:

— Да… Похоже, без этого — никак!..

Наскоро обсудив план и инженерные решения, приступили к действиям!

Нам, разумеется, толком ничего не объяснили — все равно некогда, да и толку-то! Помогать мы все равно не могли — ни лыж, ни инструмента. Так что мы с любопытством следили за действиями отцов, под руку не лезли, старались не мешать, и гадали — чего это они задумали?!

Добыли из багажника топор, пилу и лыжи — снегу-то по пояс, а кое-где и по грудь! И притащили из лесу четыре березины: две толстые и короткие, одну толстую и подлиннее и ту самую, «подходящей длины и толщины».

Ну, как «притащили»?! Сперва все это надо было найти, а зимний лес вокруг — это вам не цацки-пецки! Все же снегом завалено по самое «не балуйся»! Приметь, откопай, отпили, а потом еще и дотащи куда надо — проще сказать, чем сделать! Валить растущие рядом деревья как-то побоялись — а ну, как на машину упадет?! Да и вообще — мало ли… К счастью, неподалеку нашлось несколько подходящих стволов уже поваленных.

Мы с Лехой, по причине отсутствия у нас лыж, вынуждены были пребывать практически в роли зрителей. Вместе с собаками. Но те хоть бегали за мужиками и помогали им деятельно — гоняли белок, мышковали и путались под ногами. Мы же жгли костер и «прикидывали перспективы».

Две короткие березины уложили рядом с колесами — поперек движения. На них сверху — ту, что подлиннее. Во всех предварительно вырубили небольшие пазы — чтобы, значит, уложенные сверху бревнышки не елозили и не скатывались. Отчего вся конструкция сразу приобрела некоторую прочность и устойчивость. А сверху — ту саму, длинную и потоньше — комлем наружу, а вершиной под машину. И тоже в паз, чтобы не сползала.

После чего натащили целую кучу лапника — чтобы под колеса подкладывать.

К этому моменту идея нам стала уже более-менее понятна.

«Слега» — это оказалась та самая березина, которую хотели использовать в качестве рычага. Чтобы машину приподнять и под колеса накидать лапника. Много. И — выехать. Назад. С подключенным межосевым дифференциалом и понижайкой. Без этого не получилось бы — да мы бы и не заехали без них так далеко! В таком снегу не получится организовать равное сцепление для всех ведущих колес — как ни старайся! Поэтому межосевой — просто необходим! С ним, даже если одним колесом зацепиться — можно выехать!

Чтобы порог не помять (все же рамы у «Нивы» нет!) батин друг достал из багажника специальную доску, которую возил с собой «как раз на такой случай»! Я, помнится, тогда поразился — надо же, какой предусмотрительный! Но потом, набравшись внедорожного опыта, понял, что такая вот «доска на всякий случай» — просто необходимый, наряду с домкратом и лопатой, атрибут всякого уважающего себя внедорожника. И иногда без нее действительно — никак!

Доску эту подложили вдоль днища и уже под нее просунули слегу. Слегу уперли в конструкцию из бревнышек, а сами навалились сверху — всей толпой! Машину предварительно разгрузили, как только можно было — все вытащили, даже запаску!

«Нива» чудесным образом приподнялась и оба левых колеса зависли в воздухе!

Правда, два других тут же провалились еще глубже. Конечно — давление-то на них усилилось!

Мы с Лехой бегом накидали под колеса лапника как можно больше, после чего машину аккуратно поставили обратно.

И — повторили все по-новой, теперь уже с другой стороны. На этот раз опорные колеса уже не проваливались — лапник держал достаточно крепко. Только треск стоял!

Несмотря на двадцатиградусный морозец, к этому моменту все были уже мокрые — даже мы с Лехой! Мы, хоть и не таскали бревна, но с лапником туда-сюда носились, как реактивные! Только пар шел! Что характерно — наши лайки (собаки такие!), разлеглись чуть поодаль и вальяжно принялись за нами наблюдать, сообразив, что больше ничего особо интересного и искрометного для них лично не ожидается. Бегать по лагерю за лапником и возюкаться с бревнами им показалось не интересным!

После завершения подготовки, меня, как самого легкого, отрядили за руль — выезжать!

Машина уверенно стояла на лапнике, но не факт, что вся эта канитель выдержала бы вес взрослого мужика. Да и Леха к тому времени уже мало от них отличался! Здоровый конь был уже!

Меня заинструктировали до полного оцепенения! Но потом, видя такое дело, батя просто отвел меня чуть в сторону и сказал — «Ну, ты ж сам в курсе — чего делать!? Ездить-то умеешь же! Вот и давай! Тут главное — выехать!»

Я вздохнул, понял, что деваться некуда, и полез за руль…

Окно открыто, мужики стоят рядом и героически молчат. Даже собаки подорвались и тоже стоят рядом — и тоже молчат. Настороженно. Не понимают — чего это, вроде, ехать собрались, а их не взяли? И никого тоже не взяли? И, главное — еду не взяли? Странно им все это и непонятно!

Поглядел я на них, еще раз вздохнул, воткнул заднюю и тихонечко, внатяг, поехал…

Машина, что поразительно, тронулась вообще без проблем! Но тут же, едва съехав с лапника, принялась снова зарываться!.. «Дава-а-ай!!!» — тут же истошно заорали оба бати — мой и Лехин!.. «Гав-гав-гав!!!» — немедленно подключились к ним Амба с Тёмой!

Ну, я и «дал»!..

«Нива» буквально прыгнула назад, выплюнув целый фонтан лапника пополам со снегом вперед, среагировав на мой «газ до пола»! По днищу забарабанили ветки из-под задних колес. Напугавшись произведенного взрывообразного эффекта, я газ слегка отпустил, но, тут же снова напугавшись — уже того, что опять застряну — снова придавил, уже поменьше, и вырулил куда-то назад, как мне казалось, по своей же колее. Чуть ошибся, как потом выяснилось, но незначительно — снег там был не такой глубокий. А из той злополучной ямы, в которую мы провалились, я машину все-таки вывел…

— Сто-о-ой!.. — заорали мужики.

Я, слегка выпучив глаза, остановился, автоматически поставил на нейтралку, и, не глуша двигатель, полез наружу…

Подошли и начали меня трепать по голове, хлопать по плечам и трясти — «Молодец! Во как! Водитель! Выехал знатно! Аж на пять метров снег полетел!» А я приходил в себя и улыбался. Вокруг радостно скакали лайки. И тоже на меня передними лапами пытались встать — за компанию! Им было не совсем понятно (хотя — кто его знает?), но очень весело.

А когда все маленько подуспокоились, батя, уже нормальным голосом, сказал, глядя на наши «фортеции», оставшиеся после всех этих «экзерсисов»:

— Ну вот!.. Главное — команда!.. А остальное — просто дело техники!..

Потом мы дружно сушились у костра, мужики все же нашли следы, гоняли косуль аж до темна, но так и не поймали, мы с Лехой сидели у костра и травили байки, и в поселок вернулись только к полуночи…

И, несмотря на отсутствие в тот день добычи, все почему-то были довольны и испытывали какой-то странный эмоциональный подъем. Не иначе — от удачно проведенной спасательной операции по вытаскиванию «Нивы» из сугроба! А мы с Лехой, вон, даже слово новое узнали — «слега»!

Мужики потом тот случай еще много раз вспоминали и пересказывали — и всякий раз с оттенком гордости! Мол, видали — какие мы молодцы?! И какая у нас «Нива» суперская?! И главной темой обсуждения всякий раз являлось — прошел бы туда «Уазик» или нет?! А если прошел бы — застрял бы или нет?! А если застрял бы, удалось бы его вот так — слегой — достать?!

Мнения всегда разделялись. Ну а мы с Лехой всякий раз переглядывались и снисходительно ухмылялись: мы-то точно знали, что все равно — «Уазик», «Нива» или вообще «луноход»! Главное — чтобы люди были правильные! Команда! А правильная слега — это всегда просто дело техники!

Автор – Алексей Цыганков.

Если заглючила сигнализация, что делать в таком случае и в чем может быть причина.

Вряд ли среди водителей найдется тот, кто знает названия и эмблемы всех автомобилей мира.

Как правильно и полностью слить https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-slit-antifriz-s-bloka-dvigatelya.html охлаждающую жидкость из блока двигателя.


Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).