Количество автотранспорта на дорогах России растет невиданными ранее темпами. Легковые и грузовые автомобили, автобусы – все они перевозят людей, причем некоторые авто только водителя, а большинство еще и пассажиров. Человек, сидящий за рулем автомобиля, отвечает, таким образом, не только за свою здоровье и жизнь, но и безопасность находящихся у него в салоне людей.
Кроме того, на дороге есть и иные участники движения – пешеходы и другие водители автомобилей. И от соблюдения всеми персонажами дорожной жизни этических норм зависит в конечном итоге комфортный климат и безопасность на наших дорогах.
Большинство этических норм выработались практикой. Их можно разделить примерно на две группы: первые связанны с правилами дорожного движения (ПДД) и вторые определяются вежливостью водителей автомобилей.
Наверное, редко еще в какой либо стране мира (не считая слаборазвитые страны) надо дополнительно рассказывать — что нельзя, а что можно. В цивилизованных странах для этого есть службы дорожной безопасности.
Вот некоторые из норм этики, законодательно закрепленные в ПДД, но так и не понятые некоторыми нашими водителями:
— не объезжайте автомобили, стоящие в пробках, по обочине с правой стороны;
— на перекрестках равнозначных дорог вежливые водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым;
— пропускайте пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, пригласите жестом двигаться, если они не решаются;
— во избежание ослепления светом фар не забывайте своевременно переключаться с дальнего на ближний свет, пригласите сделать это встречного водителя;
— всегда включайте заранее сигналы поворота (особенно часто забывают это делать при повороте направо).
Все перечисленные правила этики водителей присутствуют в соответствующем виде в правилах дорожного движения. Ну, какие жесты должны быть при помехе справа или перед пешеходом? За нарушение некоторых даже полагается приличный штраф. И все-таки приходится совестить наших водителей.
Этика водителей автомобилей, как уже сказано выше, выработана практикой и в основном берет истоки от водителей грузовых автомобилей. Трудности маневрирования у них выработали своего рода кодекс вежливости водителей. Однако появление на дорогах огромного количества дорогих легковых иномарок и «синих ведерок» породило у их водителей ощущение превосходства, переросшее в элементарное дорожное хамство. Но какие же правила должны усвоить водители автомобилей, чтобы не уподобиться этой публике?
Вот некоторые из них:
— постарайтесь пропустить пешехода даже вне пешеходного перехода. Во-первых, это признак культуры, во-вторых, вы избежите очень серьезных неприятностей в случае ДТП. Не забудьте при этом, что сзади движутся другие автомобили, кроме того, стоит оценить и безопасность переходящего дорогу пешехода: часто они попадают под колеса обгоняющего вас автомобиля;
— предоставьте преимущество дорожным рабочим, даже если они не огородились соответствующими знаками. Терпимо отнеситесь к едущему впереди автомобилю, у него возможна неисправность, водитель может быть из другого города или занят поисками стоянки;
— не сигнальте в жилых зонах ни в какое время суток, вы можете потревожить покой отдыхающих или больных людей;
— на узкой дороге пропустите встречный автомобиль, поворачивающий налево. Преимущественное право, конечно ваше, однако за ним может собраться пробка;
— не загрязняйте природу отработанным машинным маслом, не нужными комплектующими и другим мусором. Обязательно доставьте все это в ближайшее место сбора мусора;
— ни в коем случае не требуйте от впереди едущего водителя уступить вам дорогу, если он едет с допустимой правилами скоростью. Вы можете вызвать справедливое возмущение, а иногда и агрессию;
— постарайтесь прощать чужие ошибки, особенно вызванные невнимательностью. Светом фар или клаксона предупредите о грозящей неприятности. Ругать бесполезно, можно вызвать ответную реакцию. В большинстве случаев, достаточно дежурной фразы вроде «надо смотреть внимательней» без перечисления животных;
— если вы кому-либо из водителей автомобилей помешали, признайте собственную ошибку и любым возможным способом принесите извинения; это настроения точно не испортит, а человеку будет приятно;
— отнеситесь с уважением к сотрудникам ГИБДД, они выполняют свои служебные обязанности. Если же вас остановили за нарушение правил дорожного движения, помните, что искреннее раскаяние гораздо предпочтительнее, чем агрессивное вранье;
— оказывайте в дороге помощь другим водителям, если они того просят и если у вас имеются на это время и возможности. Во всяком случае, стоит остановиться и поинтересоваться что произошло. Поможешь ты, помогут и тебе.
Этика водителей автомобилей предусматривает и довольно многочисленную гамму благодарственных, предупреждающих, оповещающих, просительных и аварийных сигналов водителей, которые они подают друг другу светом фар, клаксонами, руками.
Подводя итоги можно сказать, что вежливый водитель автомобиля более уверен на дороге, он тратит меньше нервной энергии и для него важен принцип, сформулированный одним из опытных водителей — «не страшно нарушить, страшно почувствовать проклятья вслед».
Даже у вежливые водители могут невзначай нарушить ПДД. Поэтому стоит периодически проверять штрафы ГИБДД онлайн по водительскому удостоверению и гасить задолженность, если она есть.
Как правило, водители скорой помощи показывают примеры профессионализма на дороге.
Наклейки на автомобиль (https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/interesnoe-dlya-voditelej/naklejki-na-avto-vidy-tipy-ispolzovanie-i-izgotovlenie.html) позволяют придать индивидуальность своему железному коню.
Видео — хорошо быть вежливым водителем:
Как в жизни, так и на дорогах: относись к другим участникам дорожного движения так, как хотелось бы увидеть отношение других водителей к себе. Тогда и будет на дорогах взаимоуважение!
А редкие хамы и нахалы будут скорее редким исключением.
По моем мнению водители просто обязаны быть вежливыми как с друг другом, так и с пешеходами, иначе адекватно существовать на дороге не получится. Только взаимное уважение решает и предупреждает львиную часть неприятностей, которые могут возникнуть. Главное, это хорошо чувствовать правила и моральную часть этих правил.
Да, вежливость за рулем имеет большое значение. Например, есть большая разница в вождении автомобиля за границей и в России. В цивилизованных странах редко встретите хамство на дорогах. А если и встретите, то выясняется, что водитель родом из бывшего СССР. Эти правила должен знать каждый водитель, как врачи знают клятву Гиппократа. 🙂
Все правильно, вот только замечаю, что хамов на дорогах становится все больше. Вечная спешка некоторых приводит к непоправимым последствиям. Я бы еще одно обязательное правило дописал: выпил — не садись за руль ни при каких обстоятельствах. А знать правила мало — надо их соблюдать.
Конечно без этики на дорогах трудно, нужно быть вежливыми и не нарушать, где то даже пропустить, потому что бывает когда водителю трудно выехать, можно помочь, а в следующий раз помогут тебе. Нужно уважать всех участников дорожного движения.
Этика конечно необходима на дороге, как и в любых других случаях. Стараюсь и сам о ней не забывать и уступать другим водителям, правда не все водители такие же культурные, но их не много.
Иногда человек садится за руль с плохим настроением, то ли неприятности на работе или дома, то ли машина плохо заводилась. Но при этом всегда нужно помнить, что ты за рулём, и стараться быть вежливым с другими водителями и пешеходами, которые не виноваты в ваших неприятностях. Не стоит и им портить настроение.
Вот я всегда стараюсь быть вежливым на дороге! Ну если надо кому то влезть в мой ряд — ну может он действительно торопится или опаздывает, пусть едет))) Очень приятно в таких случаях получать знаки благодарности либо аварийкой, либо руками, сигналом…
Несмотря на то, что в ПДД оговаривается скоростной режим во дворах, есть такие водители которые его не соблюдают. Не задумываясь при этом о последствиях, которые могут быть очень печальными. Аккуратная езда по дворам — вот ещё одно правило этики водителей. Лично я всегда стараюсь его соблюдать.