Ход автомобиля изменяется в зависимости от различной степени действия рук и ног водителя на детали автомобиля, отвечающие за его движение. Реакция водителя на что-либо происходит вследствие раздражения органов чувств. Свою реакцию в определенной ситуации можно спрогнозировать, но когда это происходит в экстренных случаях, то реально обдумать свое следующее движение практически невозможно.
В этом случае правильная реакция водителя напрямую зависит от времени, прошедшего с момента возникновения сигнала до реакции, произведенной в ответ. Все реакции можно разделить на простые и сложные. При простой реакции, когда водитель автомобиля ждет определенного сигнала, время не играет решающей роли. При сложной реакции возникает необходимость выбрать одно решения из большого количества возможных вариантов, при острой нехватке времени.
Временной отрезок реакции водителя делится на два интервала: скрытый (латентный) и моторный. Латентный период начинается с момента возникновения раздражителя до момента совершения движения. А непосредственно движение относится к моторному периоду.
На протяжении латентного периода в организме человека происходят всевозможные психофизические процессы, которые напрямую связаны с восприятием обстановки, оценкой ситуации, прогнозированием дальнейших действий и в конечном итоге выбором правильного решения выхода из сложившейся ситуации. Всего 0,2 секунды необходимо, что бы организм человека среагировал на свет и 0,14 секунд – на звук. Если сложившаяся ситуация достаточно сложная, тогда для осуществления определенного действия будет задействованы множество факторов.
Реакция водителя в экстренных случаях будет зависеть от общего психофизического состояния конкретного человека, его опыта вождения автомобиля и характера самого дорожно-транспортного происшествия. Степень неожиданности очень сильно влияет на продолжительность латентного периода для одного и того же самого человека.
Продолжительность моторного периода напрямую связано со сложностью производимого действия. Возраст человека играет не маловажную роль, а также неожиданность сигнала.
Проведенные исследования продолжительности латентного периода у водителей разного возраста показали, что водители в возрасте 18-22 года реагируют на сигнал красного цвета в два раза быстрее, чем водители 45-60 летного возраста. А моторный период не сильно отличается у водителей разных возрастных групп, если условия одинаковые. Это можно объяснить тем, что действия по управлению автомобилем осуществляются систематически и повторяются регулярно.
Поэтому весь отрезок времени, отведенный для совершения определенной реакции водителя, зависит от степени неожиданности. Чем больше времени тратится на реакцию, тем труднее становится быстро и правильно отреагировать и тем самым предотвратить ДТП. Отсюда следует, что водитель должен обладать навыками быстрой оценки ситуации и быстрого поиска выхода из нее.
Было доказано, что водители со слабой нервной системой очень чувствительны. Они способны заметить даже слабые сигналы, чувствовать ситуацию. Они раньше остальных замечают возможные нарушения или сложности на дороге и способны предотвратить возможное ДТП и легко уходят от опасностей.
Наблюдения показали, что в момент аварии хороший водитель реагирует значительно медленнее, чем плохой. Хороший водитель понимает, что необдуманный ход может повлечь за собой необратимые последствия и допущенные ошибки могут стоить очень дорого. Поэтому все взвешивается и продумывается, а потом совершается то или иное действие. А плохие водители быстро делают что-нибудь, главное что-то быстро предпринять. Это паническое состояние человека часто приводит к трагедиям.
Мы знаем, что в одинаковых на первый взгляд ситуациях, водитель автомобиля может повести себя по-разному.
Можно выделить три режима вождения: минимальный, оптимальный и экстремальный.
Минимальный режим вождения – это когда поездка осуществляется на свободной трассе в хорошую погоду. Оптимальный – на загруженных трассах в час пик. Этот режим вождения приемлем в наше время при наличии большого количества транспорта на дорогах. При резком изменении ситуации и грозящей опасности возникает необходимость экстремального вождения.
Нужно отметить, что абсолютно надежного водителя, способного предотвратить любую аварийную ситуацию, в природе не существует. Водители со слабой нервной системой хорошо водят автомобиль в спокойной, не экстремальной ситуации, но при резком изменении обстановки на дороге теряются и могут не предпринять действия, которое возможно сохранит вашу жизнь и здоровье. А водители с сильной нервной системой в экстренной ситуации среагируют очень хорошо, но могут наделать множество ошибок в обычной обстановке.
Полезно вспомнить жесты регулировщика в картинках, чтобы было легче понять его сигналы в реальной обстановке.
Памятка для водителя и инспектора ГИБДД поможет исключить конфликтную ситуацию.
Этика водителя (https://voditeliauto.ru/voditeli-avtomobilej/etika-voditelya.html), как и его реакция, позволяет быть спокойным, помогать другим и держать ситуацию под контролем.
Видео — как реакция водителя помогает избежать ДТП:
Автомобиль стал настолько повседневной вещью, что мы стали забывать, в некоторых ситуациях автомобиль смертельно опасен!
И тут главное именно реакция.
Однажды я ехала на море с подругой, не виделись с ней несколько лет, она переехала в другой город после окончания ВУЗа. Я до этого никогда не ездила с ней на машине.
Ехали из Ростова, это целый день в пути! Я думала, что поседею! Спасибо остальным водителям, извините за все!
Только в этой поездке я поняла, как важно не только уметь водить автомобиль, но и правильно реагировать на происходящее вокруг.
Вот мне кажется латентный период или интервал особо значимый при возникновении внезапной опасности. А моторный уже действует как мозг укажет. Поэтому я считаю что в автошколах должны уделять внимание обучению как действовать в экстремальных ситуациях. Ведь на манекенах лучше учиться, чем на живых людях.
Реакции на экстремальную ситуацию у разных людей абсолютно непохожие. Кто-то начинает дергать руль лишь бы дернуть куда-то, кто-то начинает тормозить в пол, кто-то вообще впадает в ступор и не делает ничего (я отношусь именно к этому типу). По-моему мнению, каждый водитель должен хорошо изучить себя, свои реакции и подумать, можно что-то исправить или нет
Я знаю только одно, это то что молодые водители обладают лучшей реакцией, чем пожилые водители. В то же времени у них меньше опыта и навыка в вождении.
Скорость реакции и опыт в вождении, это две стороны одной медали.
Опыт вождения автомобилем, несомненно, играет роль при возникновении экстренной ситуации. Хорошо было бы включить курсы экстремального вождения в обязательную программу при сдаче экзаменов в ГАИ.