Когда-то, лет тридцать назад, одна из советских газет рассказала о возмущении сотрудника ГАИ нравами, царившими на дорогах Запада. По его мнению, предупреждать других водителей о постах ГАИ или засадах сигналом фар – это верх беспринципности. Однако именно эта статья подтолкнула к созданию в России своеобразной азбуки водителей.
На сегодняшний день список условных сигналов, которые используются водителями, значительно расширился. Водители подсказывают друг другу не только о засадах сотрудников ГИБДД, но и выражают различные просьбы, общаются, обмениваются информацией о внешних проблемах с автомобилем, которые сам водитель не может заметить, находясь внутри него.
В совершенстве такой азбукой водителей владеют в основном только водители-дальнобойщики. Знание основных сигналов позволяет лучше ориентироваться водителям в дорожной ситуации, способствует взаимопониманию и уважению между водителями.
Наиболее распространенными инструментами для подачи сигналов являются указатели поворота и фары.
Посмотрите видео, рассказывающее о сигналах и жестах водителей:
Если при стоянии в пробке или при разъезде на перекрестке Вам коротко моргнули дальним светом, значит, водитель подал Вам сигнал – «Проезжай!» Таким же образом можно обратиться и к пешеходу.
При коротких многократных миганиях (чаще всего 2-3 раза) дальним светом лучше всего сразу же уменьшить скорость, поскольку впереди Вас ждет засада ГИБДД или какая-нибудь опасность. Такой сигнал может также напоминать Вам ночью о переключении дальнего света на ближний свет. Данную информацию можно передать и попеременным переключением дальнего и ближнего света.
Если находящийся позади Вас автомобиль подает сигнал длинными миганиями дальним светом, то следует уступить ему дорогу. Таким же сигналом Вы можете подсказать опережающему ваш автомобиль дальнобойщику об окончании маневра. Это поможет избежать возможной аварии или «подрезки». Особенно важна такая мера безопасности ночью, когда ограничена обзорность дороги сзади.
С помощью аварийной сигнализации водители автомобилей передают самую разнообразную информацию. Всем известен сигнал «аварийкой» – благодарность за уступленную дорогу. Таким же образом водители извиняются и за доставленные другим неудобства при совершении маневра. Иногда кнопка аварийной сигнализации расположена в очень неудобном месте, что усложняет ее нажатие в момент управления автомобилем. В этой ситуации можно воспроизвести сигнал «аварийки» с помощью включения сначала левого указателя поворота, а затем правого.
Не выключенная после обгона «аварийка» говорит о мешающем движущимся впереди Вас дальнем свете и о просьбе переключить его на ближний свет.
На трассе включенный левый «поворотник» подсказывает находящимся позади водителям, что автомобиль, совершивший обгон, но не вернувшийся назад на полосу движения, видит свободную встречную полосу. Можно смело совершать обгон и другим автомобилям.
Если на загородной дороге движется автобус или грузовик с включенным левым указателем поворота, то его обгонять запрещено. На европейских дорогах такой сигнал говорит о просьбе уступить ему дорогу. Если же работает правый «поворотник», то можно совершить обгон.
При экстренном торможении в связи с какой-либо непредвиденной ситуацией, например, ремонтом дороги, затором, аварией и другими необозначенными дорожными знаками обстоятельствами, следует включить аварийную сигнализацию. Это подскажет об опасности движущимся сзади Вас автомобилям.
Одновременным морганием дальним светом и включением правого указатель поворота Вам передается просьба совершить остановку у обочины. Чтобы следующий сзади водитель держал дистанцию, можно подать ему сигнал с помощью прерывистых стоп-сигналов.
На ряду со световыми сигналами используются и звуковые. Короткий гудок подается в знак приветствия или благодарности, в том числе и в ответ на спасибо, сказанное с помощью «аварийки».
Длинный гудок используется совместно с дальним светом и указывает на немедленную остановку в связи с опасностью или неисправностью вашего автомобиля. Следует помнить, что звуковой сигнал можно подавать только в экстренных ситуациях!
Менее распространены сигналы, подающиеся руками. Однако информация, содержащаяся в них, также важна.
Если рука движется по кругу и показывает вниз, то это сообщение о спущенном колесе. О других неисправностях, требующие остановки, можно сообщить движением руки в сторону обочины.
Если жест изображает мигающую лампочку, надо включить фары.
Просьба притормозить выражается медленным движением ладони сверху вниз.
Поблагодарить можно с помощью поднятия руки вверх.
Кукиш для водителя фуры не является обидным жестом. Это сообщение о застрявшем камне между колес.
Чтобы пешеход понял, что Вы его пропускаете, лучшим сигналом станет движение рукой в окне. Звуковой сигнал может испугать, а движения головой пешеход из-за отблеска на лобовом стекле может и не увидеть.
Об опасности или засаде ГИБДД сообщает растопыренная пятерня.
Указанием на дверь можно предупредить о плохо закрытой дверце или помехе в дверном проеме, чаще всего это ремень безопасности. Если рука совершает удар по воздуху, то следует закрыть багажник.
Сегодня в помощь водителям некоторые компании стали производить компактные информационные дисплеи. Закрепляются они на заднем стекле так, чтобы едущий следом водитель мог увидеть улыбающийся смайлик или небольшой текст, например, «Держи дистанцию!»
Азбука водителей позволяет быстро и эффективно передать информацию друг другу, подсказать, предупредить, направить. Однако не стоит переоценивать возможности сигналов и надеяться только на подсказку других участников движения на дорогах.
Во-первых, при интенсивном движении понять, кому подан тот или иной сигнал, задача не из легких. А во-вторых, надо уметь самостоятельно оценивать ситуацию на дороге и адекватно реагировать на неё.
Не смотря на то, что сроки обучения в автошколе увеличены, основные сигналы водителей новички изучают на практике — на дороге.
В этой статье мы советуем водителям почаще заходить на сайт ГИБДД и узнавать новости.
Не помешает лишний раз проверить свои знания ПДД — https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/projti-onlajn-testirovanie-na-znanie-pdd-bilety-gibdd-onlajn.html
Видео — про неформальное общение водителей на дороге:
Я как молодой водитель знал далеко не все сигналы и жесты, поэтому читал с удовольствием. Очень хорошо, что водители в свое время придумали сигналы, это очень облегчает взаимопонимание между участниками движения. Чаще всего на дороге встречается сигнал моргания фарами. Мне очень нравится когда водители помогают друг другу.
Ездили в этом году в Крым машиной, обратила внимание, что предупреждать про посты стали реже. Может, новые водители не знают про этот сигнал или просто люди более равнодушные на дороге попались. Зато через Киев проезжали, так женщина всем помигала и с правого ряда в самый крайний возжелала перестроиться. и ее все поняли и пропустили)))
Я тоже начинающий водитель и много нового для себя прочитала. Могли бы этому учить в автошколе. Ведь ничего плохого в этом нет. Мне очень нравится возможность поблагодарить или извиниться при помощи аварийки. Когда пропущу на дороге машину, а она мне скажет спасибо, то становится очень приятно на душе. Эти сигналы позволяют разрядить обстановку.
Я знал много жестов но не все. Данные рекомендации больше подходят действительно для дальнобойщиков. В городской жизни использую чаще всего эти знаки: благодарность, засада и пропускание.
Зачем предупреждать о засаде ГИБДД, может, лучше не нарушать ПДД, не превышать скорость? Большая часть загородных трасс в России не располагает к комфортной и безопасной езде — дороги двухполосные, с плохим покрытием и выбоинами, отсутствуют разделительные отбойники. Тише едешь — дальше будешь.
Я водитель со стажем. Сейчас наблюдается тенденция игнорирования сигналов о сотрудниках ДПС. Несколько раз я предупреждала водителей о контроле скорости, однако они продолжали ехать быстро. Гораздо лучше работает система предупреждения о дорожной ситуации с помощью рации.
О сигналах аварийкой «спасибо» можно говорить бесконечно. Часто водители не знают правила и извиняются или говорят спасибо в тех случаях, когда я должна была их пропустить по правилам.
Я не предупреждаю никого о сотрудниках ДПС. Лучше не нарушать правила! А те, кто нарушает и едет с большой скоростью, пусть попадут на штраф, тогда может быть снизят скорость и не будут создавать аварийную ситуацию. Любое нарушение должно быть наказано. А вот с сигналами аварийкой все гораздо лучше. Стараюсь пропускать, помогать. Сейчас в городе большие пробки, ждать пока все разъедутся нет возможности.
Давно и прочно выучил неофициальные сигналы водителей друг другу. Это такая дорожная азбука и она, кстати иногда очень помогает. Особенно важен знак дальнобойщика левым поворотником — обгонять нельзя!!!!
В основном помогают сигналы от дальнобойщиков на трассе при обгоне, особенно когда едешь на автомобиле с правым рулем.
Первый раз с сигналами рукой столкнулся лет 27 назад, когда был еще довольно неопытным водителем. Ехал в Москву в феврале месяце на своей легковушке. Дорога была так себе, то снегом переметена, то местами обледеневшая. И вот встречный водитель также легковой машины, показывает мне рукой горизонтальные движения туда-сюда. Я сначала не понял и только потом метров через 200 увидел в свете фар совершенно обледеневшую дорогу и понял, что он показывал мне, что очень скользко, возможны заносы машины. С тех пор в мою копилку, добавилось множество разных знаков , целая азбука. Кстати, довольно часто бывая за границей, заметил, что например в Черногории, только русские предупреждают, о полицейских на трассе, местные вообще не реагируют.