За последние года автомобили с панорамной крышей превратились на наших дорогах из редкой экзотики в довольно распространенное явление. С каждым годом количество автовладельцев, заказывающих при покупке недешевую опцию, только увеличивается, и панорамная крыша стала активно вытеснять на авторынке некогда популярные люки в крыше.
Собственно говоря, панорамная крыша на авто и является логическим развитием люка. Последний, по правде говоря, создавался изначально в качестве дополнительного вентиляционного элемента автомобиля. В годы расцвета автолюков подобное решение было крайне актуальным ввиду того, что о кондиционерах и системах климат-контроля на тот момент большинство рядовых автовладельцев не могло и мечтать.
Однако дополнительным, так сказать, «факультативным» значением люка, выполненного из ударопрочного стекла, было и то, что он существенно улучшал освещенность салона автомобиля.
Видео — панорамная крыша и люк с электроприводом на KIA Optima:
Современные машины с панорамной крышей, по сути, довели идею повышения освещенности до абсолюта, подарив возможность владельцу автомобиля и пассажирам получить практически «кабриолетные» ощущения от поездки. Ведь мечта о красивом кабриолете кроется в сердцах огромного количества наших сограждан, однако на покупку автомобиля такого класса решается далеко не каждый.
И дело здесь не столько в финансовом факторе (хотя он, конечно же, тоже имеет значение), сколько в малой практичности автомобилей «без верха». Да и разница в стоимости базовой и открытой модели автомобиля может отличаться в разы.
Панорамная крыша же при заказе обойдется порядка 30-40 тысяч рублей в зависимости от модели, а эмоций способна подарить не меньше. При этом, в отличие от мягкого либо жесткого «верха» кабриолета, она не уменьшает пространства багажного отделения и вообще, по сути, не влияет на конструкцию автомобиля. Автомобили с панорамной крышей ни в чем не отличаются от своих обычных собратьев.
На сегодняшний день панорамную крышу в качестве опции предлагает большинство известных автомобильных производителей. Одним из первопроходцев в классе доступных автомобилей стала компания Пежо с панорамной крышей, которая была предложена в качестве дополнительного оборудования для целого ряда новинок модельного ряда.
К примеру, модель Пежо 308 с панорамной крышей по праву стала одной из популярнейших моделей, в чем, несомненно, сыграло роль налаживание производства автомобиля на автозаводе компании под Калугой.
Не меньшей популярностью пользуется и Опель Астра с панорамной крышей, которая заняла достойное место в гольф-классе. При этом благодаря тому, что автомобили собираются под Петербургом, компании удалось обеспечить привлекательные ценники на свою продукцию.
[adsp-pro-1]
К слову, именно компания Опель в той же Астре предыдущего поколения применило и другое новшество – панорамное лобовое стекло, которое является, по сути, некоторым аналогом панорамной крыши и включает в себя стекло, далеко «заходящее» назад, вплоть до спинок сидений передних кресел. Сейчас подобную инновацию активно использует как сам Опель, так и французская компания Ситроен в целом ряде своих моделей. Как видим, популярность автомобилей с панорамной крышей вполне обусловлена условиями рынка и соответствием ожиданиям потребителей.
Как уже отмечалось, конструктивно автомобили с панорамной крышей практически не отличаются от своих обычных аналогов. Однако это вовсе не означает, что автопроизводитель попросту «прикручивает» к машине большой люк и выпускает ее на рынок.
На деле проектирование панорамной крыши осуществляется еще на стадии создания самого автомобиля и представляет собой очень сложную и трудоемкую работу.
Важным аспектом в данном случае выступает безопасность. Стекло по определению представляет собой весьма хрупкий материал, а потому инженером важно создать конструкцию такой прочности, чтобы она была также безопасна, как и обычная крыша из металла. Для этого производится целый ряд тестов, основной из которых – поведение стеклянной панели при опрокидывании автомобиля.
По этой причине современная панорамная крыша на авто представляет собой сложную конструкцию из нескольких стеклянных панелей различной прочности и с разными физическими свойствами. К слову, нередко в «сэндвичную» конструкцию стекла панорамной крыши интегрируются фотоэлементы или, в просторечии, солнечные батареи, которые выступают дополнительным источником энергии.
Еще одним важным моментом является поглощение стеклом ультрафиолета, который выступает основным «нагревателем» салона. Если бы подобной защиты не было, автомобиль с панорамной крышей превратился бы в настоящую «печку», с охлаждением которой не справлялась бы любая, даже весьма мощная, система кондиционирования салона. Да и от «солнечного удара» кондиционер вряд ли бы смог спасти.
Особенностью машины с панорамной крышей является изменение физических свойств кузова при деформации. Дело в том, что крыша представляет собой важнейший элемент силовой структуры кузова, который гасит энергию удара при столкновении.
В данном случае свойства металла и стекла различаются разительным образом. Металл более пластичен и позволяет эффективно гасить деформацию. Стекло же, даже самое прочное, представляет собой жесткую кристаллическую структуру, которая при ударе не гасит энергию, а передает ее на более мягкие элементы из стали.
Стало быть, нагрузка на кузов при столкновении автомобиля с панорамной крышей окажется выше, нежели у машины с обычным стальным элементом. Для минимизации этого эффекта еще на стадии проектирования конструкторы стараются сделать панорамную крышу минимально «ответственным» элементом, усиливая силовую клетку кузова с той целью, чтобы именно она принимала на себя основную нагрузку в случае дорожно-транспортного происшествия.
Следует отметить, что панорамная крыша на авто состоит не только из стеклянной панели. Ее конструкция весьма сложна и сочетает, нередко, сразу два элемента из стекла, которые могут сдвигаться друг относительно друга, открывая над головой пространство по аналогии со сдвижными люками. Вариаций существует достаточно много, и автопроизводители нередко конкурируют друг с другом в создании собственных систем, которые могут в чем-то превзойти достижения конкурентов. Однако в любой конструкции общая схема панорамной крыши предельно похожа.
Как правило, она включает в себя стеклянную панель или несколько подобных элементов, жесткую раму с внутренними механизмами и сдвижную шторку, которая закрепляется на раме с внутренней стороны салона автомобиля и предназначенную для закрытия крыши при необходимости.
Конструкция шторки также может отличаться. На недорогих автомобилях с панорамной крышей, как правило, шторка перемещается по направляющим вручную. Подобная схема позволяет упростить и удешевить конструкцию, сделать ее более доступной широким массам покупателей.
Так, например, Пежо 308 с панорамной крышей имеет именно такую схему работы шторки, однако это нисколько не влияет на популярности решения в среде автолюбителей. Опель Астра с панорамной крышей также может «похвастать» ручным управлением шторкой. По сути, недостаток в данной схеме заключается лишь в том, что автомобилисту приходится тянуться к рукоятке и предпринимать дополнительные манипуляции по сдвиганию шторки.
Машины с панорамной крышей более дорогих моделей имеют, как правило, электрический привод управления шторкой. Такой вариант гораздо более удобен в виду того, что для открытия «вида на небо» владельцу требуется лишь нажать соответствующую клавишу на приборной панели. Все остальное автоматика выполнит за него. Недостатком такой панорамной крыши является только более сложная конструкция с системой электроприводов и большая громоздкость рамы.
Здесь важно отметить тот факт, что панорамная крыша обладает одним недостатком, существенность которого для каждого автомобилиста сугубо индивидуальна. Салон автомобиля с панорамной крышей ощутимо теряет в пространстве за счет конструкции опционального элемента, который «съедает» немалый запас пространства над головами пассажиров машины.
Видео — как обслужить (смазать) панорамную крышу W211:
Конечно, для водителей и пассажиров невысокого роста подобный недостаток не имеет существенного значения. Тем более, что машина с панорамной крышей зрительно внутри воспринимается более просторной за счет большого количества проникающего света. Однако для экипажа, отличающегося высоким ростом, уменьшение пространства над головой может доставить серьезный дискомфорт.
Для примера, упомянутый выше Пежо 308 с панорамной крышей «теряет» сантиметра четыре внутреннего пространства в сравнение с обычным хэтчбеком. Однако, учитывая большую высоту салона и несколько сходную с минивэном внутреннюю компоновку, данное сокращение не наносит существенного вреда.
А вот та же Опель Астра с панорамной крышей для водителя с высоким ростом под 190 сантиметров уже может показаться достаточно тесноватой в области головы. Наличие крыши с электроприводом еще сильнее скрадывает внутреннее пространство, и об этом не следует забывать при покупке.
Наилучшим вариантом будет заранее посидеть в выбранном автомобиле либо проехаться на нем в ходе тест-драйва. Причем нужно изыскать возможность проводить «тактильный» тест не просто в машине соответствующей модели, а именно в автомобиле с панорамной крышей.
[adsp-pro-2]
Ну а если рост владельца высок, стоит заранее обращать внимание на модели, которые имеют достаточную высоту. Сделать это не трудно, заранее изучив спецификации выбранной модели. К слову, именно по этой причине большое количество низких автомобилей спортивной направленности не предлагают панорамную крышу даже в списке опций.
Впрочем, данная причина отказа от панорамной крыши на авто такой направленности не единственная. Спортивный автомобиль имеет большие требования в отношении жесткости кузова на кручение, а установленная панорамная крыша способна снизить данный параметр.
Скажем, «гражданский» хэтчбек А-класса от Мерседес и выполненное на его базе «четырехдверное» купе CLA оснащаются за доплату панорамной крышей в целом ряде комплектаций за исключением лишь базовой. Однако такую опцию нельзя заказать для более мощного и «статусного» другого немецкого «четырехдверного купе» — Audi A5 Sportback, владелец которого может довольствоваться только стандартным люком в крыше.
Связано это, опять-таки, с тем, что последний автомобиль оснащается гораздо более мощными силовыми агрегатами и позиционируется производителем как спортивный. Впрочем, это вовсе не означает, что владельцам дорогих машин «заказаны» радости поездок в автомобиле с панорамной крышей. В частности, данной опцией оснащается целый ряд машин представительского класса, да и основоположником распространения панорамных крыш во многом стали именно авто класса «люкс». Комфорт и удобство пассажиров в таких моделях гораздо выше спортивности.
Таким образом, панорамная крыша на авто сегодня превратилась во вполне обыденное явление. Однако при покупке такого автомобиля не следует забывать о чисто российских проблемах, которые могут добавляться к обычным особенностям эксплуатации.
Во-первых, немало хлопот владельцам машин с панорамной крышей доставляет вездесущая грязь в межсезонье. Согласитесь, мало приятного лицезреть при езде грязные пятна, разводы и потеки от омывающей жидкости вместо голубого неба. Кроме того, реагенты, которыми активно «сдабривают» наши дороги, не лучшим образом влияют на элементы рамы панорамной крыши.
Именно по этой причине не стоит устанавливать панорамную крышу на авто в сервисе. Это может окончится испорченной конструкцией либо активным ее протеканием, не говоря уже негативном влиянии на силовую структуру кузова. Панорамная крыша должна быть установлена на автомобиль только в заводских условиях.
При покупке автомобиля с панорамной крышей нужно помнить и еще об одном значимом аспекте – условиях эксплуатации. Хотя производители заявляют о том, что крыши прошли все возможные испытания и тесты, не желательно приобретать опцию при использовании машины на Севере либо при постоянной езде по плохим дорогам.
В первом случае, воздействие низких температур и их перепады негативно могут сказаться как на механизмах, так и на свойствах самой стеклянной панели, а во втором повышенные вибрации вкупе с повышенной массой такой крыши могут спровоцировать появление усталостных деформаций в местах сопряжения кузова и рамы панорамной крыши.
В остальном же данное решение оказывается весьма интересным предложением, которое вполне можно рассмотреть при покупке нового автомобиля.
Как производится ремонт нитей обогрева заднего стекла и какие при этом есть нюансы.
Как можно проверить датчик парковки на работоспособность.
Какой принцип работы https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistemy-aktivnoj-bezopasnosti/ebd.html электронной системы распределения тормозных усилий EBD.
Видео — что можно попробовать сделать, если панорамная крыша не закрывается:
Честно говоря, я считаю такие панорамные окна просто блажью. Никакого комфорта они не предоставляют, да и особого проветривания тоже нет. Может в странах с жарким климатом такое приспособление и сгодиться, но не у нас. А особенно нервирует молодежь, которая высовывается в эти окна и орет всякую чепуху.
Для меня панорамная крыша до сих пор является экзотикой из голливудских фильмов и бесполезным наворотом. Никакой практической стороны в использовании ее не вижу. Прохладно в автомобиле может быть и при использовании кондиционера. Так, что это больше для молодежи и стоит не так уж дешево, если выполнена качественно.
Разумеется, это хорошо, что автопроизводитель уделяет должное внимание безопасности такой крыши, создает электрический привод управления шторкой, распределяет силовую нагрузку на кузов авто в случае деформации. Ведь если вспомнить машины с люками, то толку большого от них не было. Мне такой люк только мешал — не было у него шторки, поэтому во время движения гроза, дождь, град, да и грязь, листья и прочее только отвлекали. А с такой крышей я бы желала иметь авто, возможно в скором времени они станут более доступны для водителей.
Когда мы выбирали машину, у нас был вариант Пежо с панорамной крышей. Мне этот автомобиль очень понравился. И крыша смотрелась замечательно. Но пришлось от него отказаться по техническим причинам. Впринципе, острой необходимости в этом элементе я не вижу. Это скорее блажь, чем что-то нужное для езды.
Дело вкуса, на мой взгляд. Что-то не припомню стремления у своих пассажиров во время поездки обозревать небо. Или их жалобы на неимоверную духоту летом, при включенном кондиционере.
Не понимаю людей которые пишут что это блажь и изыск что без нее можно обойтись, ну и какого Х… вы на иномарках ездите, купите жигули это тоже авто и как раз без изысков, и таких примеров можно привести миллион, так и скажите «купил бы но нет денег» или «я жлоб по этому не куплю» и тд
Лично мне панорамная крыша не нравится. В рекламе это смотрится классно, особенно когда небо звездное, но на практике все наоборот. Непрозрачная крыша добавляет комфорт и уют.
У меня авто с панорамной крышей. Это просто класс! Уже почти год езжу на нем, но восторг от панорамы так и не проходит ) В машине светло, просторно, панорамная крыша дает ощущение премиальности автомобилю, пассажиры, впервые попавшие в машину, невольно смотрят только в потолок ) Очень нравится ездить с панорамой в дождь. В общем, чтобы оценить что такое панорамная крыша, нужно немного поездить в таком авто, а не в автосалоне в выставочном авто посидеть.
Поддерживаю Евгения на все 100 ! Завтра беру Кашачка с панорамой, и предвкушаю свой восторг… Хотя по возрасту являюсь тетенькой даже уже не второй, а, наверное, третьей молодости — это к комменту относительно молодежи, для которой этот наворот адресован. Разумеется, своим детям и внукам не разрешу вылезать «на крышу», чтобы прокричать чушь. Прозрачная крыша — это просто красиво !