Термин «фединг тормозов» вошел в нашу лексику с 30-х годов ХХ века. Для основной массы автолюбителей он звучит загадочно, а инженерам фединг тормозов знаком хорошо.
В начале ХХ века автомобильные тормоза затормаживали только задние колеса. Авто тех времен ездили со скоростью не более 60 км/час, да и весили всего до 1000 кг, поэтому такой принцип торможения был достаточен. Но мир не стоял на месте – машины стали тяжелее, а скорости выросли и появился эффект «нагрева» тормозов. При этом водитель с силой нажимал на тормозную педаль, а замедление автомобиля было слабым. Такое опасное снижение эффективности тормозов при их «перегреве» называется ФЕДИНГОМ.
Для борьбы с ним некоторые автоинженеры попробовали использовать воду. Она подавалась на наружные поверхности тормозов и охлаждала их за счет испарения. От такого способа быстро отказались из-за громоздкости и необходимости возить с собой запас воды.
Вопрос «материи»
Температура начала проявления фединга сильно зависит от материала тормозных накладок. Первые тормозные х/б ремни с пропиткой смолами хорошо тормозили только до температуры нагрева всего в 250оС. Далее стали применять асбестовые ткани с вплетением в нее латунных нитей, из-за которых тормоза неприятно «визжали». Поэтому накладки стали не плести, а формовать и добились термостойкости тормозов до 400оС. Но при истирании накладок образуется канцерогенная асбестовая пыль – поэтому по требованиям экологов асбестовые накладки вне закона в большинстве цивилизованных стран.
Пришло время синтетических материалов, которые вначале были применены на спортивных автомобилях. У них тормоза работают в очень тяжелых условиях и очень сильно нагреваются. Жаростойкий материал углепластик довел границу начала фединга до 1000оС, правда он очень дорогой.
Силовые приемы
Когда нагрев тормозов приближается к проявлению фединга, водитель автомобиля чисто инстинктивно старается еще сильнее давить на педаль. Но возможности человеческого организма весьма ограничены и сильнее сжать трущиеся детали тормозов не удается.
В 20-е годы ХХ века появились усилители тормозов, использовавшие разрежение во впускной системе двигателя. На тяжелых грузовиках и больших автобусах начали применять пневмопривод тормозов. С 30-х годов легковые автомобили получили гидравлические тормоза с вакуумным усилителем.
Достоинство гидропривода – очень быстрое и правильное распределение усилия торможения между всеми колесами, а вакуумный усилитель имеет компактные размеры.
Для тяжелых дизельных тягачей стали применять как дополнительный замедлитель – горный тормоз. При его включении, особая заслонка перекрывает выпускной тракт двигателя. Дизель как бы «придушивается» и притормаживает тягач за счет высокого давления в цилиндрах.
Бей барабаны
Тормозной барабан не очень эффективно рассеивает тепло, так как тормозные накладки находятся в замкнутом пространстве. Горячий воздух может отводиться только через периферию тормозного барабана. Поэтому размеры его приходится сильно увеличивать и делать на наружной поверхности барабана развитые ребра для улучшения вентиляции внутреннего пространства.
Диск
Но наиболее хорошо охлаждаемым тормозным механизмом оказался дисковый тормоз. Он представляет собой диск, зажимаемый с двух сторон колодками. Для увеличения поверхности охлаждения в диске делают много отверстий. Таким тормозом сегодня оснащено большинство автомобилей мира.
Впервые дисковые тормоза применила на своих гоночных авто в 1952 году фирма «Jaguar».
Резюме: на сегодняшний день температурная зона возникновения фединга значительно сдвинута в сторону повышенных температур. Но автомобильная наука движется вперед и инженеры продолжают поиски повышения температурной стойкости автомобильных тормозов.
Что означает ошибка U1900 Форд Фокус и как от неё избавиться.
В каких случаях и как может проявляться вибрация автомобиля при движении на определенной скорости.
Какие полноприводные минивэны https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/miniveny/polnoprivodnye.html очень популярны у наших автолюбителей.
Эта информация будет полезна как профессиональным водителям, так и новичкам так как речь идет об автомобильных тормозах то тут надо быть максимально внимательным, ведь большинство аварий происходит из за неисправностей тормозов.
У меня хоть и солидный стаж, но про фединг тормозов я узнала впервые и еще раз убедилась, как важно следить за тормозной системой. Но я доверяю профессионалам!
Хорошо, что технологии в данной сфере не стоят на месте и каждый раз инженеры придумывают, что то новое, более эффективное средство.
Тормоза это важнейший элемент в машине. Не даром это один из элементов, который проверяют на тех осмотре в первую очередь. Это и понятно, ведь от них напрямую зависит жизнь людей.
Хм.. Интересно! 25 лет езжу за рулем. Думал знаю все. А оказалось нет. Таких подробностей о тормозной системе не знал. Наверно, более всего подобные технологии развиваются благодаря гоночным автомобилям!? Читал, что на некоторые делают тормоза компании по производству самолетов. Например, на Бугатти Верун.
Ну я могу сказать, что если вы соблюдаете скоростные ограничения и катаетесь на иномарке, то вам этот материал ничего не даст. Это понятие нужно знать тем, кто любит погонять. В обычной жизни перегреть тормоза — почти нереально.
В обычной жизни, перегреть тормоза реально! Съездите хотя бы из Кисловодска в Джилы Су — там даже плакаты вдоль дорог стоят: «Водитель, береги тормоза, используй торможение двигателем»! Полезная статья!