Как выполнить ремонт радиаторов охлаждения автомобилей из разных материалов

Типичные неисправности радиаторов охлаждения автомобилей

От исправной работы радиаторов охлаждения зависит и работа двигателя автомобиля, поэтому следует своевременно проводить ремонт радиатора в случае выявления его неисправности.

радиатор охлаждения автомобиля

Наиболее часто встречающиеся, даже скорее типичные, неисправности радиаторов охлаждения автомобиля:

  •  нарушение герметичности трубок, проводящих охлаждающую жидкость к бачкам радиатора;
  • образование трещин в районе подводящих и отводящих трубок радиаторов;
  • образование трещин и пробоин в результате механических повреждений, в том числе аварии, а также в случае усталости, коррозии и т.д;
  • нарушение герметичности резиновых уплотнителей (для радиаторов, выполненных из различных материалов);
  • плохое охлаждение жидкости, вследствие засорения проводящих трубок.

Видео наглядно показывает принцип работы системы охлаждения автомобиля:

Как выявить неисправность работы радиатора охлаждения

Течь радиатора, либо соединяющих его с двигателем патрубков, выявляется достаточно просто при осмотре места стоянки.

Гораздо сложнее определить неисправность радиатора, если утечек охлаждающей жидкости не наблюдается, но температура ОЖ во время движения (а чаще в пробках) ненормально быстро растет, достигая критической отметки.

Причин тому две — недостаточный уровень антифириза или неэффективная работа радиатора.

В первом случае утечка ОЖ могла случиться во время движения из-за нарушения герметичности системы охлаждения, либо при несвоевременном обслуживании (доливке) системы охлаждения.

Вариант с повреждением герметичности легко обнаруживается при визуальном осмотре — даже в очень жаркую погоду под капотом останутся следы вытекшего тосола или антифриза.

А вот неэффективную работу самого радиатора определить более сложно, поскольку наряду с радиатором, на плохую работу системы охлаждения влияет и термостат и вентилятор (электрический, механический, вискомуфта и т.д).

И если неисправность работы вентилятора легко определяется при внешнем осмотре, то нормальную работу термостата определить можно только проведя тест.

Для того, чтобы убедиться в том, что виновником перегрева двигателя стал именно радиатор, а точнее его система трубок (именно они охлаждают жидкость набегающим потоком воздуха), необходимо «исключить из подозреваемых» термостат. Для этого:

  • уровень охлаждающей жидкости должен быть в норме;
  • двигатель заводится «на холодную»;
  • по мере прогрева, температура подающего в радиатор патрубка будет немного повышаться, причем теплая часть патрубка не будет доходить до радиатора;
  • до температуры открытия термостата (от 78 до 95 градусов в зависимости от модели автомобиля), отводящий от радиатора патрубок, при исправном термостате, всегда будет холодным.

В случае, если по мере достижения температуры нормальной или чуть выше рабочей, нижний патрубок начинает теплеть, это указывает на исправность термостата, а причиной плохого охлаждения является радиатор. В случае же, если нижний патрубок остается холодным — причина перегрева в неработающем термостате.

Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей

Стоит сразу отметить, что ремонт радиатора охлаждения автомобиля — достаточно сложная и ответственная задача, осложняющаяся еще и тем, что большая часть радиаторов, устанавливаемых на заводе, изготовлена из алюминиевых сплавов, плохо поддающихся ремонту в домашних условиях.

Более простыми в этом отношении являются радиаторы, изготовленные из латуни.

Из латуни

Трещины, разрывы или пробоины латунного радиатора устраняются при помощи пайки, как наиболее надежного и проверенного средства ремонта.

Для пайки латунного радиатора понадобится:

  • мощный паяльник (возможно использование электрического, мощностью не менее 500Вт);
  • флюс, бура или паяльная кислота (хлористый цинк);
  • припой;
  • шкурка, металлическая щетка.

Снятый с автомобиля радиатор очищается от грязи и пыли, после чего приступают к осмотру места повреждения.

При небольших трещинах или отверстиях, например, на бачках радиатора, поврежденное место сначала зачищается при помощи щетки.

Далее, для того, чтобы удалить слой окислов, появившихся на поверхности в процессе эксплуатации, а также обеспечить хорошее сцепление припоя и поверхности металла, место пайки зашкуривается до появления однородного металлического блеска.

Далее, на латунную поверхность наносится паяльная кислота, бура или флюс, после чего хорошо разогретым паяльником припой распределяется (растекается) равномерно по поврежденному месту.

Необходимо отметить, что поврежденное место должно находиться достаточно далеко от заводских паяных швов, поскольку в результате нагрева паяльником, из-за высокой проводимости латуни, они, в свою очередь могут «поплыть».

Если же поврежденное место находится вблизи таких швов, то стоит либо обеспокоиться их охлаждением (что весьма затруднительно), либо использовать альтернативные методы ремонта, применяемые для устранения неисправностей алюминиевых радиаторов.



 

Из алюминия и сплавов

Поскольку пайка алюминиевых деталей недоступна в домашних условиях (не говоря уже о сварке, как наиболее качественном способе ремонта алюминиевых радиаторов), для ремонта поврежденного алюминиевого радиатора можно использовать различные клеи и герметики.

Подготовка поврежденного места алюминиевого радиатора ничем не отличается от подготовки латунного для пайки. А вот на выборе клеев и герметиков остановимся подробнее.

Небольшие трещины, свищи и пробоины до 1 см можно заделать, используя так называемую «холодную сварку». Выпускается она в виде небольших брусков и состоит из двух компонентов, включающих в себя саму клеевую основу и катализатор. То есть, используется тот же принцип как и в эпоксидных и полиэфирных клеях.

Перед использованием «холодной сварки» ее компоненты тщательно разминаются в однородную массу, затем ей придется коническая форма, которая своим острым углом вдавливается в поврежденное место.

При таком способе, небольшая часть «холодной сварки» попадает внутрь поврежденной области, обеспечивая более качественный ремонт.

Для заделки трещин у основания входных или выходных трубок, а также трубок решетки радиатора, лучше использовать эпоксидный клей или его производные. Наибольший эффект достигается при введении в приготовленный клей некоторой части (не более 15%) наполнителя, в виде алюминиевой пудры.

Зачищенное и обезжиренное место обмазывается приготовленным клеем, после чего, для увеличения жесткости, его можно обмотать несколькими слоями тонкой стеклоткани, пропитанной клеем.

Сушка любого эпоксидного клея занимает 24 часа, затем можно приступать к эксплуатации.

Кстати, большие пробоины радиатора можно также заделать при помощи эпоксидного клея и стеклоткани.

Для проведения такого ремонта, требуется несколько, увеличивающихся по размеру друг относительно друга кусков стеклоткани — сначала наклеивается наименьший, а следом еще несколько слоев по возрастающей, с промежуточной сушкой каждого слоя.

В случае, если радиатор имеет повреждение в пластмассовом бачке, а такой тип радиаторов достаточно широко распространен, то для заделки трещин можно использовать как и вышеописанный способ с помощью клея, так и пайку пластмассы.

Единственным условием является в таком случае применение пластмассы, аналогичной используемой в конструкции радиатора. Сам процесс идентичен пайке металлических деталей.

Напоследок несколько слов о том, как в дороге отремонтировать «побежавший»радиатор, а также какие меры необходимо предпринимать для исправной работы радиатора.

В случае, если повреждены несколько трубок радиатора, их можно заглушить без относительного ущерба для радиатора. Поврежденные трубки перекусываются пассатижами или подходящим инструментом на небольшом расстоянии от места течи, после чего, используя круглогубцы часть трубки заворачивается и расплющивается — трубка глушится.

Таким образом можно заглушить до 10% трубок без относительного ущерба для системы охлаждения — по крайней мере можно вполне спокойно доехать до дома или места стоянки и ремонта.

Также, для устранения относительно небольшой течи радиатора в пути, можно воспользоваться различными «внутренними» герметиками. Заливаются (засыпаются) они прямо внутрь радиатора и (при хорошем качестве) могут остановить даже вполне приличную течь. Минусом их применения является то, что большинство такого типа герметиков забивают изнутри трубки, имеющей малый диаметр.

Видео — пример такого герметика:

Правила эксплуатации автомобиля для долгой и исправной работы радиатора охлаждения

Для того, чтобы радиатор охлаждения автомобиля служил долго, стоит придерживаться всего нескольких простых правил:

  • радиатор автомобиля должен быть хорошо закреплен на своих штатных, предусмотренных конструкцией, местах;
  • при истечении срока годности, антифриз необходимо менять, поскольку со временем от теряет свои свойства, особенно в части антикоррозионных добавок;
  • периодически чистить внешнюю поверхность радиатора, продувать или промывать соты, используя чистящие средства автохимии.

Советуем прочитать как выбирать парктроник для своего автомобиля.
 
А эта статья рассказывает про иммобилайзеры. Нужен он вам или нет — решайте сами.
 
Что такое система EPS в автомобиле — https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistema-eps.html

Видео — как отремонтировать патрубок радиатора при помощи концевика от сигналки:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


12 комментариев к “Как выполнить ремонт радиаторов охлаждения автомобилей из разных материалов”

  1. У меня машина с радиатором из алюминиевых сплавов и недавно пришлось ехать в автомастерскую на починку. А мысль о том что течь можно было заделать самостоятельно мне как то и не пришла в голову.

  2. Сейчас уже не советский союз, дефицита запчастей нету, поэтому думаю, если делаете для себя, можно не заморачиваться ремонтом, покупать новый и спать спокойно. При цене 1200-1500 руб на лады и 5-6 тыс. на иномарку это не такие уж большие деньги.

  3. Подробная статья с неплохим видео! Спасибо.

  4. Что касается эпоксидных клеев типа «холодной сварки», то для регионов с холодной зимой они не годятся. При таком перепаде температур — от +130 до -30 смесь просто отваливается.
    При небольшой течи можно воспользоваться герметиком, который заливается прямо в радиатор. . Выбирайте тот, который не нужно потом будет сливать из системы, типа «хай-гира». ну и всё делайте по инструкции. Главное -чтобы не было воздушных пробок в системе.

  5. Во времена СССР были проблемы и с новыми радиаторами и с их ремонтом (особенно качественный припой).
    В настоящий момент, если потек в пути, то поможет герметик (у меня он всегда с собой).
    А так лучше заменить на новый и все дела.

  6. После всего сказанного хочу добавить. Различные жидкие герметики, холодные сварки, эпоксидные клей и тому подобное — это все средства для быстрого ремонта. Этим ремонтом можно воспользоваться чтобы доехать до гаража или СТО. Потек радиатор, не экспериментируйте, замените на новый!

  7. Я водитель с 30 стажем.
    Хорошо запомнились те времена. когда механик с хорошими связями был на вес золота.
    И тогда проблема с радиаторами стояла особо остро.
    При езде по тем дорогам радиатора хватало ну максимум на год.
    Летом если радиатор немного потек, то его и не ремонтировали, ездили до зимы на воде.
    Достать олово да еще и кислоту(доставали ее в школе у химички) было делом очень хлопотным.
    Небольшую течь в дороге устраняли, добавлением в радиатор простого горчичного порошка.
    Сейчас в магазинах можно купить радиатор на любой автомобиль.
    Я думаю не стоит заниматься их ремонтом (обойдется он не намного дешевле нового радиатора).
    Конечно в автомобиле должен быть герметик, дай, что в дороге случиться.

  8. Теорию конечно необходимо знать, но честно, могу сказать на своем личном опыте — бросайте заниматься «самолечением». Найдите хорошего спеца по машинам, доверьте ему вашу лошадку и наслаждайтесь результатом (дешевле выйдет и по деньгам, и по затрат времени наряду с нервами).

  9. Не знал, что антифриз имеет срок годности и что от этого зависит срок службы радиатора. Надо будет заменить в ближайшее время

  10. Радиатор портится на наших дорогах не только от пыли и грязи, но и от большого количества камней, летящих из под колес впереди идущих автомобилей. Столкнулся с такой проблемой: автомобилю всего лишь год, а радиатор уже разбит. Решение простое: можно купить мелкую сетку и вырезать под проемы в бампере. Снять бампер и изнутри закрепить сетку. Камни будут разбивать сетку, но радиатор останется целым.

  11. Не вижу смысла в каких-либо ремонтах радиаторов, исключение медные, но их сейчас почти нет. Цена алюминиевых низкая, проще заменить, чем ремонтировать.

  12. Сейчас с таким курсом доллара алюминевые радиаторы нифига не дешовые )) ниссанс на мою стоит 12тр — так что еще подумаешь )) ремонт или новый

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).