Очень часто водители и пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда машина «бьет током». Наиболее часто это происходит при выходе из автомобиля. Причем, сила поражения током часто выходит за границы обычного пощипывания.
Для людей с кардиологическими заболеваниями даже небольшое поражение электрическим током может привести к фибрилляции сердечной мышцы, вызвать обострение заболевания.
Возможные причины возникновения напряжения на кузове автомобиля
Напряжение между двумя точками есть разность потенциалов. В случае с автомобилем, ситуация, при которой машина бьет током, наблюдается, когда человек одновременно соприкасается различными частями тела, одежды или обуви к кузовным деталям автомобиля и потенциалу земли.
Такое воздействие особо ощутимо в сырых климатических условиях, так как в этом случае проводимость материалов увеличивается. В городских условиях в зимний период этому также способствует наличие солевых примесей в средствах для обработки дорог.
Основной источник повышенной разности потенциалов – автомобиль. Не будем рассматривать ситуацию удара молнией, это больше относится к климатическим явлениям.
Для того, чтобы человеческий организм почувствовал наличие повышенной разности потенциалов обычно достаточно напряжение нескольких десятков вольт, тока от 10 миллиампер. В практике мероприятий по охране труда опасным считается напряжение свыше 40 Вольт, смертельным – ток более 100 миллиампер. На самом деле, эти две величины связаны законом Ома.
Ток равен напряжению, деленному на сопротивление: I=U/R
Сопротивление человека зависит от многих факторов:
- состояние психической системы, момента эмоционального возбуждения (в этих случаях уменьшается);
- уровню потливости тела;
- местом, между которым приложена разность потенциалов;
- употреблением алкогольных напитков (также уменьшается).
Расчетное значение электрического сопротивления человека в обычном состоянии около 100 килоОм. При наличии всех вышеперечисленных усугубляющих факторов оно уменьшается до 1000 Ом. В этом случае напряжение 40 Вольт может вызвать ток 40 миллиампер, а это уже опасно для организма.
Именно поэтому напряжение бортовой сети легковых автомобилей выбрано 12 Вольт, грузовых – 24 Вольта. В электромобилях напряжение силового аккумулятора значительно выше, он имеет особые средства защиты.
Рассмотрим ситуации, которые могут привести к наличию на элементах кузова и салона автомобиля повышенных напряжений.
1. Электростатические напряжения
Наиболее частая причина того, что машина бьет током. Электростатическое напряжение образуется в результате трения диэлектрических элементов различной структуры. Из курса физики мы помним опыты, когда эбонитовая палочка электризовалась при трении ее о шелк, пластмассовая расческа – о волосы.
Салон автомобиля напичкан различными материалами: пластмассовые панели, покрытие пола, обивка, покрытие кресел и другие. В результате трения могут возникнуть приличные разности потенциалов.
Напрямую нанести большой вред организму электростатические напряжения не могут, так как величина тока мала. Однако ученые установили, что они увеличивают возбужденность организма, напрягают нервную систему, приводят к ослаблению внимания.
Электростатические напряжения образуются и при трении одежды водителя и пассажиров о сидения и пластиковые элементы салона. С этой точки зрения одежда из натуральных материалов более безопасна.
Видео — почему машина бьет током при выходе из машины и как бороться с этим явлением:
Трение колес об асфальт также может привести к увеличению электростатического потенциала кузова автомобиля. Есть исследования, которые доказали, что электростатическое напряжение образуется на кузове машины даже в момент стоянки за счет движения потоков воздуха, взаимодействующих с кузовом.
Во время движения автомобиля скорость воздушных потоков больше, электризация выше, поэтому в момент выхода из машины водитель ощущает наиболее сильный разряд.
2. Пробой высоковольтных проводов и катушек зажигания бензиновых двигателей
С точки зрения нанесения вреда человеческому организму эта проблема более серьезная. Имелись смертельные случаи, особенно, когда человек пользовался кардиостимуляторами.
Импульсы напряжений на высоковольтных проводах, катушках зажигания достигают 15 килоВольт и более. Многие автомобилисты не понаслышке знают, насколько силен высоковольтный разряд. В большинстве случаев страшен не сам поражающий импульс, а момент кратковременной потери равновесия, самообладания, сознания, который может привести к падению и ударам.
3. Искрение
Само искрение в чистом виде не вызывает повышенных напряжений, если в цепь не включена индуктивность. Даже обмотка реле при размыкании тока за счет явлений самоиндукции может вызвать повышенное в несколько десятков раз напряжение на контактах.
4. Дополнительные устройства
Наиболее опасными являются нештатные преобразователи напряжения для бытовых приборов, рассчитанных на питание 220 Вольт. Зарядные устройства инверторного типа также имеют внутренние напряжения в несколько сотен вольт.
Наряду с болевыми явлениями электрическая искра является опасным фактором воспламенения паров бензина, воздушно-газовой смеси. Поэтому при наличии таких ситуаций следует исследовать их причины, принять меры по их устранению.
Меры защиты от вредных электрических явлений
К основным мерам защиты относятся:
- электростатические заземлители;
- индивидуальные средства защиты;
- изоляция;
- регламентные работы.
Электростатические заземлители представляют токопроводящие полосы прорезиненного материала, закрепляемого к кузовным деталям. Полоса имеет длину, которая позволяет соприкасаться с землей, тем самым отводя электрический заряд.
Некоторые кузовщики небезосновательно полагают, что традиционное заземление минусового электрического потенциала кузова вызывает дополнительную коррозию за счет постоянного эффекта электролиза.
Не будем вдаваться в подробности, но более полезно для автомобиля с этой точки зрения заземление положительного потенциала, то есть от плюсовой клеммы аккумулятора. В этом случае укладывать прорезиненный токопроводящую полосу следует от плюса АКБ. Тем более, что для электростатической утечки это несущественно.
В качестве индивидуальных средств защиты можно предложить обычные перчатки, специальные антистатические аэрозоли, резиновые коврики, индивидуальный подбор одежды и покрытия кресел.
Некоторые виды шумоизоляционных материалов обладают антистатическими свойствами. Они имеют покрытия из фольгированных материалов, значительно уменьшающих статические заряды.
Регламентные работы, связанные с устранением вредных электрических явлений:
- чистка салона от пыли;
- увлажнение салона спецсредствами;
- периодическая очистка высоковольтных проводов, проверка качества изоляции проводов и катушек зажигания;
- в темное время суток при отключенных осветительных приборах проверка отсутствия искрений при заведенном двигателе под капотом.
Помните, ситуацию, когда машина бьет током, следует немедленно устранять. От этого зависит не только комфортность езды, но и ваша безопасность.
Каковы допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом согласно ПДД.
Как завести машину с автозапуска на примере сигнализации Старлайн.
Как настроить модулятор в машине https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/aksessuary-i-gadzhety-dlya-avto/fm-transmitter.html чтобы не шипел звук.
Видео — что делать, если машина бьет током при выходе:
Купила куртку. Как её надеваю, получаю приличный удар током от машины. Ездила даже на СТО, проблем с машиной нет. Мастера посмеялись, сказали куртку сдай где купила
Очень неприятная ситуация, когда твоя родная машина бьет тебя током. Такие случаи в моей практике были не раз. Приходилось покопаться в проводке. Один раз это было нарушение изоляции насвечника, а в большинстве случаев электростатика от трения одежды и сиденья и др.
В основном проблема этих случаем кроется именно в проводке, если автомобиль отечественный, поэтому необходимо или на СТО гнать автомобиль, или привыкнуть к этому)
У меня такое явление возникает постоянно, когда надеваю спортивные штаны или осеннюю куртку из такого же материала. Трение о велюровое сиденье вызывает накопление статического электричества. Приспособился, чтобы смягчить ощущение от удара током, действовать следующим образом: сначала открыть дверь полностью, взять в руку ключ зажигания, выйти из машины и прикоснуться к кузову остриём ключа. Когда искра проскакивает из ключа, а не из вашего пальца, это намного менее болезненно. ))
Жена ездит на Матизе и у нее такая проблема постоянно, вернее бьет только пассажиров. Водителя вроде как ни разу не била, по крайней мере меня, когда я ездил.
Довольно-таки неприятное ощущение испытываешь при ударах электрическим током, выходя из машины. И вдвойне неприятно, когда жалобы на электрику поступают от пассажиров. Чтобы избавиться от этой напасти постелил в салоне резиновые коврики, а к заднему бамперу прикрепил прорезиненную полосу для заземления кузова, которая постоянно касается земли. Помогает. Только полосу надо иметь про запас, так как изнашивается быстро или просто можно ее оборвать, где-то неудачно наехав.
Ситуация неприятная. Столкнулся с ней после покупки первой машины. Купил летом и до первых холодов не знал ударов током. После похолодания пошла в ход синтетическая теплая одежда и началось. Каждый раз при выходе из машины ловил заряд бодрости. Грешил на электронику, думал где-то коротит на кузов. Позже купил резиновую полоску для заземления и забыл о проблеме.