FM-трансмиттер или модулятор FM (частотная модуляция — Frequency modulation), — дополнительное устройство автомобиля, предназначенное для воспроизведения цифровых аудиофайлов, записанных на флэш-носитель, с помощью автомобильного FM-радиоприемника.
Устройство было очень распространено лет десять-пятнадцать назад, когда не все автомагнитолы оснащались USB-входами. После подключения дополнительного FM-трансмиттера, магнитола приобретала очень полезную опцию – возможность воспроизведения цифровых аудиофайлов. В большинстве случаев это удобнее, чем воспроизведение с CD-дисков.
Современные FM-трансмиттерные устройства дополнены функциями сопряжения со смартфонами. Таким образом, если ваш автомобиль укомплектован штатной магнитолой старого образца, не позволяющей производить чтение аудиоинформации со смартфонов, других цифровых носителей, можно, не прибегая к большим затратам, существенно расширить функциональные возможности аудиоситемы с помощью FM-трансмиттера.
Устройство и принцип работы автомобильного FM-трансмиттера
FM-трансмиттер обычно выполнен в виде отдельного электронного блока с разъемом для подключения в разъем автоприкуривателя. Для удобства регулировки местоположения органов контроля и управления FM-трансмиттера, электронный блок часто закрепляют на подвижные шарниры разъема. Некоторые модели трансмиттеров имеют пульт дистанционного управления.
В качестве источника информации трансмиттеры могут использовать USB-flesh-накопитель или память SD (microCD). Новые модели FM-трансмиттеров имеют интерфейс для подключения смартфонов.
При покупке FM-трансмиттера следует обращать внимание на системные требования к файловой системе и объему максимальной памяти USB-носителя. Если требования будут «не более 1 ГБ, система FAT16», то информация на USB-носителе емкостью 2ГБ или форматированного в FAT32 читаться не будет.
Цифровая часть трансмиттера считывает аудиофайлы флэш-устройства или смартфона (в форматах WAV/WMA/MP3/FLAC и других в соответствии с параметрами, указанными в технических характеристиках), переводит из цифры в аналоговый (непрерывный) сигнал, который поступает на частотный модулятор (FM).
Маломощный FM-модулятор переносит сигнал на несущую частоту радиосигнала в диапазоне FM. Эта несущая частота не должна совпадать с частотой радиовещания общественных и специальных радиостанций, иначе будет наблюдаться наложение радиоволн.
FM-радиоприемник, установленный в автомобиле, настраивается на несущую частоту трансмиттера. Он воспроизводит цифровые аудиофайлы в последовательности, задаваемой системой управления FM-трансмиттера.
Виды автомобильных FM-трансмиттеров и какой лучше выбирать
Условно автомобильные FM-трансмиттеры можно классифицировать на три категории:
1. Простые с небольшим функционалом и черно-белым дисплеем
Они имеют невысокую стоимость, минимальное количество органов управления и функций. Предназначаются для совместной работы с недорогими аудиокомплексами автомобилей. Обеспечивают среднее качество воспроизведения.
Такие FM-трансмиттеры низшей ценовой категории поддерживают флэш-память небольшой емкости. Во многих случаях не позволяют полноценно сканировать весь плейлист. Аудиофайлы для воспроизведения таким трансмиттером желательно записывать в корневой каталог. Не имеют собственной памяти.
Например, FM-трансмиттер Ritmix FMT-A705 стоимостью около 400 рублей имеет пульт дистанционного управления, встроенный дисплей, может воспроизводить MP3 аудиофайлы с SD-носителей, радиус действия – 5 метров.
2. Средней ценовой категории
Обычно оснащаются цветными дисплеями, которые способны отображать фотографии и другую графическую информацию с носителей. Обладают расширенным функционалом, возможностью чтения информации со сложной иерархией файловой системы на носителях большого объема. Имеют встроенную память, которая значительно увеличивает скорость обработки информации, позволяет воспроизводить аудиофайлы в различных форматах.
Например, FM-трансмиттер Ritmix FMT-A765 с цветным дисплеем стоимостью около 600 рублей проигрывает MP3 и WMA файлы, комплектуется аудиокабелем для подключения к разъемам телефона и других медиапроигрывателей 3,5мм/3,5мм, поддерживает слоты памяти SD до 16 Гб, комплектуется пультом дистанционного управления.
3. ФМ-трансмиттеры для авто с Блютуз
Особенностью этих устройств является возможность сопряжения со смартфонами по беспроводному каналу. С помощью таких трансмиттеров можно организовать громкую связь при разговоре по телефону.
FM-трансмиттеры с Bluetooth имеют расширенные функциональные возможности.
Например, автомобильный FM-модулятор Jet.A JA-16 со встроенной памятью 2Gb, линейным входом-выходом, USB слотом, пультом ДУ, возможностью воспроизведения видео и фото можно приобрести по цене от 1000 рублей. Оснащен Bluetooth интерфейсом.
Особенности выбора
При выборе модели FM-модулятора следует исходить из предполагаемых режимов его эксплуатации.
Если вы используете автомагнитолу только как источник фонового звука в автомобиле, можно ограничиться простейшими моделями с пультом дистанционного управления.
Если вы профессиональный водитель, либо постоянно пользуетесь автомобилем на работе, лучше приобрести более дорогую модель с Bluetooth связью. Она намного упростит сопряжение со смартфоном.
Для аудиоманов, критичных к качеству звука, подойдут более навороченные модели устройств, оснащенные цветными дисплеями, способными воспроизводить аудиоинформацию любых форматов.
Как настроить модулятор в машине, чтобы не шипел
Наиболее распространенная проблема при установке ФМ—модулятора – шипение при воспроизведении аудиофайлов.
В большинстве случаев это возникает по причине недостаточного уровня радиосигнала на входе автомагнитолы. Радиус действия большинства трансмиттеров превышает 5 метров, а магнитола находится в пределах от 10 до 50 сантиметров от разъема прикуривателя.
На самом деле, радиосигнал от трансмиттера улавливается антенной автомагнитолы, которая может находиться за пределами салона, иногда в задней части кузова. Кроме этого, сигнал ослабляется экранизирующими свойствами металлических поверхностей кузова. Наличие электромагнитных помех в сложных городских условиях еще более затеняет сигнал FM-модулятора. Возможно, на сигнал накладывается спектр радиовещательных станций.
Если в автомомагнитоле установлена активная антенна, расположенная на лобовом стекле, сигнал трансмиттера может быть слишком сильным и вызывать искажения во входном широкополосном усилителе антенны.
Что делать, если сигнал с FM-трансмиттера сопровождается шипением:
- попробовать перестроить трансмиттер (и приемник магнитолы, соответственно) на другую частоту;
- поменять расположение антенны магнитолы:
- отключить активную антенну магнитолы или установить подальше от трансмиттера;
- если в вашем населенном пункте нет приема FM-радиостанций или вы их не слушаете, можно отключить внешнюю антенну вообще.
Если FM-трансмиттер прекращает работать, на нем не отображаются световые индикаторы и сообщения дисплея, можно попробовать его разобрать.
Внутри корпуса должен находиться предохранитель. Возможно, он перегорел, тогда следует поменять. Можно почистить основную плату, иногда помогает.
Советы
Общие рекомендации при эксплуатации FM-трансмиттера:
- не кладите пульт дистанционного управления и трансмиттер под лобовое стекло в теплое время года, при попадании прямых солнечных лучей температура в этом месте может подниматься выше 100 градусов Цельсия;
- многие трансмиттеры, особенно китайского производства, имеют ненадежные разъемы, если постоянно вынимать-вставлять трансмиттер в прикуриватель, они выходят из строя, лучше это делать, используя разветвитель разъема;
- как и всякое электронное устройство, трансмиттер следует хранить в упаковке либо пакете для предотвращения попадания влаги и пыли, «валяние в бардачке» — не лучший способ хранения.
Возможно вам пригодится схема подключения прицепа — распиновка розетки фаркопа, особенно если собираетесь брать прицеп на прокат для поездки на дальние расстояния.
Дефлектор на капот автомобиля — что это такое и для чего он нужен.
Чем можно смазать ремень генератора https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/generatora/svistit-remen.html чтобы он не свистел.
Видео — FM-трансмиттер в машину с Блютуз:
в принципе, согласен, но когда сам хотел, приобрести трансмиттер — не нашел ничего интересного и купил кассетный адаптер в магнитолу. Очень доволен
ФМ-трансмиттер купил уже давно, когда они только появились. Поэтому, мой можно отнести к простейшим моделям. Тем не менее в нем есть самые основные функции: следующий/предыдущие трек, громче/тише, случайный выбор/последовательное воспроизведение. И несколько частот, на которых он может вещать. Эксплуатировал этот трансмиттер на нескольких авто. Большое значение имеет расположение антенны: если это простая антенна на крыше, тем более в задней части авто, то качество воспроизведения падает. Но если это антенна на стекле, и сигнал идет без препятствий, то можно наслаждаться любимой музыкой практически в CD-качестве. Уточнение: в городе на ФМ-частотах много помех, а вот на трассе воспроизведение не страдает.
Трансмиттеры это все замечательно, но я настоятельно рекомендую приобрести нормальную магнитолу. Поверьте, ни один ФМ-Тр. и близко по качеству не сравнится. А уж по функционалу, сами понимаете…
Трансмиттер — это в принципе крайний случай, если больше ничего сделать нельзя. И брать можно любой, даже самый что ни на есть простой, так как что у простого, что у дорогого никаких различий кроме дополнительных «фишек» не будет. А качество звука будет одинаково плохим. Правильно говорят, лучше купить нормальную магнитолу.
Но опять же, я отъездил почти год, и ничего плохого сказать не могу, если нет другой возможности, то хороший вариант. Так что советую не заморачиваться, и брать самый дешевый.