Тахограф является контрольно-бортовым регистрирующим прибором в составе транспортного средства и предназначается для регистрации и контроля следующих параметров: пробег автомобиля, скорость движения, периоды отдыха и труда экипажа.
Установка тахографов с апреля 2013 года является обязательной на транспортные средства, которые заняты междугородними перевозками пассажиров и грузов. Если быть точнее, то этот прибор необходимо установить в грузовиках с полной разрешенной массой от 3,5 тонн, а также в автобусах, которые имеют более 9 пассажирских мест.
Внешне этот прибор напоминает таксометр или магнитолу. Тахограф оснащен тревожной кнопкой, громкой связью и другими дополнительными параметрами, а также он может выдавать чеки.
Сегодня существуют два вида тахографов: цифровые и аналоговые. Аналоговые тахографы устанавливались до 2010 года, причем срок их работы был не ограничен, за исключением списания автомобиля или выхода прибора из строя.
С наступлением 2010 года разрешена установка тахографов только цифрового формата, так как аналоговый аппарат не может контролировать маршрут. Таким образом, получается, что если у транспортного средства уже имеется тахограф, то устанавливать прибор нового образца не нужно.
Установка тахографов и их обслуживание
Установка тахографов производиться на транспортные средства в соответствии с нормативными документами, которые регламентируют требования по установке подобных устройств.
Перед установкой тахограф тщательно проверяют. Проверку производят органы государственной метрологической службы, а также государственные научные метрологические центры.
Если после проверки выяснилось, что прибор пригоден к использованию, то выдаются свидетельства, подтверждающие его проверку, или устройство ставится поверительное клеймо. Все свидетельства о проверке тахографа хранятся до истечения установленного срока, но не менее трех лет и в инспектирующие органы выдаются по требованию.
Непосредственная установка тахографов осуществляется специальными мастерскими или же автомобильными заводами. Ремонтируются тахографы также в специальных мастерских, которые имеют специальное разрешение от органов государственной метрологической службы.
Установка тахографов осуществляется в два этапа:
- Непосредственный монтаж на транспортное средство.
- Активация и калибровка.
Тахографы подвергаются двум видам проверки: периодической и внеочередной. Периодическая проверка производиться в соответствии с установленным межпроверочным периодом в процессе эксплуатации.
А вот внеочередная проверка тахографа осуществляется при потере свидетельства о проверке, вводе в использование прибора после длительного хранения или ремонта, повреждении поверительного клейма, установке на транспортное средство шин большего или меньшего диаметра и прочее.
Средняя стоимость установки тахографа равна 35000 рублей. В том случае, если прибор будет работать без поломок, то срок службы его не ограничен. Калибровка обойдется около 3000 рублей.
Варианты считывания информации
В настоящее время тахографы не шифруют информацию, однако, в будущем шифровка предполагается. Считывается информация с тахографа следующими способами:
- Используя карту водителя. На карте хранятся данные о сотруднике, включая автограф и фотографию. Информацию с прибора можно считать при помощи карты проверяющего, срок действия которой составляет один год. Также можно использовать карту мастерской или карту предприятия, которая обычно находиться у главного механика.
- Распечатав чек, вы можете получить необходимую информацию. Стоит отметить, что если произошло ДТП, распечатанный чек и указанная превышенная скорость станет отягчающим обстоятельством при разборе ситуации и будет выписан штраф. Если ДТП не было, но превышение скоростного режим заметил сотрудник предприятия, то в этом случае штраф не предусмотрен.
- При помощи USB-слота. В каждом тахографе предусмотрен USB-слот и благодаря ему можно перенести все имеющиеся данные на компьютер. После того, как проверяющий получит все необходимые данные, прибор зафиксирует эти действия, а также другие параметры.
Стоит отметить, что если карта не вставлена в прибор, то тахограф окажется не активным, а за это сотруднику могут быть предъявлены санкции. Штраф на водителя может быть выписан от 1000 до 3000 рублей, а также штраф на ответственное лицо в размере от 5000 до 10000 рублей.
Проверка тахографов
Так как тахограф является средством измерения, то он подлежит обязательной проверке, которую необходимо осуществлять 1 раз в 2 года, а также при ремонте трансмиссии и замене колес.
Данную работу могут осуществлять только сертифицированные сервисные центры. В результате проверки можно снять контрольные диаграммы и перенастроить коэффициент тахографа. Также выдаются документы о соответствии прибора всем требованиям ЕСТР. Регулярный осмотр, проверка датчика и пломб тахографа способствуют наибольшей эффективности работы прибора.
Разрешенные модели тахографов
Сегодня существуют только 4 модели, разрешенные для установки тахографов:
- «Меркурий ТА-001»;
- «ТЦА-02»;
- «Касби DТ-20»;
- «Штрих TaxoRus».
Представленные модели являются отечественными и имеют довольно высокое качество. Кроме этого компании-производители этих приборов активно взаимодействуют с западными коллегами. Тахографы отечественного производства могут использоваться только на территории России.
Если вам необходимо выехать заграницу, тогда рекомендовано устанавливать импортные приборы, такие как, «EFAS-4», «Continental» и другие. Имейте в виду, что в импортных аппаратах не имеется модуля ГЛОНАСС, хотя по закону он должен быть. Поэтому, если вы частенько ездите за границу, то вам необходимо установить отдельно оба прибора.
Преимущества использования
- Возможность исключить несанкционированные поездки, так как можно контролировать пробег, рабочее время и скорость в пути.
- Соблюдение режима отдыха водителя и его труда.
- Обеспечивается дополнительная безопасность дорожного движения, так как нарушения будут зафиксированы, даже если это просто превышение скорости или нарушение водителем своего режима отдыха.
- Возможность осуществлять перевозку грузов и пассажиров, как на территории России, так и в пределах ЕС.
- Возможность оптимизировать маршрут, расписание движений после сравнения записей и прочее.
Вещь полезная, можно отследить левые поездки, оптимизировать скоростной режим и время остановок. А вот насчёт соблюдения режима труда и отдыха водителя.то это остаётся на совести работодателя.