Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) предназначен для обеспечения передачи вращательного движения от трансмиссии (дифференциала) на ведущие колеса автомобиля. Опытные водители иногда используют альтернативное название ШРУСа — «граната».
Применение таких устройств в автомобилях необходимо, так как колеса имеют подвижность относительно выходного вала трансмиссии. На автомобилях с задним приводом подвижность оси относительно выходного вала КПП, в основном, имеется только в вертикальной плоскости. Поэтому механизмы передачи угловой скорости на этих авто имеют простую карданную конструкцию.
С появлением автомобилей, в которых ведущие колеса имеют большую степень подвижности относительно выходного вала, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, встала острая необходимость использования сложных механизмов.
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС): что это такое в автомобиле и история создания
Впервые механизм, похожий на современный шариковый ШРУС, предложил, а точнее, запатентовал в 20-х годах минувшего столетия инженер Альфред Рцеппа. Его до сих пор именуют шарнир Рцеппа. Приблизительно в то же время француз Грегуар изобрел кулачковый (сухариковый) механизм «Тракта». Кулачковый механизм имеет неприятную особенность – он может перегреваться. Поэтому в современной автомобильной технике его применяют преимущественно на грузовиках.
Видео — замена ШРУСа на Шевролет Ланос (Сhevrolet Lanos):
В современном виде «гранаты» достигли кое-какого совершенства в 60-х годах прошлого столетия. Немалую заслугу в разработке их конструкции имеют японские инженеры.
Шарниры равных угловых скоростей в современных автомобилях устанавливаются в паре: внешний и внутренний. Внешний ШРУС установлен со стороны ступицы. Внутренний ШРУС устанавливается со стороны дифференциала.
Классический ШРУС включает следующие основные узлы:
- корпус;
- сепаратор;
- шары;
- сепаратор;
- пыльник с хомутами;
- ступичная гайка;
- стопорные кольца.
Основные виды таких шарниров
«Тракта» (кулачково-дисковый)
В состав ШРУСа входят 2 вкладыша, 2 кулака и диск. Вкладыши имеют цилиндрические шейки. Внутри имеются пазы. Шейки охвачены кулаками, диски входят в пазы. Рабочий угол перемещения не превышает 450.
«Веисс» (четыре плюс один)
Имеется в виду наличие 4-х основных и одного направляющего (центрирующего) шара.
Данный шарнир установлен на ГАЗ-66, других автомобилях с повышенной проходимостью. Главный его недостаток – максимальный угол поворота колеса всего 320. Срок службы таких шаров невысокий, так как нагрузка во время движения приходится только на 2 шара (другая пара задействована во время движения задним ходом).
Шести — шариковый ШРУС Альфреда Рцеппа
В данном механизме вращательное движение передается всеми шарами. Конструкция состоит из делительного рычажка, сепаратора, 6-ти шариков, корпуса, включающего сферическую чашку с ведомым валом, внутренней обоймы, которая включает сферический кулак с ведущим валом. ШРУСы Рцеппа имеют несколько модификаций.
Классический шарнир равных угловых скоростей может передавать значительные усилия с рабочим углом до 370. Имеет большой коэффициент полезного действия, большую нагрузочную способность.
Трехшиповой — трипод
Такой шарнир равных угловых скоростей иногда называется «трипод». Выпускается в двух модификациях – жесткий и универсальный. Жесткий шрус подразумевает отсутствие перемещения вдоль продольной оси, угол составляет до 430, применяются в качестве наружных ШРУСов. Универсальный имеет меньший угол, их можно применять в качестве внутренних шарниров.
Признаки неисправности
ШРУС предназначен для эксплуатации в достаточно суровых условиях. Поэтому на заводе-производителе автомобилей устанавливают только проверенные устройства. Их срок эксплуатации сравним со сроком эксплуатации всего автомобиля. Но нет ничего невозможного для российских автодорог. Наибольшую нагрузку испытывает внешний ШРУС. На него передаются все колебания, связанные с неровностью дорожного покрытия, резкими торможениями, ударами.
Видео — замена пыльника ШРУСа га Логан, Сандеро, Ларгус и все нюансы:
Прежде всего, следует следить за целостностью пыльников. Подтеки на них являются серьезной угрозой работоспособности.
Очень опасен для ШРУСов агрессивный характер вождения с вывернутыми до отказа колесами. Такой стиль преподается на курсах по экстремальному вождению.
Видео — замена пыльников ШРУСов:
Неисправность ШРУСов можно определить по люфту и звуку. Неисправные внешние ШРУСы при высокой нагрузке издают писк, похожий на звук тормозных колодок в изношенном состоянии. Также во время резкого трогания с места на вывернутых колесах может быть слышен характерный щелчок.
Самый классический вариант, когда наступает время ехать на замену ШРУСа, это появление характерного хруста с одной из сторон автомобиля. Такой хруст при повороте руля может издавать только шарнир равных угловых скоростей. Труднее определить, какой именно ШРУС звучит, внутренний или внешний.
Видео — как проверить какой ШРУС начал стучать:
Если посторонний шум появляется при прямолинейном движении, скорее всего, изношен внутренний ШРУС. Для точного определения могут помочь следующие процедуры.
Как проверить ШРУС на исправность
- Вывешиванием одного колеса.
Поднимается на домкрат колесо, со стороны которого слышен хруст. Проверка производится при помощи визуального осмотра наличия продольных и поперечных люфтов при повороте колеса.
Видео — как определить неисправность внутреннего ШРУСа:
- Вывешиванием передней подвески.
Во время вращения колес слышен хруст неисправного ШРУСа. Если характерный звук появляется при прямолинейной установке колес, неисправен внутренний ШРУС.
- При движении по дороге.
Внешний правый ШРУС хрустит при повороте налево. Внешний левый шарнир равных угловых скоростей хрустит при повороте направо. Внутренние ШРУС могут хрустеть при движении с большой скоростью, на неровной дороге при прямолинейном движении.
- Движение автомобиля с повышенной нагрузкой.
В этом случае следует пригрузить капот автомобиля, например, мешками с картошкой. Если при прямолинейном движении будет издаваться характерный хруст, скорее всего, один из внутренних ШРУСов изношен.
Видео — как проверить ШРУС на исправность (3 способа):
Возможен ли ремонт
Обычно производители не закладывают в состав регламентных работ возможность восстановления работоспособности (ремонт) ШРУСов. В крайнем случае, можно заменить повредившийся пыльник с предварительным удалением старой смазки и внесением новой согласно требуемой марке.
Следует помнить, что помимо передачи крутящего момента, шарниры равных угловых скоростей являются элементами рулевого управления. Экономия на стоимости нового ШРУСа может отразиться суровыми последствиями.
Не всем нравится проекционный дисплей на лобовое стекло, хотя это достаточно интересная опция.
Что им считается и как правильно перевозить негабаритный груз согласно ПДД.
Про вылет колесного диска https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/vylet-diska-et.html и почему важно его учитывать при выборе новых колесных дисков для своего автомобиля.
Видео — неисправность внутреннего и наружного ШРУСа (как определить и заменить):
Помимо износа в обоймах, у ШРУСа может быть ещё и банальная усталость металла, особенно если машина старая и имеет небольшие пробеги, но эксплуатируется много лет. У меня 1,5 года назад произошел такой не очень приятный случай — оторвало ту часть ШРУСа, на которую накручивается ступичная гайка. И вроде бы там толщина достойная (М14), но возраст взял своё (шрус стоял заводской, не имел износа и не стучал, но машине уже 16 лет). Самое страшное, что я так ездил не один день и даже ничего не подозревал, пока не появился какой-то шорох в такт оборотам колеса. Скоба тормозного суппорта не давала тормозному диску вместе со ступицей выскочить из поворотного кулака. Как увидел, что конца шруса нет, чуть не поседел…
Возвращались из другого города. Я обратил внимание на посторонние звуки, когда спускались с затяжной горки накатом, с выключенным двигателем.
Последние 50 км пути звук нарастал, при этом, когда газую — не слышно, но как сбавляешь скорость, хруст появляется. Еле добрался до сервиса. Мастер на подъёмнике сразу определил — шрус. Говорит: чудом доехали.
Недавно потекли оба сальника на Шрусе, наверное поеду в мастерскую, сам не смогу заменить.
Примерно полгода назад заметил появление смазки на пыльнике ШРУСа, предположил, что пыльник порван, но все откладывал замену, а сейчас при выворачивании колес появился хруст. На СТО сказали — ШРУС под замену, а если бы вовремя заменил пыльник, то и ШРУС не пришлось бы менять.
Машина ВАЗ 2114, частенько приходилось менять ШРУС. Как здесь и указывается — важным диагностическим критерием будет так называемый «хруст» гранаты, когда трогаешься с места с вывернутыми колесами. Но хочется напомнить водителям такой факт: если дело происходит в холодное время года, хруст может появляться из-за обледенения детали. В моем случае хруст пропал через недолгий промежуток времени, даже не успел в сервис приехать/
Первый раз менял четыре года назад обе, брал подороже, сказали будут ходить. А в прошлом году попал в неприятную ситуацию, не было ни хруста, не щёлканья. Отъехал от дома пару километров, дорога плохая, резко крутанул рулём, громкий щелчок, и машина встала. Сначала и не понял, что произошло. Вышел из машины, внешне ничего не изменилось, колёса стоят ровно. Завёл, включаю скорость — машина стоит, хотя слышу, что коробка с раздаткой в работе (машина Нива Шевроле). Включаю блокировку — машина со скрипом тронулась, потихоньку съехал на обочину и тут колесо практически отвалилось. В итоге оказалось, что «граната» заклинила и срезало резьбу вместе со ступичной гайкой. Хорошо хоть никуда не улетел. Ремонтировали прямо на месте, товарищ привёз запчасти, причем по цене в два раза дешевле. «Хвалёный» ШРУС заклинил, шары превратились в кубики, вот концевик и срезало. Проблематично было снять её, все-таки не гараж, не мастерская. После внепланового ремонта, первым делом поехал в магазин, купил аналогичную на вторую сторону и заменил. Так что от подделок не защитят ни голограммы, ни красивая упаковка. Определить изношенность «гранаты» на глазок тяжело, на наших дорогах может случиться всё, что угодно.