Что такое ШРУС в машине и для чего он нужен


Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС)  предназначен для обеспечения передачи вращательного движения от трансмиссии (дифференциала) на ведущие колеса автомобиля. Опытные водители иногда используют альтернативное название ШРУСа —  «граната».

что такое ШРУС в автомобиле

Применение таких устройств в автомобилях необходимо, так как колеса имеют подвижность относительно выходного вала трансмиссии. На автомобилях с задним приводом подвижность оси относительно выходного вала КПП, в основном, имеется только в вертикальной плоскости. Поэтому механизмы передачи угловой скорости на этих авто имеют простую карданную конструкцию.

что такое ШРУС в автомобиле: где находится и для чего он нужен

С появлением автомобилей, в которых ведущие колеса имеют большую степень подвижности относительно выходного вала, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, встала острая необходимость использования сложных механизмов.

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС): что это такое в автомобиле и история создания

Впервые  механизм, похожий на современный шариковый ШРУС, предложил, а точнее, запатентовал в 20-х годах минувшего столетия инженер Альфред Рцеппа. Его до сих пор именуют шарнир Рцеппа. Приблизительно в то же время француз Грегуар изобрел кулачковый (сухариковый) механизм «Тракта». Кулачковый механизм имеет неприятную особенность – он может перегреваться. Поэтому в современной автомобильной технике его применяют преимущественно на грузовиках.

Видео — замена ШРУСа на Шевролет Ланос (Сhevrolet Lanos):

В современном виде «гранаты» достигли кое-какого совершенства в 60-х годах прошлого столетия. Немалую заслугу в разработке их конструкции имеют японские инженеры.

Шарниры равных угловых скоростей в современных автомобилях устанавливаются в паре: внешний и внутренний. Внешний ШРУС установлен со стороны ступицы. Внутренний ШРУС устанавливается со стороны дифференциала.

шарнир равных угловых скоростей что это такое

Классический ШРУС включает следующие основные узлы:

  • корпус;
  • сепаратор;
  • шары;
  • сепаратор;
  • пыльник с хомутами;
  • ступичная гайка;
  • стопорные кольца.

Основные виды таких шарниров

«Тракта» (кулачково-дисковый)

В состав ШРУСа входят 2 вкладыша, 2 кулака и диск. Вкладыши имеют цилиндрические шейки. Внутри имеются пазы. Шейки охвачены кулаками, диски входят в пазы. Рабочий угол перемещения не превышает 450.

кулачково-дисковый ШРУС

«Веисс» (четыре плюс один)

Имеется в виду наличие 4-х основных и одного направляющего (центрирующего) шара.

ШРУС Веисс

Данный шарнир установлен на ГАЗ-66, других автомобилях с повышенной проходимостью. Главный его недостаток – максимальный угол поворота колеса всего 320. Срок службы таких шаров невысокий, так как нагрузка во время движения приходится только на 2 шара (другая пара задействована во время движения задним ходом).

Шести — шариковый ШРУС Альфреда Рцеппа

В данном механизме вращательное движение передается всеми шарами. Конструкция состоит из делительного рычажка, сепаратора, 6-ти шариков, корпуса, включающего сферическую чашку с ведомым валом, внутренней обоймы, которая включает сферический кулак с ведущим валом. ШРУСы Рцеппа имеют несколько модификаций.

конструкция ШРУСа Рцеппа

Классический шарнир равных угловых скоростей может передавать значительные усилия с рабочим углом до 370. Имеет большой коэффициент полезного действия, большую нагрузочную способность.

Трехшиповой — трипод

Такой шарнир равных угловых скоростей иногда называется «трипод». Выпускается в двух модификациях – жесткий и универсальный. Жесткий шрус подразумевает отсутствие перемещения вдоль продольной оси, угол составляет до 430, применяются в качестве наружных ШРУСов. Универсальный имеет меньший угол, их можно применять в качестве внутренних шарниров.

Конструкция трехшиповых шарниров

Признаки неисправности

ШРУС предназначен для эксплуатации в достаточно суровых условиях. Поэтому на заводе-производителе автомобилей устанавливают только проверенные устройства. Их срок эксплуатации сравним со сроком эксплуатации всего автомобиля. Но нет ничего невозможного для российских автодорог. Наибольшую нагрузку испытывает внешний ШРУС. На него передаются все колебания, связанные с неровностью дорожного покрытия, резкими торможениями, ударами.

Видео — замена пыльника ШРУСа га Логан, Сандеро, Ларгус и все нюансы:

Прежде всего, следует следить за целостностью пыльников. Подтеки на них являются серьезной угрозой работоспособности.

подтеки смазки на пыльниках ШРУСа

Очень опасен для ШРУСов агрессивный характер вождения с вывернутыми до отказа колесами. Такой стиль преподается на курсах по экстремальному вождению.

Видео — замена пыльников ШРУСов:

Неисправность ШРУСов можно определить по люфту и звуку. Неисправные внешние ШРУСы при высокой нагрузке издают писк, похожий на звук тормозных колодок в изношенном состоянии. Также во время резкого трогания с места на вывернутых колесах может быть слышен характерный щелчок.

Самый классический вариант, когда наступает время ехать на замену ШРУСа, это появление характерного хруста с одной из сторон автомобиля. Такой хруст при повороте руля может издавать только шарнир равных угловых скоростей. Труднее определить, какой именно ШРУС звучит, внутренний или внешний.

Видео — как проверить какой ШРУС начал стучать:

Если посторонний шум появляется при прямолинейном движении, скорее всего, изношен внутренний ШРУС. Для точного определения могут помочь следующие процедуры.

Как проверить ШРУС на исправность

  1. Вывешиванием одного колеса.

Поднимается на домкрат колесо, со стороны которого слышен хруст. Проверка производится при помощи визуального осмотра наличия продольных и поперечных люфтов при повороте колеса.

Видео — как определить неисправность внутреннего ШРУСа:

  1. Вывешиванием передней подвески.

Во время вращения колес слышен хруст неисправного ШРУСа. Если характерный звук появляется при прямолинейной установке колес, неисправен внутренний ШРУС.

  1. При движении по дороге.

Внешний правый ШРУС хрустит при повороте налево. Внешний левый шарнир равных угловых скоростей хрустит при повороте направо. Внутренние ШРУС могут хрустеть при движении с большой скоростью, на неровной дороге при прямолинейном движении.

  1. Движение автомобиля с повышенной нагрузкой.

В этом случае следует пригрузить капот автомобиля, например, мешками с картошкой. Если при прямолинейном движении будет издаваться характерный хруст, скорее всего, один из внутренних ШРУСов изношен.

Видео — как проверить ШРУС на исправность (3 способа):

Возможен ли ремонт

Обычно производители не закладывают в состав регламентных работ возможность восстановления работоспособности (ремонт) ШРУСов. В крайнем случае, можно заменить повредившийся пыльник с предварительным удалением старой смазки и внесением новой согласно требуемой марке.

Следует помнить, что помимо передачи крутящего момента, шарниры равных угловых скоростей являются элементами рулевого управления. Экономия на стоимости нового ШРУСа может отразиться суровыми последствиями.

Не всем нравится проекционный дисплей на лобовое стекло, хотя это достаточно интересная опция.

Что им считается и как правильно перевозить негабаритный груз согласно ПДД.

Про вылет колесного диска https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/vylet-diska-et.html и почему важно его учитывать при выборе новых колесных дисков для своего автомобиля.

Видео — неисправность внутреннего и наружного ШРУСа (как определить и заменить):



Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев

Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>


  




Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).