Технология Head-up-display (HUD) пришла в мир автомобилей из авиастроения. В современных и не очень истребителях она начала применяться в далеких 70-х годах прошлого века. Тогда изображение о текущей обстановке, расположении средств противника, прицелах попадала на стекло обзора летчика при помощи мощных электроннолучевых излучателей. Это было небезопасно вследствие высокого электромагнитного излучения от проектора, присутствия мягких рентгеновских лучей.
Дословно в переводе с английского технология Head-up-display означает монитор с поднятой головой. Приобщить такие средства для создания картинки на лобовом стекле водителя пытались еще в прошлом веке. Для этого производители автомобильных стекол даже напыляли специально на лобовые стекла престижных машин полупрозрачные отражающие пленки в нижней части лобового стекла. Такие пленки могут контрастно отражать перевернутое изображение с подсвечиваемого жидкокристаллического дисплея или цифровой светодиодной матрицы. В прошлом веке там подсвечивались пиктораммы контрольных лампочек.
Сейчас испробовать технологию Head-up-display может любой желающий. Для этого достаточно скачать на смартфон одно из многочисленных мобильных приложений и выехать под вечер покататься на своем автомобиле.
Видео — как работает проекционный дисплей на лобовом стекле автомобиля:
Проекция на лобовое стекло с помощью смартфона
Как работает простейший проектор изображения на лобовое стекло?
Для того, чтобы опробовать работу смартфона в качестве Head-up-display, можно просто положить работающий смартфон на панель в районе нижней части лобового стекла. Даже днем блики отражения будут присутствовать.
Одна беда: изображение будет в зеркальном отражении. Есть приложения, которые позволяют отображать скорость автомобиля в зеркальном виде, чтобы на лобовом стекле показывалась информация о скорости автомобиля в нормальном виде.
Такие приложения могут отображать информацию о приближении пунктов контроля скоростного режима или другую информацию согласно предлагаемому меню.
Есть совсем упрощенные, но эффективные приложения на базе гугл-карт, например, показанное на рисунке:
Без лишней информации, но сбиться с верной дороги в темное время суток сложно.
Какие основные недостатки такого применения смартфона?
Во-первых, возможность использования только в темное время суток. Светимости экрана смартфона недостаточно, чтобы превысить уровень освещения снаружи лобового стекла. Это основной принцип достаточной видимости отраженного от смартфона изображения.
Второй, достаточно важный фактор: перегрев смартфона, особенно в холодное время года, так как он находится в зоне обогрева лобового стекла. Для предотвращения этого негативного фактора придумали специальные коврики.
Такие коврики делают конструкцию неустойчивой, изображение «катается» по лобовому стеклу, особенно на поворотах.
Есть и еще один недостаток. Он связан с особенностью конструкции лобового стекла, а именно, его многослойностью. Отраженное изображение также будет многослойным. Даже, если идеально совпадают коэффициенты преломления света для различных слоев стекла, отражение будет идти от двух переходов сред: внутреннего и внешнего.
Не очень приятный эффект. Такие же недостатки имеются и в предлагаемом дополнительном оборудовании для систем HUD.
Дополнительные устройства Head-up-display (HUD)
Эти устройства предназначены специально для вывода информации методом проецирования на лобовое стекло. В зависимости от вида и количества информации, применения связи с бортовыми системами автомобиля, эти устройства имеют различную стоимость.
Видео — о проекторе на лобовое стекло Head up display ASH-4E:
Например, HUD CRX-3001 проецирует на экран скорость автомобиля, подключается к бортовым устройствам транспортного средства. Можно задать скоростной максимальный режим. При превышении скорости устройство выдает звуковой сигнал, световое сообщение.
HUD CRX-3002 может проецировать сообщения о показаниях тахометра, напряжения бортовой сети, температуры двигателя, состояния светового оборудования, звуковые сигналы контрольных режимов превышения параметров.
HUD CRX-3003 питается от прикуривателя. Применяется для автомобилей, находящихся на гарантии, так как не требует физического подключения к бортовым устройствам.
Вид показаний HUD CRX-3002 на лобовом стекле.
Стоимость HUD-устройств начинается от 3500 рублей.
Применение проекционных дисплеев на лобовое стекло в штатном исполнении автомобилей
Некоторые автопроизводители устанавливаю HUD-устройства в различных вариантах серийных автомобилей. Сейчас такую опцию предусматривают Citroen и BMW 5 и 6-й серий. Возможно, через некоторое время за ними последуют другие производители.
Основными недостатками таких штатных систем являются:
- недостаточное качество изображения;
- «двоение» картинки;
- дублирование информации, например, скорости, которая и так представлена на красивом спидометре;
- загромождение зоны обзора лобового стекла, необходимой для оперативного реагирования на дорожную обстановку;
- снижение проникновения светового сигнала через зоны лобового стекла, где наносится специальная полупрозрачная пленка для увеличения контрастности изображения HUD.
Видео — как работает проекционный дисплей на лобовое стекло в автомобилях BMW:
Перспективы развития HUD-технологий
HUD-устройства продолжают и будут развиваться для оснащения специальных транспортных средств, в которых водитель должен отслеживать многочисленную информацию без отрыва от обзора дорожной обстановки. К таким автотранспортным средствам можно отнести:
- гоночные болиды;
- спецтехника (уборочные автомобили, сельхоз- и строительная техника);
- военные автомобили.
Скорее всего, применение Head-up-display в легковых транспортных средствах будет развиваться в плане их применения совместно с другими дополнительными устройствами:
- навигаторами;
- регистраторами радар-сигналов (хотя для этого отлично подходит звуковое сообщение);
- диагностическими устройствами;
- малогабаритной проекционной техникой с возможностью увеличения видеоинформации, например, телевизор на лобовом стекле во время стоянки.
Если не греет печка в машине, причины могут быть самые различные.
Читайте в этой статье про центральный замок с пультом дистанционного управления.
Перевозка детей в автомобиле https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/pravila-perevozki-detej.html согласно ПДД.
Видео — проекция на лобовое стекло BMW:
С трудом могу представить, что в условиях нашей «освещенности» дорог еще вот такая проекция на лобовом в темное время суток…. Мне кажется будет отвлекать и рябить в глазах, а если ты еще и в очках диоптрических — так вообще троить)) Я бы такое не стала использовать.
Интересовался этой темой, но допустим расход бензина, скорость, обороты и т.п. мне вообще за ненадобностью. Я уже привык смотреть на спидометр и это не отвлекает. К тому же выглядит пока это все не очень красиво.
А вот если будет возможность выводить нормально карту со стрелкой куда ехать, то это будет неплохим плюсом и вот такое я в машину себе бы поставил.
Ну в ближайшем будущем думаю исчезнут все панели приборов и будет только проекция, да еще и с голосовым управлением. Это кстати очень удобно и совершенно не отвлекает. Да и даже в темное время суток видимость просто отличная.
Самое главное, чтобы это никак не сказывалось на водителя и пассажиров. А так представьте, какое поле деятельности. Ведь лобовое стекло очень большое, и по низу можно разместить очень много информации. А сбоку вообще была бы очень удобна карта, например.
Реальный то вопрос в том, отвлекает это водителя или нет. Я тоже считаю, что будущее именно за такими экранами, но информация там все-таки должна быть иная. Мне бы очень удобно было, если бы это была карта. Какой смысл от всех других проекций, когда ты и так можешь на спидометре все посмотреть?
Ну и пока точно в России это не прижилось, я ни у одной машины такого не видел.
Никакой проекции пока не будет. Слишком посредственное качество изображения. При солнце вообще ничего не видно, а ночью очень сильно начинает отвлекать. Притом вот двоение настолько серьезное, что начинает подбешивать буквально через 10 минут после использования.
Согласен с комментарием, что если бы проецировалась карта в середину лобового стекла — это был бы топ. А все остальное просто ненужно. Притом реально даже карта не нужна. Просто большая стрелка и расстояние до поворота.
Сам себе такое ставить пока точно не буду — это баловство. Даже у топовых иномарок такого еще не видел. Технологию однозначно надо дорабатывать.