Когда автовладельцу приходит пора обращаться в автосервис по вопросам ходовой части и подвески автомобиля, то нередко мастера говорят о необходимости замены сайлентблока. При этих словах некоторые автолюбители, в особенности те, кому посчастливилось недавно стать владельцем железного коня, могут не понимать о чем идет речь.
Профессиональные автомеханики прекрасно знают, что представляет собой сайлентблок, но начинающим водителям тоже не помешают эти знания: что это такое, зачем он нужен, как устроен и можно ли его заменить самостоятельно — об этом далее.
Сайлентблок: что это такое
По сути, сайлентблок — это резинометаллический шарнир, состоящий из двух металлических втулок, между которых находится резиновая вставка.
Характерная особенность данного расходного материала — в отсутствии необходимости смазки. Также деталь не имеет зазора и в силу небольших размеров и простой конструкции может прослужить долгое время.
А поскольку сайлентблок относится к разряду расходных материалов, то при износе просто производится его замена. Ремонту он не подлежит в силу простой конструкции и недорогой стоимости новых деталей.
Видео — что такое сайлентблок и рычаг подвески:
Для чего они нужны
Практически в любом механизме есть сила трения, которая губительно воздействует на весь автомобиль. Взять, к примеру, подвеску авто – без защитных мер просто невозможна его эксплуатация. Поэтому, как только появилась такая область, как машиностроение, возникла необходимость создать узел, где отсутствует трение. Сайлентблок и стал такой деталью.
К тому же та же подвеска воспринимает различные колебания дороги, которые передаются от колес. Каждый ее узел выполняет свою задачу. При помощи рычагов обеспечивается надежное и подвижное крепление колес к кузову, амортизаторы устраняют сильные колебания, а благодаря стабилизатору поперечной устойчивости машина не раскачивается.
О неисправности шарнира может говорить характерный скрип со стоны колес. Его также можно услышать и после замены. В этом случае это значит, что запрессовка была плохо выполнена и надо все делать заново.
Сайлентблоки тоже выполняют свою не менее важную роль, поскольку гасят колебания, которые распространяются между узлами. Причем их конструкция сделана таким образом, что позволяет воспринимать колебания одновременно в любом направлении. Как правило, это нагрузки радиального, осевого и углового характера. Тем самым шарнир оберегает остальные детали подвески.
Видео — как заменить сайлентблоки передних рычагов на Skoda Octavia:
Где находятся
Как уже можно понять, сайлентблок располагается в ходовой части автомобиля.
Чаще всего это места крепления:
- рычагов передней подвески;
- узлов задней подвески;
- стабилизатора поперечной устойчивости;
- коробки переключения передач;
- амортизаторов;
- двигателя.
При езде автомобиля по неровностям каждый сайлентблок принимает на себя большие нагрузки. По этой причине он подвержен быстрому износу. Поэтому, если вовремя не заменить сайлентблоки, это может повлечь за собой неприятные последствия вплоть до выхода из строя целого узла.
Почему важна своевременная замена сайлентблоков
Одной из частых причин обращения на СТО является неисправное состояние сайлентблоков. Как мы уже знаем, эта деталь является важным элементом в машине, тем не менее не стоит паниковать, если специалист вынес вердикт о его плачевном состоянии.
А тем водителям, которые попросту закрывают на это глаза, стоит привести ряд убедительных аргументов почему следует менять сайлентблоки при их износе:
- сайлентблок в изношенном состоянии плохо сказывается на управлении автомобилем. Иными словами, на повороты рулевого колеса машина отзывается с некоторой задержкой;
- в ряде случаев при износе шарниров может измениться сход-развал колёс. При этом Развал-схождение бесполезно выполнять, так как никакого результата не будет, потраченные деньги окажутся просто выброшенными на ветер;
- износ важных деталей неизбежно приводит к изнашиванию шин, причем происходит это неравномерно, что тоже не идет на пользу;
- как следствие изношенных сайлентблоков – появляется люфт в месте их крепления. Это может привести к потере устойчивости при движении автомобиля и образованию нежелательного крена. Вдобавок водитель явно будет ощущать в салоне толчки даже при езде по мелким неровностям дорожного полотна;
- из-за вовремя не произведенной замены шарниров есть риск серьезного повреждения рычагов передней подвески автомобиля. Оголившиеся металлические шарниры со временем попросту разобьют посадочные гнезда;
- не исключена вероятность, что машина уйдет в занос.
Как гласит известная поговорка: скупой всегда платит дважды. Поэтому не стоит доводить дело до крайности. К тому же неисправность сайлентблоков может привести к возникновению аварийной ситуации с различными последствиями. В лучшем случае это закончится серьезными повреждениями автомобиля и травмами водителя, в худшем не исключен летальный исход.
Водитель неисправного автомобиля представляет потенциальную опасность не только для себя и своих пассажиров, но и для остальных участников дорожного движения.
Видео — замена сайлентблоков задней балки ВАЗ 21099:
Что лучше полиуретан или резина?
На автомобильном рынке запасных частей можно найти не только резиновые сайлентблоки, но и полиуретановые детали. Появилось много ярых споров, но единого мнения нет и по сей день. В связи с этим актуальным становится вопрос — какие элементы лучше выбрать? Попробуем разобраться в этом вопросе, а заодно выяснить сильные и слабые стороны у альтернативного варианта из полиуретана.
Плюсы
В числе преимуществ новых деталей из полиуретана – это повышенная твердость, в отличие от резины. Благодаря этому подвеска автомобиля становится жестче. Но здесь две позиции, с одной стороны это дает улучшенное управление автомобилем, что хорошо. Но с другой – чувствуется каждая кочка, что не совсем хорошо.
В отличие от той же резины, полиуретан отличается повышенными параметрами прочности. Это говорит о том, что такая деталь в гораздо меньшей степени подвержена истиранию. То же самое, можно сказать, и про стойкость к перепадам температуры – полиуретановая деталь не покроется трещинами.
Поскольку сам материал создан на основе химического соединения, то он хорошо переносит воздействие практически любой химии. Резина же в этом плане, наоборот, рыхлеет и теряет свою форму и свойства.
Минусы
Несмотря на очевидные плюсы, продукцию из полиуретана полностью удачной не назовешь. Об этом говорят характерные недостатки, о которых сейчас и пойдет речь. В некоторых случаях повышенная твердость может обернуться минусом. Любая дорожная неровность: бугор либо впадина будет заметно отдаваться на сидениях водителя и пассажиров. И если кто-то уже привык ездить с повышенным уровнем комфорта, такая тряска машины обернется серьезным неудобством.
Полиуретановые сайлентблоки хорошо противостоят силам растяжения и сжатия, но не способны выдержать силу скручивания и быстрее разрушаются. Однако эта одна из нагрузок, которая почти всегда действует на подвеску автомобиля.
Полиуретан плохо переносит отрицательную температуру и при -20 градусов делается более твердым и хрупким. Не редкие Разрывы при эксплуатации автомобиля в холодное время – это уже проверенный временем факт.
Ну и наконец главный недостаток кроется в стоимости таких сайлентблоков – они в 3-5 раз дороже, чем их резиновые аналоги. На такие большие расходы можно было бы пойти при наличии твердой уверенности в их большом сроке службы. Но неутешительные доводы многих автомобилистов доказывают, что до указанного производителем срок службы они не дотягивают.
Каков вердикт?
Несмотря на все плюсы и минусы, полностью отказываться от полиуретановых сайлентблоков не стоит, как и использовать только резиновые изделия. Что же лучше? Тут все же следует руководствоваться типом подвески. Если она мягкая, а бюджет позволяет, то ее могут улучшить новые более твердые элементы. В ином случае лучше приобретать привычные резинометаллические шарниры. К тому же не исключена повышенная нагрузка на сами узлы подвески.
Что характерно, некоторые экспериментаторы, наоборот, довольны полиуретановой продукцией. Для большей уверенности можно поискать во Всемирной паутине многочисленные отзывы на эту тему и принять свое решение. Но в любом случае аккуратность вождения не повредит.
Видео — какие сайлентблоки лучше выбирать, полиуретановые или обычные:
В каких случаях требуется замена сайлентблоков
Любая деталь автомобиля имеет свой определенный период эксплуатации и сайлентблоки — не исключение. В связи с этим некоторые водители, в особенности новички, задаются вопросом, когда приходит время их замены? Как показывает практика, детали исправно служат при достижении автомобилем 100-130 тысяч километров пробега.
Но тут главным образом все зависит от состояния дорог, по которым в основном передвигается водитель. Бывают ситуации, когда автомобиль приходится эксплуатировать в разных условиях:
- манера езды водителя далека от аккуратности;
- состояние дорожного полотна оставляет желать лучшего;
- возникает необходимость большую часть времени преодолевать расстояние по бездорожью;
- крайне тяжелые условия северных широт и прочие.
В этом случае срок службы сайлентблоков сокращается как минимум в два раза, если не более. Поэтому специалисты рекомендуют внимательно относиться к такому расходному материалу и проверять его техническое состояние через каждые 50 тысяч км пробега. Это позволит вовремя обнаружить неисправность.
Видео — типы сайлентблоков и их замена:
Основные признаки неисправности
На то, что пора наведаться в ближайшую станцию технического обслуживания может указывать поведение автомобиля на дороге. То есть на реагирование движений руля машине требуется больше времени. Другие признаки проявляются в следующем:
- при торможении машина немного теряет курсовую устойчивость;
- во время езды можно ощутить вибрацию кузова;
- также можно слышать скрипы со стороны передней подвески;
- сама система подвески стала более жесткой, чем раньше.
Все эти проявления не стоит пускать на самотек, дескать, само пройдет. При таком халатном отношении к автомобилю водитель ставит под угрозу не только собственную безопасность, но и жизнь пассажиров.
Видео — как правильно затянуть сайлентблоки после их замены:
Визуальный осмотр
Чтобы точно подтвердить диагноз неисправности сайлентблоков следует произвести визуальный осмотр автомобиля. Сделать это можно самостоятельно или в автосервисе. Для этого потребуется яма или подъемник и предварительно очистить осматриваемые узлы от грязи.
Прежде всего, стоит обратить внимание на состояние резиновой вставки каждой детали. Если на ней видны трещинки или разрывы, началось расслоение, вспучивание – это говорит о неисправности сайлентблока и его нужно менять как можно скорее. При разрыве резиновых вставок можно заметить кривое расположение рычагов подвески.
В ходе осмотра стоит осмотреть и шины, так как при неисправных элементах можно заметить сильный износ с боковой стороны.
Еще нужно проверить наличие люфта в элементах. Взяв монтировку, стоит раскачать все узлы с установленными шарнирами. При ощущении явных сдвигов вердикт только один – замена!
Где производить замену: в гараже или на СТО?
Если визуальный осмотр выявил неисправность сайлентблоков, следует немедленно произвести их замену. Желательно поручить эту работу специалистам автосервиса, поскольку у них все-таки большой опыт. Однако эту работу можно выполнить и самостоятельно. Правда, первый раз это сделать будет сложно, поэтому нужно пригласить помощника.
Как заменить сайлентблоки самостоятельно
Производить замену сайлентблоков можно непосредственно с ямы на машине, но удобнее это делать со снятым узлом. Для работы понадобятся следующие инструменты:
- молоток или кувалда;
- набор ключей;
- набор отверток;
- тиски;
- наждачная бумага.
Всю операцию можно разделить на несколько этапов.
Шаг 1. Следует поставить машину на яму. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом. После этого снять узел или агрегат с неисправной деталью.
Шаг 2. После снятия узла или агрегата необходимо снять старый элемент. То есть произвести его выпрессовку. Сделать это можно несколькими способами, рассмотрим наиболее эффективные из них.
Оптимальный вариант — использовать специальный съемник сайлентблоков, подходящий для вашего автомобиля.
Некоторые автолюбители делают их из набора обычных деталей, купленных в магазине метизов.
Видео — съемник сайлентблоков своими руками:
В некоторых случаях, когда нет возможности использовать специальный съемник, можно пойти альтернативными путями.
Для одного такого метода понадобится самодельный «инструмент», которая включает прочный металлический стержень (хорошо подходит болт М120), шайбу и металлическую трубку со схожим диаметром как у изношенного сайлентблока. По этой конструкции и наносить удары кувалдой пока шарнир не выйдет со своего гнезда. Обычно хватает 5-10 прицельных ударов.
Можно вооружившись ножовкой по металлу распилить сайлентблок с двух сторон и вынуть резиновую вставку отверткой с молотком и вытащить втулку. Главное, при распиле не задеть саму деталь, где установлен расходный материал.
В других случаях можно воспользоваться паяльной лампой или газовой горелкой и выжечь резину. После чего остается вынуть шарнир обычным выбиванием при помощи зубила и молотка.
Шаг 3. После выпрессовки старой детали необходимо хорошо очистить посадочное гнездо наждачной бумагой. А перед установкой нового сайлентблока, посадочное отверстие следует натереть обычным хозяйственным мылом. Использовать вместо него масло, солидол и прочие продукты нефтепереработки крайне не рекомендуется.
Шаг 4. Запрессовку шарнира можно производить с помощью специальных приспособлений (если они есть в наличии).
Или же в тисках, сжимая их с медленной скоростью, чтобы можно было контролировать равномерное вхождение шарнира. Однако до конца он не сможет установиться на свое место, поэтому вытащив деталь, нужно положить ее на ровную поверхность. После этого ударами молотка или кувалды окончательно установить шарнир, соблюдая при этом максимум осторожности, так как есть риск повредить резину.
Шаг 5. Теперь остается вернуть снятый узел или деталь на свое место.
Видео — замена сайлентблоков ВАЗ 2110:
Нюансы
По сути, операция замены не так сложна. Трудно бывает первый раз, но потом уже легче. Но тут есть свои нюансы. Поскольку шарнир садится на своем место плотно и с большим натягом, то просто так извлечь и посадить его не получится. Для этого как раз понадобится упомянутый съемник либо оправка. Перечисленные способы замены необходимо производить осторожно, чтобы не повредить узел с шарниром.
Перед тем как переходить к замене шарнира, важно сделать правильный выбор новой детали. Перед покупкой необходимо узнать серийный номер сайлентблока и его габариты, так как различие даже на 1 мм грозит тем, что новый шарнир просто не запрессуется.
Если была произведена замена шарниров передних рычагов, то после этого обязательно необходимо выполнить развал-схождение колес.
В качестве заключения
Даже такая незначительная, на первый взгляд, деталь, как сайлентблок играет важную роль. И если закрыть на ее поломку глаза, то мы теперь знаем к каким последствиям это может привести. Поэтому стоит внимательно отнестись даже к такой мелочи и своевременно проводить замену шарнира. Только так можно сберечь свой автомобиль и существенно продлить срок его службы.
Многие отмечают, что болотоход ШЕРП имеет удивительные характеристики, но в то же время, стоит не дешево.
Нужно ли прогревать двигатель машины зимой — часто этим вопросом задаются автолюбители. Читайте об этом подробнее.
Чем опасен перелив масла в двигатель https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/dvigateli/pereliv-masla.html и к чему это приводит.
Видео — замена сайлентблоков в рычаге VW и какие есть нюансы:
Времена «самоделкиных» закончились. Сайлентблок надо не загонять кувалдой, а аккуратно запрессовывать. Иначе грош цена вашей экономии. Разрушите новый, будет не лучше старого.
Меняю сам регулярно (спасибо дорогам:(). У меня Нива Шевроле, в верхних рычагах выходят из строя после 15-20 000. Нижние держатся намного дольше. С прямыми руками можно заменить все за день. Старые сначала срезаю «болгаркой», потом они легко выскакивают. Ни разу не пользовался съёмником, хотя где-то лежит. Запрессовываются также легко. Плюс, конечно, в том, на Ниве стоит усиленная подвеска, не чета классике. Проще тому, у кого есть большие тиски, они очень хорошо помогают.
В амортизаторах также менял, здесь главное не переусердствовать при выпрессовке. В изношенном сайлентблоке центральная втулка выбивается без проблем, а затем потихоньку берёмся за наружную.
Никого не призываю к самодеятельности, однако замена сайлентблоков своими руками не вызывает проблем.
Сейчас официально на многих автомобилях сайлентблоки не меняются отдельно, а только в сборе, например, с рычагом. Хорошо, что на рынке присутствуют производители, которые выпускают сайлентблоки к различным моделям автомобилей. Я так рычаг отремонтировал и сэкономил деньги. Ну и лучше обращаться в автосервис, ибо в полевых условиях крайне сложно разбирать ходовую часть.
Игорь, а кувалдой большинство сайлентблоков и не забьёшь (особенно если они без наружной обоймы). Я все сайлентблоки «закручиваю» при помощи набора оправок и длинной шпильки с гайкой. Главное — не жалеть мыла или мовиля для смазки. Кстати, про полиуретан: у меня в А-образных рычагах на Audi 80 он ходит несколько лет и выглядит практически как новый. А запрессовывать их было гораздо проще, чем резиновые «ромашки». Мне кажется, рычаги быстрее проржавеют, чем износятся эти сайлентблоки. По поводу развала: старые сайлентблоки в рычагах уменьшают развал, а после их замены он немного увеличивается.
В очередной раз убедился, что сайлентблоки важное звено в машины, так как влияют на безопасность при езде Теперь я осматриваю их регулярно и, если выявляется проблема, сразу меняю.
Мои изнашиваются достаточно часто. Да, я конечно езжу очень много, но и дороги дают в первую очередь знать о себе. Покупая новые прежде всего, надо смотреть на качество самого материала резины.
Сейчас в магазинах продаётся очень много специального инструмента. Я тоже сначала мучился всевозможными приспособлениями типа «кувалда». Но, учитывая, что в моей машине этих сайлентблоков штук 50 (брал б/у машину, езжу 5 лет и дальше планирую ездить) то я можно сказать профи по замене сайлентблоков, поэтому давно куплены съёмники (мощный для подшипников) и набор для запрессовки (кстати стоит он около 500 руб.). Поэтому, если нет желания отдавать по 1000 за замену каждого в сервисе и руки откуда нужно — то не поленитесь и сделайте сами, а инструмент останется на будущее.
Я владелец калины 12 года выпуска. Так-как это моя первая машина, первый раз менял сам сайлентблоки. Поменял два за пол дня. Забивал кувалдой, естественно опыта замены у меня не было. Испортил первый же сайлентблок, пришлось ехать докупать. В итоге всё получилось со второго раза. Больше менять вручную я не стал. Меняю в сервисе, достаточно дёшево. Может это у меня руки кривые, я не знаю. Но если вы — новичок. Советую обратиться к знающим людям, хотя бы за советом. Как правильно это сделать. Пусть покажут вам на примере. А дальше уже пробуйте.
У официального дилера когда проходил техническое обслуживание своего автомобиля, то мне тоже показали изношенный сайлентблок переднего правого рычага, менять только его отказались, сказали, что только в сборе заменят весь рычаг. Но это очень дорого, потому я подобрал сайлентблок от стороннего производителя, да и заменил в обычном автосервисе. Так что, если даже официально сайлентблок или шаровая опора не меняются отдельно, то всегда можно выбрать из неоригинальных комплектующих и здорово на этом сэкономить.