Для того, чтобы максимально эффективно и с малыми затратами производить транспортные операции, в настоящее время широко применяется мониторинг транспорта Глонасс. Благодаря данным решениям возможно осуществление постоянного либо периодического контроля за состоянием и перемещением транспортных средств, что играет огромную роль в обеспечении максимальной эффективности операций в транспортной логистике.
Благодаря мониторингу транспорта Глонасс возможно контролировать маршрут движения транспортных средств, время остановок и стоянок, расход топлива автомобиля, время заправки и отклонения от намеченного маршрута.
Мониторинг транспорта Глонасс использует в своей основе спутниковую глобальную систему позиционирования Глонасс, созданную «Роскосмосом» в рамках одноименного проекта. В техническом плане Глонасс состоит из трех подсистем, куда входит подсистема космических аппаратов, подсистемы, связанные с контролем и управлением спутниковой группировкой, а также навигационного потребительского оборудования, куда и входит мониторинг транспорта.
Подсистема космических аппаратов включает в себя 24 спутника, которые движутся по круговым орбитам на высоте 19 100 километров. Время обращения аппарата вокруг планеты составляет 11 часов 15 минут. При этом в каждой орбитальной плоскости размещается восемь аппаратов, что дает возможность обеспечить беспрерывное покрытие планеты.
Именно за счет приема сигналов с аппаратов и функционирует мониторинг транспорта Глонасс. Управление аппаратами производится благодаря подсистеме управления и контроля, в которую входят наземные станции слежения и Центр управления системой. Отсюда осуществляется управление всей группировкой и производится, при необходимости, корректировка орбит спутников благодаря встроенным маломощным реактивным двигателям.
Как уже отмечалось выше, мониторинг транспорта Глонасс относится к потребительскому сегменту данной системы глобального позиционирования. В своей основе она включает в себя навигационный приемник, а также устройства обработки сигнала. Кроме того, она обладает модулем записи и хранения информации, а также устройством передачи данных, которое позволяет в режиме «онлайн» отправлять информацию диспетчеру. Для обеспечения точности позиционирования необходимо, чтобы система мониторинга транспорта Глонасс «видела», по меньшей мере, четыре спутника.
Для обеспечения наивысшей точности позиционирования многие устройства для мониторинга транспорта Глонасс оснащаются также приемниками сигналов NAVSTAR GPS. Благодаря сочетанию данных систем в «поле зрения» системы оказывается большее количество спутников, по данным от которых блок обработки сигналов вычисляет наиболее точное расположение автотранспортного средства, его перемещение и скорость. Данные вычисления производит специальный контроллер, который вычисляет пространственно-временные координаты и в соответствие с их изменением осуществляет расчет скорости и направления перемещения.
Благодаря данным свойствам комплекса мониторинга транспорта Глонасс достигается максимально полное представление о логистическом маршруте и отклонениях от него. Благодаря этим данным возможно осуществлять контроль за перемещением транспорта, следить за доставкой грузов, производить анализ схем маршрута и привязывать координаты к картам местности. Передача данных в диспетчерский центр производится по каналу передачи данных с использованием сетей мобильной связи GSM.
Мониторинг транспорта Глонасс обладает и рядом дополнительных функциональных возможностей. Наиболее востребованной функцией при этом является контроль за уровнем топлива, который производится с помощью специального датчика, устанавливаемого в бензобак автомобиля. Подобное устройство точно отслеживает уровень топлива в баке, его пополнение при заправках и вычисляет средних и мгновенных расход ГСМ. Подобная система дает возможность точно вычислять реальные затраты, которые требуются на ГСМ, а также способно легко выявлять нарушения.
Помимо этой возможности, система мониторинга транспорта Глонасс может быть дооснащена и иными датчиками, которые позволяют реализовать специфические задачи. В частности, датчики могут фиксировать температуру в рефрижераторах, работу специализированной техники, нагрузку на оси автомобиля, наличие пассажиров, открытие дверей и капота, а также другие нюансы.
Благодаря подобной функциональности мониторинг транспорта позволяет обеспечить полную информативность в отношении любого вида деятельности, связанного с организацией грузовых либо пассажирских перевозок.
Весьма важным аспектом является высокая степень автоматизации мониторинга транспорта через Глонасс. В частности, система позволяет не только контролировать маршрут, но и поддерживать связь с диспетчером. Кроме того, возможно производить автоматический экспорт отчетов в электронные программы, в частности, 1С. Кроме того, возможно осуществление привязки к картам, а также доступ через веб-интерфейс к контролю топлива и иным функциям с помощью мобильных устройств.
В стандартную комплектацию устройств мониторинга транспорта Глонасс входит контроллер или треккер, устанавливаемый на транспортное средство. Данное устройство предназначено для приема спутникового сигнала, его декодирования, хранения данных и последующей их передачи.
Установка дополнительных датчиков в комплекс мониторинга транспорта Глонасс производится путем их подключения с помощью аналоговых либо дискретных выходов, которыми оснащен модуль. Для скрытного хранения информации в устройстве также присутствует энергонезависимая память, которая рассчитана на десять тысяч километров пробега автотранспортного средства. Вся полученная информация накапливается и анализируется в диспетчерском центре на ПК либо сервере с установленным специализированным программным обеспечением.
Таким образом, мониторинг транспорта Глонасс предоставляет широкий спектр возможностей в реализации контроля за транспортными средствами, слежения за перевозками грузов либо пассажиров на любые дистанции.
Начало прочитала и первая мысль — вот ведь дальнобойщики «попали»! Теперь они натурально будут ездить у спутника «под колпаком». А с другой стороны, система ГЛОНАСС поможет предотвращать внештатные ситуации и послужит безопасности на дорогах. И вот уж совсем не ожидала, что эта система будет оснащена таким количеством удобных и нужных функций вплоть до автоматической передачи отчетов.
Самое главное предназначение ГЛОНАСС, по-моему, это обеспечение безопасности на дорогах. Ведь часто люди погибают на трассах, не дождавшись медицинской помощи. А такая спутниковая навигация позволит лучше следить за дорожным движением, скоординировать работу бригад скорой помощи и спасателей, сотрудников ГИБДД, страховых фирм.
Я согласна, мониторинг транспорта Глонасс — это в первую очередь безопасность на трассе. Ведь сколько случаев было, когда на дальнобойщиков нападали на ночных стоянках на трассе, да даже днем бывали случаи. А тут машина всегда на экране монитора, ее можно отследить и вовремя предпринять какие-то меры.
Очень удобная современная система безопасности на дорогах. А то, что дальнобойщики «попали»…не думаю. Ведь всегда присутствует человеческий фактор. Думаю, можно будет потом (или сразу) объяснить диспечеру, куда и для чего водителю нужно отклониться от маршрута. Ведь система-системой, но все мы люди.
Главное, чтобы использовалась эта система по назначению и вовремя обновлялась и модернизировалась.
ГЛОНАСС это не только безопасность дорожного движения, но и безопасность бизнеса! Глонасс нужен предприятиям и предпринимателям у которых есть свой автопарк, а с недавних пор цены на оборудование Глонасс упали, потому что появилось много различных сервисов и дорогостоящие терминалы теперь мало кому нужны.