Под понятием мультируль понимают рулевое колесо, на котором установлены органы управления различными функциями и опциями автомобиля. По существу, к мультирулю можно отнести первые рули, на которые начали устанавливать кнопки управления звуковым сигналом еще на довоенных машинах прошлого века. Под мультирулем можно понимать и управление транспортным средством, предназначенным для людей с ограниченными физическими способностями (колясочники).
С развитием цифровых технологий, беспроводной передачи сигналов на руль можно установить практически бесконечное количество дополнительных органов управления, чтобы сосредоточить внимание водителя на основном органе управления автомобиля. Так делается в автомобилях для Формулы-1.
Применять такой сложный руль на обычных легковых автомобилях не имеет смысла. Но уже сейчас многие производители применяют рули с количеством кнопок управления более 20-ти в базовом варианте.
Их виды
Часто в понятие мультируль интегрируется разновидность «серворуль». Это не совсем правильно. Серворуль предназначен для изменения усилия на рулевое управление в зависимости от скорости движения. Это необходимо для организации обратной связи дорога-руль в системах усилителя рулевого управления.
Мультируль представляет собой многофункциональное устройство, которое предназначено для упрощения управлением различными дополнительными устройствами, при минимальном отвлечении водителя автомобиля от наблюдения за дорожной обстановкой. Действительно, внимание водителя во время движения сконцентрировано в секторе руля и обзора в пределах лобового стекла.
При управлении кнопками, регуляторами и переключателями, расположенными вне зоны обзора, возможны следующие ситуации:
- действия производятся в режиме автоматизма (например, при переключении рычага коробки переключения передач);
- операции управления выполняются ступнями ног (педали);
- для управления используется голосовой режим;
- кнопки и другие органы управления расположены на руле.
Первый шаг к мультирулю был сделан давно: органы управления световым оборудованием, стеклоочистителем, омывателями, другими функциями локализовали в районе рулевой колонки. При этом требуется минимальное перемещение рук и отвлечение внимания для управления их функциями. Дальнейшее усложнение «стрекозы» выведением в их зону контроля, например, управления автомагнитолой, нецелесообразно. Тем более, что для большинство опытных водителей переключение световых режимов, поворотниками и другими функциями также производит на автоматизме.
Сущность мультируля состоит в дополнительной нагрузке, в основном, на большие пальцы рук, которые в процессе вращения рулевого колеса остаются «незанятыми».
Классификация мультирулей основывается на характеристиках:
- Степень интеграции дополнительных органов управления:
- малая с количеством дополнительных кнопок до 5-ти (в основном, они предназначены для управления автомагнитолой);
- средняя (от 5 до 10-ти кнопок управления мультимедийной системой, круиз-контролем и др.);
- высокая степень интеграции (более 10-ти, включая джойстики и регуляторы: мультимедиа, телефон, бортовой компьютер, круиз и др.)
- Канал передачи информации:
- проводной;
- беспроводной.
- Вид передаваемого сигнала:
- аналоговый,
- цифровой.
Плюсы и минусы мультируля
Положительные эффекты от применения мультируля:
- централизация внимания водителя в главную зону обзора. Такой эффект достигается не сразу после пересадки на мультируль. Первоначально такой руль имеет даже отрицательный эффект: перенастройка фокусировки зрения с дальних объектов на ближние (кнопки) занимает большее время, чем отвлечение взгляда, особенно для людей с проблемами зрения;
- меньшие двигательные процессы в области рук. Чаще всего требуются движения кистей рук или фаланг пальцев, чтобы производить управление;
- высокая скорость управления функциями систем автомобиля. Этот эффект достигается совокупностью предыдущих пунктов.
Отрицательные моменты:
- невысокая надежность. Для управления с руля требуется проводной или беспроводной канал передачи данных. Управление по проводам использует подрулевой шлейф. Это относительно ненадежный элемент, часто выходит из строя. Помимо этого блок кнопок и электронного преобразования сигналов, расположенный на руле, в процессе эксплуатации находится в непрерывном вращении, что дополнительно уменьшает его ресурс. Практически все органы управления на руле обязательно дублируются в салоне, чтобы функции управления системами не стали недоступными при выходе мультируля из строя;
- руль в процессе движения подвижен, как и кнопки, находящиеся на нем. Таким образом, территориально кнопки «блуждают по салону». Это затрудняет управление;
- управление функциями с руля невозможно для пассажира. Часто водитель просит помощи в управлении, например, поиске мелодии или канала, пассажира. Помочь сделать это на мультируле пассажир не может;
- при срабатывании подушки безопасности часто функции мультируля повреждаются.
Как сделать мультируль своими руками
Чаще всего мультируль устанавливают самостоятельно в том случае, когда в определенной модели авто есть модификации с мультирулем и без него. Тогда на разборке приобретают мультируль от навороченной модификации и устанавливают его на собственный авто. При этом требуется минимальное изменение электрооборудования, а хорошее знание электрики поможет все выполнить правильно.
Некоторые автолюбители модифицируют систему дистанционного управления автомагнитолой, внедряя ее на руль. Для этого требуется модернизация конструкции рулевых накладок.
Следует учитывать, что там расположена подушка безопасности. Нельзя исключать такую вероятность, что при ее срабатывании отдельные дополнительные конструкции могут нанести вред водителю. Поэтому найти на рынке сертифицированные дополнительные устройства для модификации на мультируль сложно. Самостоятельно изготавливать такую конструкцию опасно с точки зрения безопасности.
Видео — как сделать мультируль своими руками:
В сети можно найти множество практических советов по изготовлению мультируля для разных моделей автомобилей. Следует ответственно отнестись к целесообразности и безопасности таких модернизаций.
Более простые дополнительные модули для управления автомобильной магнитолой установить не сложно.
На таких маркетплейсах как Алиэкспресс и E-Bay стоимость подобного дополнительного оборудования составляет несколько сотен рублей. Оно монтируется прямо на рулевое колесо и не влияет на безопасность при срабатывании подушек безопасности.
Также можно найти специальные адаптеры для подключения магнитолы к штатным кнопкам на руле. Как правило, они китайского производства, адаптированы под конкретные магнитолы.
Мультируль – удобное устройство. Слишком большая функциональная нагрузка на мультируль может привести к отрицательному эффекту. Возможно, со временем придется сначала учиться управлять мультирулем, лишь затем – управлять движением автомобиля.
Шарнир равных угловых скоростей ШРУС что это такое в автомобиле и как он работает.
Какие могут быть проблемы, если уровень масла в двигателе выше максимума.
Почему важно учитывать параметр ET https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/vylet-diska-et.html при выборе дисков для своего автомобиля.
Видео — как сделать мультируль своими руками на ВАЗ:
У меня на руль выведена только магнитола, почти 10 лет пользуюсь. Очень удобно, привыкла, управляю на автомате, не задумываясь.
Сейчас так сильно привык к мультирулю, что не понимаю как мы обходились без него в прошлое время. Это же очень удобно, когда у тебя все управление мультсистемой, а особенно смартфоном под рукой и ничто не отвлекает тебя от дороги. Вспоминаю свою первую «копейку» — нужно отыскать в бардачке нужную кассету, вставить ее в приемник, пощелкать кнопками и только тогда слушать музыку. Ужас!
Мультируль уже давно ставят на автомобили. У меня еще на старом Цивике еще в 2008 году он уже был. Минусов никаких не увидел, все очень удобно.
Вынесен туда круиз, кнопки управления магнитолой, лепестки переключения передач, и даже когда крутишь руль — это очень удобно.
А когда по трассе едешь, то вообще нет никаких проблем. Это гораздо удобнее, чем тянуться к магнитоле например. Никаких поломок за 11 лет не было.
Мультируль — необыкновенно удобная вещь! Не отвлекаясь от дороги есть возможность управлять магнитолой, телефонными звонками, круиз-контролем. Даже не представляю, что бы я делала в его отсутствие!
И как же мы раньше жили с магнитолой, господа. Сегодня сложно представить как мы обходились без мультируля. Я в своей Giulia просто наслаждаюсь управлением мультирулем с тремя спицами, в том числе управлением звуковой системой и звонками, все мягкое при прикосновении, быстро привыкаешь к алгоритму действий. Создан мультируль по слепкам мужских рук видимо.
Сделано это в первую очередь для удобства, что вполне себя оправдывает. Раньше ездила на классике, к которой привыкла и пересев на другую более новую машину поначалу испытывала дискомфорт — хоть она и была намного удобней и легче в управлении.
Потребовалось время, чтобы ощущать себя комфортно. Единственное, что мне кажется — слишком много мелочей и надёжность конечно уже давно не та, что раньше.
Помню как в старые времена на отцовской волге из кнопок на руле был только звуковой сигнал, и то срабатывал через раз.Сейчас же с новыми технологиями уже стал забывать как выглядело рулевое колесо первоначально. Часто стал ловить себя на мысли что уже не лезу в магнитолу, а все действия делаю на руле, данная статья заставила вспомнить прошлое что-ли, поностольгировать о молодости.
В новой машине у меня мультируль, очень удобная штука, позволяет не отвлекаться от дороги
У меня мультируль появился еще в 2008 году, когда Suzuki SX4 sedan купил в максималке. Собственно, привыкли руки довольно быстро, за месяц-полтора, и смотреть на кнопки уже не приходилось. Сейчас даже не представляю, как без этого можно.
Ну на самом деле, каких-то особых плюсов от мультируля не увидел. У меня по факту можно было управлять только магнитолой. Ну да, переключить трек, добавить звук, но все это можно было сделать просто покрутив колесико и нажав кнопку на ней самой, что по удобству весьма сопоставимо.
Если у вас автомат, туда вполне могут быть вынесены еще 2 кнопки для «ручного» переключения скоростей, но тут тоже польза то сомнительная, пользовался по сути за все время 2 раза, просто чтобы попробовать.
Очень удобная и полезная штука. У меня на Санта Фе мультируль выполнен очень функционально и удобно. Руки редко снимаю. Там всё. И музыка, и автопилот, и компьютер,… А вот самому что-то внедрять – не рекомендую.
Вообще очень удобная вещь. Помню на Honda Concerto 1991 г.в. уже был мультируль с круизконтролем и управлением мультимедиа. Не нужно отвлекаться от дороги, и тянуться к магнитоле. Руки действительно привыкают за 2-3 дня покатушек.
На моем руле есть кнопка для включения круиз-контроля, кнопка вызова и приема телефонного звонка, кнопка уровня громкости аудиосистемы. Автомобилю одиннадцать лет, все функции на руле исправны и нареканий не вызывают.
У меня были машины и с мультирулем и простые. Не советую искать машины по такому параметру. Да — удобно, но не настолько, чтобы гнаться за этим.
Да, порой руль усыпан кнопками, но… пользоваться вы будете одной или двумя. У меня не было проблем подкрутить колесико магнитолы или нажать на следующий трек. Также от дороги не отвлекает. Ну а больше ничем я не пользовался вообще.
Мультируль прекрасная вещь для водителя, ведь как не странно он позволяет гораздо реже отвлекаться от дороги. В современном мегаполисе вещь просто необходимая, стоит только задуматься сколько аварий происходит из-за того, что водители отвлекаются от дороги допустим на магнитолу. Сам уже не представляю как можно ездить без заветных кнопочек.
Мультируль — очень удобная функция. По крайней мере не отвлекаешься от управления в момент переключения радио. Это тот минимум, которым я пользуюсь каждый день.
Немного поспорю со статьей 🙂
Далеко не все функции мультируля дублируются в салоне, то , что связано с магнитолой, да дублируется, как раз чтобы пассажир смог управлять музыкой без участия водителя, ну и еще выбор передачи, если управление коробкой с руля. А вот все остальное, никогда не видел чтобы были дублирующие кнопки, обычно это круиз и управление бортовым компом, только с мультируля управление и все…
Хочу уточнить про принцип передачи. Беспроводной — это только в колхозных поделках , неважно сделали их нонэйм китайцы или это топовый Alpine, все равно, это исключительно допоборудование, автопроизводители такой ерундой не балуются, беспроводные интерфейсы в авто, рискованны из-за высокой помехонагруженности, поэтому их используют только там , где ну совсем нельзя обойтись, например в датчиках давления шин, в мультируле можно обойтись, поэтому штатные мультирули всегда по проводам.