Польская сторона существенно ужесточила порядок пересечения границы и правила ввоза топлива на территорию страны. Отныне без уплаты пошлин ввозить бензин с территории Калининградской области можно не чаще, чем десять раз в месяц.
Подобные нормы призваны обезопасить Польшу от нелегальных дельцов, специализирующихся на ввозе топлива, в просторечии нередко называемых «бензовозами». Стоит отметить, что данная проблема актуальная на большинстве границ Польши с постсоветским пространством ввиду того, что стоимость бензина в Российской Федерации и Республике Беларусь существенно ниже. По этой причине поляки с большим удовольствием пользуются услугами теневых дельцов, ввозящих топливо в Польшу самыми разнообразными способами.
Для сравнения, бензин марки АИ-95 продается на АЗС Калининградской области по цене порядка 31-32 рублей. Примерно схожи цены и в Беларуси. В Польше же стоимость одного литра данного типа топлива достигает 58-60 рублей при пересчете на российскую валюту. Поляки покупают калининградский бензин, отдавая примерно 400-450 рублей за одну десятилитровую канистру. Преимущество составляет порядка 100 рублей.
Даже без дополнительных ухищрений, отправляясь в поездку со 100-литровым бензобаком, «бензовоз» за рейс получает около одной тысячи рублей дохода. Таким образом, средний доход дельца составляет порядка 20-30 тысяч рублей, что гораздо выше среднего уровня зарплат, как в приграничных регионах Польши, так и в Калининградской области.
Приграничное управление ФСБ России по Калининградской области отмечает, что в среднем в течение суток границу пересекает порядка девяти тысяч автомобилей. «Бензиновых дельцов» среди них – порядка 80 процентов.
Безусловно, подобное положение дел выгодно владельцам приграничных российских АЗС, поскольку уровень выручки оказывается весьма высоким. Однако серьезные трудности возникают в связи с теневым бизнесом у туристов и других водителей автомобилей, для которых время ожидания на пограничных постах существенно увеличивается.
Следует отметить, что для сокращения очередей были предприняты определенные действия. Так, в 2012 году пассажиры автобусов и легковых автомобилей получили право не выходить из транспортного средства, осуществляя передачу паспорта через окно автомобиля.
В этом году новшества дополнили так называемым «режимом одной проверки», когда пограничный и таможенный контроль осуществляется один раз в одном месте. Впрочем, данные нововведения реализованы лишь российской стороной, а потому выгода во времени нивелируется потерями при переходе польской границы. В будни ситуация обстоит несколько лучше, однако в выходные и праздничные дни ожидание на границе может растягиваться до нескольких часов.
Ужесточение контроля со стороны польской стороны вызвано рядом экономических причин. Главная из них, конечно же, кроется в снижении доходов приграничных автозаправочных станций, которым нелегальный оборот топлива наносит серьезные убытки. При этом «бензовозы» далеко не всегда пользуются для заправки штатными бензобаками своих автомобилей, прибегая к различного рода ухищрениям в виде дополнительных емкостей, размещаемых под днищем автомобиля.
Безусловно, принятие новых мер со стороны польской стороны положительно скажется и на нагрузке, которую испытывают российские пропускные пункты. Правда, насколько меньше станут объемы бензиновой торговли на теневом рынке, эксперты прогнозировать не берутся.
Уплата сборов, как уже отмечалось, будет касаться граждан, которые пересекают границу чаще десяти раз в месяц либо те, которые не могут подтвердить некоммерческий характер поездки. В качестве доказательства подходят чеки из магазинов и гостиниц и иные официальные бумаги.
Нужно отметить, что «бензиновые дельцы» также не оставили введения пошлин без внимания. В частности, начался ряд массовых акций протеста с блокированием подъездных путей к пунктам пограничного контроля. Неоднозначное отношение введение пошлин вызвало и в Европарламенте. Впрочем, вероятнее всего новая мера, по примеру сопредельной Литвы, окажется действенным способом борьбы с нелегальным топливным бизнесом.
Интересно, как эти новые польские меры скажутся на Россие и на ценах на наш бензин. Сейчас ведь люба мелочь влияет на цены. А Польша поступила правильно, ужесточив порядок пересечения границы и правила ввоза топлива на территорию страны. Я даже не ожидала, что там такие дикие цены на бензин. Нам ли жаловаться.
Польша это самостоятельное государство, поэтому, считаю, ее политика в отношении нелегального ввоза бензина полностью ее дело и другие страны касаться не должно. К тому эти меры направлены на улучшение качество обслуживания на пропускных пунктах в том числе. Акции протеста «бензовозов», лавочку которых попросту прикрыли считаю наглостью.