О необходимости серьезного реформирования обучения водителей заговорили еще прошлой осенью. Тогда были внесены поправки в федеральные законы «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения». Подготовка водителей была признана профессиональным видом обучения, хотя ранее его относили к дополнительным.
Это привело к тому, что новые требования к автошколам с 2014 года существенно возросли. Кроме того, те же поправки предусмотрели новые категории и подкатегории прав. Парадокс состоял в том, что обучиться в соответствии с новыми стандартами было негде.
Не существовало соответствующих новым требованиям курсов, не было подготовленных должным образом педагогов. Пришлось срочно составлять необходимые программы. Теперь новые программы подготовки водителей разработаны и готовы к широкому применению. Что же ждет учеников, учителей и владельцев автошкол? Все ли нюансы учли законодатели?
С 11 августа официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года, одобренные и утвержденные Министерством образования и науки РФ. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. Если какое-то из нововведений не будет соблюдаться, то автошколе грозит закрытие.
Следует отметить, что реформирование в этой области было действительно необходимо. Новые учебные программы обучения водителей, предусматривающие возможность получения новых категорий и подкатегорий прав, подготавливались с прошлой осени. Где можно было по ним обучиться? До внесения в законодательную базу последних изменений – нигде. Что же ожидает будущих водителей и их преподавателей теперь?
В некоторых регионах с принятием новых программ обучения водителей 2014 года поднялась нешуточная паника. Владельцы многих автошкол опасаются, что их учебные заведения просто не смогут соответствовать всем требованиям, которые прописаны в законе. Несколько нововведений вовсе вызывают существенные сомнения в их необходимости.
Например, теперь каждая автошкола должна иметь собственную столовую, лифт и пункт медицинской помощи. Зачем учреждению, в которое приходят на пару часов в сутки, чтобы получить необходимые знания нужно отдельное помещение, специально предназначенное для приема пищи?
Разумеется, подобное переоборудование значительно скажется на размере той суммы, которую должны будут заплатить ученики. Прогнозы различных аналитиков предвещают рост платы за услуги не менее, чем в два раза. Некоторые владельцы автошкол уйдут из этого бизнеса, сочтя его невыгодным. Впрочем, у них всегда есть возможность переквалифицироваться, открыв дополнительные курсы для водителей.
Автошкола и земельный участок
Тревожным для владельцев автошкол является и требование к размеру территории, предназначенной для выполнения упражнений. Согласно новым требованиям к автошколам 2014 года он должен составлять 0,24 гектара.
В некоторых городах найти свободный земельный участок подобного размера крайне проблематично. На нем гораздо выгоднее построить новый магазин или развлекательный центр.
Особенно этот вопрос волнует жителей столицы. Добиться там выделения для автошколы участка необходимых размеров с учетом дефицита незастроенной земли просто нереально. Да и почему размер минимальной обязательной площади, которой должна располагать автошкола, составляет именно 0,24 га? Никакого четкого обоснования на этот счет не дается.
Из Министерства образования и науки уже поступила просьба к столичным властям отыскать для автошкол необходимые участки. Будет ли эта мера действенной и нужно ли направить подобный запрос во все регионы? Возможность положительного результата представляется весьма сомнительной.
Самым очевидным способом добиться желанной земли представляется внесение поправок в Градостроительный Кодекс. Это позволит обязать чиновников выделять участки необходимого размера автошколам. Будут ли приняты такие нововведения в законодательном порядке? Это пока никому не известно, а вот новые требования к автошколам 2014 года уже действуют. Нужно как-то им соответствовать. Если владельцы автошкол хотят продолжать заниматься своим бизнесом, то им придется изобретать выходы из возникшей ситуации.
Изменения для преподавателей и учеников автошкол
Серьезные изменения внесли и в сам процесс обучения водителей. Как они скажутся на качестве подготовки желающих получить права? Этот вопрос вызывает множество споров. Сейчас ясно лишь, что курс обучения водителей будет длиться значительно дольше прежнего.
В Министерстве образования и науки в срочном порядке после принятия соответствующего закона составили учебные программы подготовки водителей, отвечающие новым стандартам. Для новых подкатегорий водительских прав A1, B1, C1, D1, C1E, D1E и для категории M, позволяющей получить право на вождение мопеда или скутера, они были разработаны с нуля.
Однако изменения, вступившие в силу, вовсе не ограничиваются введением ранее не существовавших категорий. Решено увеличить и продолжительность курса обучения. С 11 августа продолжительность теоретической части увеличится со 106 до 134 часов. Возрастет и количество времени, отведенного на практику вождения (с 50 до 56 часов).
Следует обратить внимание на то, что по новым правилам подготовки водителей, время обучения будет исчисляться не академическими (45 минут), а астрономическими (60 минут) часами.
Такие цифры вызваны тем, что изменилось содержание новых учебных программ подготовки водителей. Введен курс, на котором будут моделироваться различные конфликтные ситуации, возникающие во время движения. На изучение различных моделей поведения отводят целях 12 часов. Ровно столько же отведено на изучение теории управления транспортным средством.
Кроме того, новые программы обучения водителей предусматривают курсы этики, рассказывающие о том, как должен вести себя в дороге вежливый автомобилист. Расскажут ученикам и о том, как влияют возраст и пол на формирование моторных навыков, вырабатывающихся при вождении.
Нужны ли автомобилистам подобные знания? Может быть, в новых программах подготовки водителей следовало уделить больше внимания практике?
Обучение в российских автошколах не предусматривает выездов с инструктором на автомагистраль. Все уроки проходят на тренировочной площадке или в условиях городской трассы, то есть на скорости, которая составляет не выше 60 км/ч. Научить водителя движению по скоростным магистралям никто не пытается, хотя за рубежом подобная практика давно прижилась.
Впрочем, и с самими педагогами ожидаются проблемы, ведь теперь они должны иметь высшее или среднее профессиональное образование. Соответственно многим тоже придется переучиваться, при этом может возникнуть острый дефицит специалистов.
Ужесточились и требования к экзаменаторам. Каждый из них должен иметь высшее образование, быть не моложе 25 лет, пройти специальные квалификационные курсы и водить автомобиль не менее пяти лет.
Автомат или механика?
Новые программы подготовки водителей 2014 года включают в себя возможность обучения управлению автомобилем с автоматической коробкой передач. Если водитель выбрал подобный курс, то в правах будет поставлена отметка «АТ». Министерство образования решило предусмотреть возможность переобучения таких курсантов. С этой целью разработана специальная программа переобучения.
Курс переобучения с автомата на механику будет длиться 16 часов. Будет ли востребованной такая возможность? Сейчас подобная услуга никому не нужна, так как все учились водить на автомобилях с механической коробкой передач. Возможно, в будущем возникнут ситуации, когда ученику, выбравшему автоматику, понадобится освоить механику. Однако эксперты считают, что такой курс не будет пользоваться большим спросом.
Чего еще ожидать автошколам?
Сотрудники ГИБДД готовы выезжать для принятия теоретической части экзаменов сами, но только в те учреждения, где процент успешной сдачи будет не менее 80. Тем автошколам, у которых есть собственный автодром, могут зачесть внутренний экзамен вместо экзамена в ГИБДД. Считается, что подобная льгота будет способствовать успешному соблюдению новых требований к автошколам, являясь неплохим стимулом для их развития.
Многим будет полезно вспомнить сигналы регулировщика в картинках и уверенно проезжать перекрестки.
Как проверить есть ли лицензия у автошколы рассказано здесь.
Про новые сроки обучения в автошколах https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/srok-obucheniya-v-avtoshkole-s-uchetom-novyx-programm-podgotovki-voditelej.html
В целом изменения вызвали неоднозначную реакцию. Некоторые автошколы уже обратились в правоохранительные органы с просьбой дать им полгода на переходный период. К чему это приведет? Поживем — увидим.
Давно пора было вводить такие меры. Сейчас школ и так развелось не мало, особенно в крупных городах и потому ситуация уже назрела. Правильно что перенимают опыт с запада, ведь у них можно поучиться.
У нас как примут хоть стой хоть падай. Нельзя за такой срок все резко перестроить, ведь так только количество школ станет в разы меньше, а значит и цены опять пойдут вверх.
Решение хорошее и уже назрело, но сроки… просто нет слов.
Изменения уже давно назрели и похоже наша власть понимает, что тянуть уже опасно, особенно если взглянуть на статистику. Уровень вождения некоторых водителей просто ужасный, сам видел, как новоиспеченные водилы с «правами» ездили на дорогах.
Уже стараеся их обходить, ведь кто знает что у них на уме.
Надо было увеличить практический курс часов хотя бы до 80 — 100 и включить в него разнообразные дорожные ситуации и в городе и на трассе, а так добавили всего то 6 часов. А зачем при автошколах столовая?
Уж не знаю считайте меня пессимистом, но я не думаю что эти меры хоть как то изменят ситуацию. Тут нужен комплексный подход, а у нас как всегда много шума, а когда разбираеся, то понимаешь что меры то не самые эффективные и явно не достаточные… имхо.
В плане движения на встречу автошколам со стороны ГИБДД — это здорово! Стимулирует работу.
А вот требования к автошколам вполне могут повлечь различные придумки — аренда автодромов и втирание очков проверяющим за счёт мнимых столовых.
Спасибо за статью!
Я этих изменений ждала. Давно пора было вводить подобные меры, а то ситуация на дорогах немного пугает. Словно все впервые за руль сели. Я, конечно, тоже не слишком опытный водитель, но все же долго училась и не сразу вылезла в город. А тут — лихачи на каждом углу.
Так что правильной дорогой идут.
Ну вот например в Питере чтобы получить корочки на управление трамваем сначала нужно наездить 205 часов практики, с инструктором водителем 5 — 6 разряда, да плюс 469 часов теории. А ведь трамвай движется по рельсам и имеет право преимущественного проезда на перекрёстках. А управление машиной целиком зависит от мастерства водителя. Как можно стать хорошим водителем за 56 часов?
Очень хорошо, что увеличат часы обучения, то что было раньше, я считаю, что не хватает. Думаю, что можно было бы еще ужесточить правила получения водительского удостоверения, а то очень много не адекватов на дороге.
Все такие умные, это в больших городах может быть и хорошо. А как у нас на всю область 1 автошкола пока работает, и мне до неё 300 км. в одну сторону, и как быть, где теперь эти гребанные права брать. Тут хоть немного обучали, а щас тупо вообще обучать не будут, и я уверен все будут на покупных ездить или вообще без прав…
3 года назад я учился в автошколе, все нормально — сдал экзамен и посоветовал другу там же учиться. Он подал документы в ноябре прошлого года по договору обучения 3 месяца. НО закон сменился и его до сих пор не пускали до экзаменов. Только сейчас и то все сдал, но его тупо экзаменаторы валят и всё — мол ты денег давай и будут тебе права.