Работа ГИБДД — о ее плюсах и минусах

Попробуем разобраться,  что же такое  работа ГИБДД. В голове автолюбителей она  прочно ассоциируется с образом коварного автоинспектора,  подстерегающего на трассе  нарушителя. Этот образ настолько крепко запал в души российских водителей, что редко кто задумывается об истинной задаче Госавтоинспекции – обеспечивать участникам  движения безопасность.

работа ГИБДД и инспекторов ДПС

Предшественница ГИБДД – ГАИ появилась  в июле 1936 года. Работа ГИБДД (ГАИ) в тот период  сводилась к борьбе с ДТП, составлению технических требований по использованию и учету автотранспорта. На тот период единых Правил, регламентирующих дорожное движение,  не было. Они были введены  только в 1940 году, тогда же появилось водительское удостоверение единого образца. Функция регулирования движения до 1950 года к Госавтоинспекции не относилась.

Работа ГИБДД сегодня

С момента создания Госавтоинспекция серьезно изменилась, перечень задач значительно вырос. Сегодня вся  работа ГИБДД поделена между  следующими  службами:

  • Роты, батальоны, полки ДПС (дорожно-патрульной службы).
  • Регистрационно-экзаменационные службы.
  • Подразделения регистрации ТС.
  • Служба розыска транспорта.
  • Подразделения дорожной инспекции.
  • Дознание.
  • Служба административной практики.
  • Служба дорожного надзора.
  • Подразделения агитации, пропаганды.
  • Подразделения эскорта.

Рассмотрим основные особенности работы подразделений ДПС, с ними  регулярно приходится общаться рядовому автолюбителю.

Описание функций

Самой многочисленной частью  Госавтоинспекции является дорожно-постовая служба. Структурными единицами службы являются строевые подразделения: взвод, рота, батальон, полк. Здесь  осуществляется работа ГИБДД, связанная с исполнением следующих  функций:

  • Обеспечения соблюдения интересов и законных прав участников движения.
  • Контроль  выполнения ПДД.
  • Осуществление регулирования движения.
  • Охрана правопорядка, борьба с преступлениями на улицах, автодорогах.
  • Работа ГИБДД по розыску похищенного автотранспорта.
  • Осуществление делопроизводства по административным нарушениям.
  • Проведение экстренных мер при ДТП, эвакуация людей, оказание первой помощи.
  • Проверка поступившей информации о нарушениях безопасности движения.
  • Сопровождение автомобилей.

Организация  ДПС

Внимание при распределении сил ДПС уделяется наиболее аварийным участкам, где и размещаются основные силы. Распределение производится на основании Дислокации постов и маршрутов патрулирования по утвержденному  ежедневному нормативу расстановки нарядов. Данные вносятся в Постовую ведомость.

Координация и управление осуществляются дежурными частями подразделений. Дежурные части подчиняются вышестоящей дежурной части ОВД.  Руководство данным сектором работы ГИБДД осуществляет начальник штаба или зам. командира (если должность начштаба штатом не предусмотрена). Подготовка и развод инспекторов, заступающих в наряд, производится согласно Уставу патрульно-постовой службы (ППС) полиции.

Формы  несения

Формы несения ДПС подразделяются:

  • Патрулирование с использованием мотоциклов, автомобилей, вертолетов. Применяется как открытый, так и скрытый или смешанный контроль дорожного движения. Открытый контроль подразумевает применение транспорта имеющего спецокраску. Скрытый контроль — использование автомашин со стандартной окраской. Иногда при помощи такого метода проводится работа ГИБДД по проверке своих коллег на “взяткоустойчивость”. Смешанный – комбинированный метод с использованием при совместном патрулировании  автомобилей: одного без опознавательных знаков, второго с нанесенной  символикой ДПС. Координация действий осуществляется по радиостанции.
  • Несение дежурства на оборудованных стационарных постах. Основная работа ГИБДД на постах связана с розыскными мероприятиями по выявлению разыскиваемых  автомобилей.
  • Пешее патрулирование.
  • Сопровождение автотранспортных средств.

Классификация способов несения ДПС

Первый способ несения ДПС состоит в предостережении участников движения от  правонарушений. Часто само присутствие инспектора ДПС на аварийном участке дороги становится неплохим фактором, предотвращающим возможные нарушения ПДД.

Патрулирование может производиться в местах с недавно измененной схемой движения, например, возле недавно установленного знака “Въезд запрещен”, где патруль ДПС расположившись в начале действия знака, предупреждает не заметивших его автолюбителей по громкой связи.

Следующий способ заключается в проведении регулировочных действий в точках возможного возникновения пробок или при проведении общественных мероприятий. Работа ГИБДД направлена на недопущение возникновения заторов.



 

Контроль поведения участников движения является еще одним способом несения ДПС. Сотрудник ДПС осуществляет контроль соблюдения ПДД участниками движения.

Работа ГИБДД глазами автолюбителей

Многие автолюбители неоднозначно оценивают работу ГИБДД. Основными претензиями к блюстителям ПДД являются высокий уровень взяточничества и некорректное общение с водителями.

Нелестные отзывы звучат от автовладельцев в адрес регистрационных подразделений ГИБДД из-за больших временных затрат при постановке на учет личного автотранспорта.

Плюсы работы

Процессы, происходящие внутри Госавтоинспекции, созвучны процессам во всем российском обществе. Несмотря на значительные нарекания на деятельность инспекции, можно признать наличие определенных положительных тенденций в работе ГИБДД:

  • Несмотря на некоторый рост смертности в прошедшем году, с 2007 года  ее значение уменьшилось  на 5000 человек в год.
  • Идет упрощение процедуры действий, связанных с регистрацией автотранспортных средств при помощи официального сайта ГИБДД и общероссийского портала госуслуг.
  • Принятый в начале 2009 г.  Административный регламент МВД, утвержденный приказом №185,  упорядочил  общение инспекторов ГИБДД и водителей. Были исправлены многие ошибки предыдущего нормативного документа.
  • Положительные сдвиги в подаче необходимой информации при помощи интернет-ресурсов и информационных стендов, соответствующих требованиям Административного регламента.

Минусы

К отрицательным сторонам работы  ГИБДД можно отнести:

  • Несмотря на осуществляемые антикоррупционные мероприятия, сохраняется высокий уровень взяточничества.
  • Не все сотрудники ДПС соблюдают требования Административного регламента  в части корректного общения с участниками движения.
  • Пренебрежение некоторых сотрудников инспекции к соблюдению правил ПДД (негативный пример для других водителей).
  • Долгое ожидание сотрудников участниками ДТП. Работа ГИБДД в момент пика аварийности из-за перегруженности экипажей ДПС может серьезно замедлиться.
  • Низкая эффективность поиска числящихся в розыске транспортных средств.

Общение с сотрудниками

Практически любому автолюбителю доводилось общаться с полицейским ДПС.  Разговаривать нужно спокойно без заискивания и без грубости. Вся работа ГИБДД в части общения работника ДПС и водителя ведется в соответствии с  действующим Административным регламентом.

Он позволяет вам не “плестись” за инспектором в патрульную машину, а остаться на своем месте. Кроме того, сразу после остановки полицейский должен представиться и сообщить причину, по которой был остановлен ваш автомобиль. Также регламент позволяет вам вести как аудио, так и видеосъемку. Правда иной раз, не желающий стать “звездой экрана” инспектор может повести себя агрессивно, вплоть до уничтожения записывающей аппаратуры.

Россия медленно движется к построению правового государства. Стоит помнить, что у участников движения существуют не только обязанности по соблюдению ПДД, но также и права гражданина РФ, которые инспектор ГИБДД должен учитывать при исполнении своих профессиональных обязанностей. Поэтому наилучшей защитой автолюбителя от незаконных действий будет хорошее знание  Административного регламента.

Если инспектор остается глух к разумным доводам, стоит подключить хорошего адвоката (телефон адвоката в бардачке автомобиля желателен), или стать членом автоклуба осуществляющего юридическую помощь своим участникам. А наилучшим решением будет строгое соблюдение правил ПДД.

Когда работа этой структуры заслужит уважение водителей?

А как работают аналогичные службы в Европе? Рассмотрим это на наиболее успешном примере Германии. Обязанность контроля на дорогах возложена на защитную полицию (Shutzpolizei). Главным успехом немецких полицейских можно считать самую низкую в ЕС смертность от автоаварий. За год на автобанах Германии гибнет не более 5000 человек. Россия же в прошлом году потеряла в ДТП  почти 28 тыс. человек.

Успех немецких полицейских складывается из нескольких составляющих. Это и отличное оснащение немецких инспекторов транспортом и специализированным оборудованием. В комплект патрульной машины входит и медицинская аппаратура, что увеличивает шансы на выживание пострадавших в серьезном ДТП. Высокий уровень зарплаты и социальных гарантий заставляет полицейских дорожить своей работой и фактически исключает желание получать взятки на дорогах.

Но главное, положительный имидж полицейского в глазах простых немцев.  В Германии не принято “моргать фарами” предупреждая другого водителя о полицейском патруле, а наоборот сообщать в полицию о любом увиденном правонарушении на дорогах. На любое поступившее сообщение со стороны полиции следует незамедлительная реакция. Полиция в Германии не является противником, а скорее помощник, который своевременно “одергивает” правонарушителя до совершения серьезных неприятностей.

Когда работа ГИБДД достигнет таких же успехов, уважение со стороны простых автолюбителей будет обеспечено.

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


6 комментариев к “Работа ГИБДД — о ее плюсах и минусах”

  1. Спору нет, работа дорожной автоинспекции с 1936 года заметно изменилась. Но не в лучшую сторону. Мне неоднократно приходилось разговаривать с водителями, имеющими более чем солидный водительский стаж, и работавших еще сразу после войны или в 50-60-х годах. Оснащенность ГИБДД стала лучше, а вот отношение к своим прямым обязанностям и к интересам участников дорожного движения, стало «никакое».

  2. Слишком сильно развито взяточничество внутри ГИБДД, честному человеку там очень сложно выжить. Да же если (вдруг) сам не берешь, давать придется.
    Друг собирался жену с сыном из род дома забирать, отпроситься стоит 1000 рублей и никого не колышет, что у него ребенок родился. Правила есть правили и нарушать их нельзя))) Служители закона.

  3. Это все хорошо, но Россия — это Россия, у нас свои менталитет, свои «обычаи». Я думаю, что никому не открою тайну, такого взяточничества, как внутри правоохранительной структуры нет больше нигде.
    Так что вся романтика заканчивается в первые несколько месяцев и начинаются будни, не все к этому готовы.

  4. Пока у нас не будут друг к другу относится с уважением сотрудники ГИБДД и водители, порядка на дорогах не будет. Можно на каждом перекрестке выставить инспектора, но трагедии будут продолжаться. Искореним взяточничество, научимся ездить по правилам — и все будет в порядке.

  5. Да, тема довольно спорная, и у каждого свое мнение на этот счет. Я как-то отношусь нейтрально к сотрудникам ГИБДД, просто не нарушаю, а если и останавливают, просто отношусь по-человечески, и пока проблем не было. Может просто везло.

  6. Ништяг вы работаете )) особенно в Ставраполье , как к вам устроиться ? :))

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).