Удивляет широта мысли конструкторов автомобильной техники. Периодически появляются модели автомобилей необычные по своему внешнему виду, компоновке и функциональности. Приведем несколько примеров наиболее необычных из них.
Иногда в автомагазинах можно увидеть необычную по своему виду модель автомобиля. Кузов УАЗ, помещенный на гусеничное шасси. Машина называется “Ухтыш”, производство осуществляет ООО “Спецтех” в г. Заволжье на основе УАЗ-31512. У новой машины появился ряд интересных способностей.
Базовые модели автомобилей, совмещенные с гусеничным шасси, способны не только успешно передвигаться по болотистым грунтам и глубокому снегу, но и преодолевать водные преграды. Поэтому в комплектацию “Ухтыша” включен водоотливной насос.
Данные модели автомобилей комплектуются двумя вариантами двигателей: бензиновым ЗМЗ-409, дизельным ЗМЗ-514. Привод сцепления остался без изменений. Поворот вездехода осуществляется при помощи бортового многодискового фрикциона с ленточным тормозом. На шасси установлены мелкозвенные, пригодные для движения по асфальту гусеницы шириной 400 мм.
Машина оснащена двумя бензобаками общим объемом 130 литров. Ведущие колеса – задние. Транспортное средство движется со скоростью: по трассе 60 км/ч, по воде — около 5 км/ч.
Водители, простаивающие часами в многокилометровых пробках, могут по достоинству оценить гусеничный УАЗ, так как вряд ли кто рискнет влезть из другого ряда перед носом такого транспортного средства.
Модели автомобилей особо большой грузоподъемности
Рядом с такими грузовиками человек покажется муравьем. Для работы в карьерах применяют самосвалы, способные перевозить свыше 360 тонн груза. Один рейс такого гиганта заменяет работу целых автопарков. Между конструкторами таких фирм, как Catterpilar, Белаз, Liebherr идет непрерывное соревнование в создании самого большого по грузоподъемности самосвала.
Сегодня первое место принадлежит Liebherr T282B, способного за раз перевезти 363 тонны груза. Однако инженеры автоконцернов не останавливаются на этом, проектируются новейшие модели автомобилей грузоподъемностью свыше 450 тонн.
Современные карьерные самосвалы насыщены электроникой. Основное оснащение таких гигантов можно рассмотреть на примере белорусского самосвала “БелАЗ”:
- Мощный дизельный двигатель с электронным управлением.
- Электро трансмиссия, с централизованной системой смазки.
- Мощная автоматическая система пожаротушения.
- Системы видеообзора заднего и бокового направления.
- Вместительная двухместная кабина, включает систему защиты при опрокидывании ROPS.
- Гидроусилитель руля.
Машины этого класса нашли свое место в тех местах, где требуется перевозка больших масс грунта: в карьерах, на строительстве ГЭС, на крупных рудниках.
Летающие модели автомобилей
Проблему пробок пытаются решить по-разному. Некоторые инженеры предлагают проекты летающего автомобиля. Правда иногда трудно понять, что представляет собой внешне некоторые модели автомобилей. Автомашина, которая способен летать, или самолет, который может ездить по дороге?
Первые прототипы таких летающих машин появились в 1946 году, когда был создан “Airphibian”. Машина летает со скоростью в пределах 200 км/ч, передвигается по земле около 80 км/ч. Машина оснащалась двигателем 150 лошадиных сил. Перед движением по дороге необходимо было отсоединить крылья и хвост. Финансовые проблемы не позволили изобретателю запустить свое детище в серию.
На сегодня разработано несколько десятков проектов моделей автомобилей, способных подниматься в воздух. Неплохих успехов достигла компания Terrafugia, ее автомобиль Transition совершил свой первый испытательный полет в 2009 г. Конструкторам удалось довести машину до мелкосерийного производства. Стоимость такой автомашины составляет около 280000$. Она может ехать по автостраде со скоростью в районе 100 км/ч, лететь по воздуху — 185 км/ч. Кабина вмещает двух человек. Дальность полета в районе 800 км. Двигатель использует обычный бензин.
Гибрид машины и мясорубки
Так можно охарактеризовать, увидев впервые машину со шнекороторным движителем. При феноменальной проходимости данные транспортные средства слабо пригодны к перемещению по асфальту. По сути, движение происходит на двух продольно расположенных архимедовых винтах вращающихся через привод силовой установкой транспортного средства. Изобретение первого шнекохода относится к концу 19 века. В двадцатом веке в различных странах проводились неоднократные попытки оснащения таким типом движителя разнообразных транспортных средств.
Первые эксперименты в СССР по созданию шнекохода были осуществлены в 1930 г. на базе обычного сельскохозяйственного трактора “Фордзон”. Далее опытного образца тогда дело не пошло. Уже в 1960 г. в конструкторском бюро Горьковского политехнического института начались более серьезные исследования, связанные с проектированием машин по освоению Арктики. В начале семидесятых на базе узлов ГАЗ-66 разрабатывается шнекоход ГПИ-72. Машина уверенно преодолевала заболоченную местность, умела двигаться по ледяному покрову, плавать со скоростью до 10 км/ч.
Для поиска спускаемых частей космических аппаратов конструкторским бюро ЗИЛ был разработан комплекс “Синяя птица”. Куда помимо тягачей ЗИЛ 4906 с колесной формулой 6×6, входил шнекоход ЗИЛ 2906, управляемый 2 двигателями ВАЗ.
Данный аппарат может доехать до приземлившихся космонавтов через любую непролазную для обычных автомашин грязь.
Модели автомобилей с реактивным двигателем
Создание реактивных автомашин преследует лишь одну цель – установление очередного наземного рекорда скорости. Внешне он больше похож на фюзеляж самолета, установленный на колеса и максимально “прижатый” к низу. В качестве силовой установки используются авиационные реактивные двигатели.
При изготовлении обтекаемого корпуса широко используются алюминиевые сплавы и прочные композитные материалы. Некоторые автомашины оснащаются катапультируемым креслом на случай аварийной ситуации. Мощность реактивного двигателя достигает более 30-40 тыс. лошадиных сил. Стоимость реактивного автомобиля достигает нескольких миллионов долларов.
Для движения такого транспортного средства необходимо идеально ровное место, иначе автомобиль может просто взлететь. Обычно испытания этих диковинных машин проходит на дне высохших соляных озер. В 1997 г. на дне соляного озера Бонненвилль (США) автомобиль TrhustSSC, управляемый британцем Энди Грином, превысил звуковой барьер и достиг скорости 1228 км/ч.
Модели автомобилей с маховиком
В середине сороковых годов в Швейцарии был сделан проект необычного автобуса (гиробуса), двигательная установка которого состояла из электромотора, массивного полуторатонного маховика и тягового двигателя.
При помощи электроэнергии, подаваемой со станции, электромотор гиробуса раскручивал маховик. Токоприемники отсоединялись, и автобус трогался. Теперь уже маховик вращал электродвигатель, который, работая в режиме генератора, питал тяговый двигатель. Энергии крутящегося маховика хватало на 5 км движения по трассе. При езде в городском режиме запаса энергии хватало на 1-2 км. Далее процедура подзарядки от внешней станции повторялась.
В процессе эксплуатации выявились серьезные минусы конструкции:
- Малый запас хода.
- Значительная масса автобуса (до 10 тонн).
- Длительность подзарядки, составлявшей несколько минут.
- Более высокий расход электроэнергии в сравнении с классическим электротранспортом.
- Сложность в управлении.
Некоторое количество гиробусов несколько лет эксплуатировались в трех странах: Швейцарии, Конго, Бельгии. К концу пятидесятых годов от гиробусов отказались в пользу более привычных видов транспорта. Большая масса маховика не позволила применять такую силовую установку на моделях автомобилей меньшего размера. Однако попытка конструкторов усовершенствовать эту схему не прекращаются.
Модели автомобилей на солнечной энергии
Попытки ученых найти новые источники энергии для автомашин привели к созданию автомобилей использующих энергию Солнца. В течение светлого времени суток он использует энергию, вырабатываемую солнечными батареями, в ночное время движение происходит за счет аккумуляторных батарей. Соревнования таких автомобилей, начиная с 1987 года, ежегодно проводят в Австралии.
Авто для соревнования в World Solar Challenge выполняется из легких композитных материалов. Оговаривается емкость аккумуляторов, их суммарная емкость не должна превышать 5 кВт/ч. Длина пробега составляет более 3000 км. Пробег 2011 года выиграла команда из японского университета Токай. Их электромобиль Tokai Challenger 2 преодолел необходимое расстояние за 32 часа. При скорости 92 км/ч.
Несмотря на неплохие скоростные данные, ряд недостатков не позволяет применить данную технологию для производства серийных автомашин. Причина в низком КПД солнечных батарей (порядка 15%). Вырабатываемая мощность при площади солнечных батарей около 2 квадратных метров составляет всего 1 лошадиная сила.
Конструкторами все же предпринимаются попытки оснастить серийные модели автомобилей солнечными батареями. В 2011 г. Автоконцерн Ford для Ford Focus Eleсtric предусмотрел возможность установки надкрышных солнечных батарей вырабатывающих энергию около 3000 кВт в год. По заверениям инженеров Ford, выработанной солнечными батареями энергии хватит для дополнительных 1000 миль пробега за месяц.
Конструкторская мысль безгранична. Возможно, в будущем будут изобретены модели автомобилей, в конструкции которых будут заложены еще более смелые идеи, чем те, о которых рассказывается здесь.
Вот первая авто, нам дальневосточникам как раз подходит)) Чем больше таких машин, тем быстрее мы что то новое создадим и перейдем на что то новое и откажемся от двигателя внутреннего сгорания.