Раздел 10. Скорость движения

Совсем не далек от истины тот, кто считает, что подавляющее большинство ДТП на российских дорогах происходит по причине неправильно выбранного скоростного режима. «Тише едешь – дальше будешь!». Скажете, устаревшая поговорка? Отнюдь! Правильный выбор скорости позволяет водителю верно оценивать ситуацию на дороге – чувствовать и предупреждать опасность.

максимальная скорость движения вне населенного пункта

Многие водители при выборе скорости движения мыслят чисто максималистски: с какой скоростью мне ехать, чтобы не быть наказанным за превышение? Принципы элементарной безопасности, как правило, в расчет не берутся. И совсем зря. Ведь движение с безопасной и адекватной скоростью позволит избежать аварии или минимизировать страшные последствия ДТП. И совсем не важно, что виновником будет другой водитель, а не вы.

Актуальность проблемы правильного выбора скорости доказывают сами Правила дорожного движения. Вопросы скоростного режима на дорогах Российской Федерации регулируются:

  • знаками и разметкой;
  • специальным разделом ПДД.

Знаки и разметка, регулирующие скоростной режим

Самым наглядным способом регулирования скоростного режима являются дорожные знаки и разметка. Подобные варианты весьма наглядно ограничивают максимальную и минимальную скорость движения транспортных средств.

1. Знак «Ограничение максимальной скорости» (3.24)

Запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости» (3.24) – самый популярный на дороге. В зоне действия знака водителям запрещается двигаться со скоростью, превышающей величину, указанную на знаке.

Дорожный знак 3.24 Ограничение максимальной скорости

Кстати, по совместительству это еще и самый любимый гаишниками знак. Очень часто в зоне действия знака, ограничивающего скоростной режим на дороге, можно встретить либо стационарный, либо переносной радар. А иногда и сами инспекторы ДПС могут располагаться на таких участках.

нарушение скоростного режима

Парадоксально, но многие водители видят в знаке «Ограничение максимальной скорости» своего врага. Это неверно. Знак, ограничивающий скорость движения, стоит не напрасно: скорее всего, он установлен перед каким-то опасным участком дороги, где водителю следует принудительно снизить скорость для обеспечения максимальной безопасности.

Например, при приближении к пешеходному переходу…

скоростной режим в населенных пунктах

или к месту частого появления детей…

зона с ограничением максимальной скорости знак

или к искусственной неровности…

предупреждение о необходимости снизить скорость

или к участку дорожных ремонтных работ…

Снизить скорость движения при производстве ремонта

Именно поэтому водитель должен расценивать указанный знак в качестве своего союзника и советника, стремящегося уберечь его от несчастного случая. Правда, иногда сотрудники ДПС могут с помощью знака создавать «ловушки» — необоснованные ситуацией требования снижения скорости.

Но последний пример – это все-таки исключение. Давайте мыслить позитивно!

2. Знак «Ограничение минимальной скорости» (4.6)

Существуют такие участки дорог, на которых целесообразно было бы регламентировать не максимальную, а минимальную скорость движения. Например, для предотвращения пробок или заторов. С этой целью ПДД применяется специальный предписывающий знак – «Ограничение минимальной скорости».

Дорожный знак, ограничивающий минимальную скорость

И чаще всего такое ограничение распространяется на конкретную полосу движения. Это требование оптимизирует процесс движения и делает его более эффективным.

3. Знак «Начало полосы» (5.15.3)

Появление новой полосы для движения (особенно на подъеме), как правило, снабжается знаком особых предписаний – «Начало полосы».

знак особых предписаний

Как видно, в поле знака расположены знаки, ограничивающие минимальную скорость. Поэтому водитель обязан следовать требованиям знака при выборе скоростного режима при движении по конкретной полосе.

4. Знак «Зона с ограничением максимальной скорости» (5.31)

Еще один знак особых предписаний запрещает водителю двигаться с превышением заданного скоростного ограничения.

предупреждение о необходимости снизить скорость

Такое ограничение действует на обе стороны дороги и распространяется исключительно до отбойного знака – «Конец зоны с ограничением максимальной скорости» (5.32).

5. Знак «Общие ограничения максимальной скорости» (6.1)

Данный информационный знак устанавливается на КПП (контрольно-пропускных пунктах) при въезде на территорию нашей страны.

Ограничение скорости на КПП

Знак ничего и никого не ограничивает; он просто информирует об общих принципах ограничения скоростного режима, действующего в Российской Федерации.

6. Знак «Рекомендуемая скорость» (6.2)

Подавляющее большинство водителей незаслуженно игнорируют знак «Рекомендуемая скорость». Они мыслят таким образом: знак просто рекомендует придерживаться указанного скоростного режима, но это рекомендация не носит какого-то обязательного характера.

Дорожный знак рекомендуемая скорость

А давайте взглянем на установку знака по-иному. Почему он установлен? Очевидно, это связано с какой-то опасностью для движения. А теперь главный вопрос: «Стоит ли водителю игнорировать факт опасности на дороге?».

Вопрос риторический!

7. Горизонтальная разметка 1.24.2, дублирующая дорожный знак 3.24

Ограничение максимального скоростного режима, установленного соответствующим знаком, может быть продублировано разметкой.

Дорожная разметка

В случае, когда требования знака и разметки противоречат друг другу, водитель должен следовать указаниям знака.

Подведем предварительный итог. Указанные способы регулирования скоростного режима – весьма наглядны и, следовательно, понятны.

Однако, помимо рассмотренных знаков и разметки, в Правилах существует  специальный 10 раздел, регламентирующий скоростные ограничения на дорогах России.

10 раздел ПДД: максимальная скорость движения

При выборе скоростного режима водитель обязан учитывать скоростные ограничения, вводимые ПДД на конкретном участке дороги. Если дорожные знаки и разметка не указывают на иной скоростной режим, то водитель должен следовать общим ограничениям скорости движения, которые регламентируются 10-м разделом Правил.

В населенных пунктах, въезды на которые обозначены черно-белыми знаками «Начало населенного пункта» (5.23.1 и 5.23.2), максимальная скорость движения транспортных средств не должна превышать 60 км/ч.

какая скорость в населенных пунктах по новым правилам

Максимальная скорость движения по жилой зоне и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.

максимальная скорость движения по жилой зоне

Однако предельно допустимый скоростной режим на таких участках дороги может составлять и большие величины, чем 60 и 20 км/ч. Это возможно, если существует специальное решение органов исполнительной власти в субъектах РФ.

ограничение скорости в городе

Это делается для достижения максимально эффективного движения по дорогам, но с учетом обеспечения безопасности движения. И еще один момент: разрешенная скорость не должна превышать величины, установленной для движения по автомагистрали.

При движении вне населенного пункта действуют следующие ограничения скоростного режима, вводимые для конкретных видов транспортных средств.

Таблица: скоростной режим на дорогах России вне населенных пунктов

Вид транспортного средства

Максимальная скорость движения, км/ч

На автомагистралях

На остальных дорогах

Транспортные средства категории В

110

90

Легковые автомобили с прицепом, грузовые автомобили с РММ свыше 3,5 т

90

70

Междугородние и маломестные автобусы, мотоциклы

90

90

Другие автобусы

90

70

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля

60

60

Организованная перевозка групп детей

60

60

скоростной режим на трассе М4 Дон

Если собственник и владелец автомагистрали (знак 5.1) или дороги для автомобилей (знак 5.3) посчитает необходимым, то у него есть право повышать предельный скоростной режим на таких участках до 130 и 110 км/ч (соответственно).

Ограничение скорости на автомагистралях

Главное требование, предъявляемое к таким действиям, — это обеспечение безопасности движения с повышенной скоростью.

Существуют и скоростные ограничение при осуществлении буксировки механических транспортных средств – не более 50 км/ч.

Скорость движения при буксировке

Поэтому каждый водитель при таком режиме движения должен задаться вопросом: «А выдержу ли я перемещение с такой малой скоростью? Не лучше ли будет вызвать эвакуатор и заменить буксировку перевозкой?».



 

Что касается движения на транспортных средствах, которые перевозят опасные, крупногабаритные или тяжеловесные грузы, то выбор максимальной скорости здесь зависит от согласованных условий перевозки. При этом на задней поверхности кузова такого транспортного средства должен размещаться специальный опознавательный знак «Ограничение скорости».

Скорость при перевозке опасных и крупногабаритных грузов

Водителю категорически запрещается превышать скорость, указанную на таком опознавательном знаке.

Еще одно условия, которое необходимо учитывать при выборе скорости движения – это предельные ограничения скорости в соответствии с технической характеристикой ТС.

Скорость движения трактора ограничена его техническими характеристиками

Указанная скорость определяется заводом-изготовителем и учитывает особенности конструкции транспортного средства (например, степень эффективности тормозной системы).

Выбор максимальной скорости при особых условиях движения

Помимо общих ограничений скоростного режима, каждый водитель при выборе скорости обязан учитывать целый ряд факторов, связанных с условиями, в которых осуществляется движение. Правила однозначно указывают на то, что водитель обязан учитывать эти факторы.

1. Интенсивность движения

Чем интенсивнее движение, тем ближе должна быть скорость движения каждого водителя к средней скорости движения потока.

интенсивность движения на автомобильной дороге

В противном случае, водитель будет вынужден постоянно перестраиваться. А это в настоящее время будет считаться опасным вождением.

2. Состояние транспортного средства, а также груза

Техническое состояние ТС, особенности перевозимого груза и прочие условия обязательно должны учитываться при выборе скорости.

 

Перевозка груза

Вряд ли стоит гнать с бешеной скоростью, если автомобиль заведомо неисправен или груз закреплен не должным образом.

3. Дорожные условия

Состояние дорожного полотна – это важный фактор выбора скорости движения.

Состояние дорожного покрытия

В условиях некачественного, скользкого или загрязненного покрытия проезжей части движение с предельно допустимой скоростью будет небезопасным.

4. Метеорологические (погодные) условия

Погодные условия должны вносить серьезные коррективы в выбор безопасного скоростного режима.

В плохую погоду скорость движения должна быть снижена

Дождь, туман, снегопад и иные природные катаклизмы существенно затрудняют водителю обзор и вынуждают трезвомыслящего автолюбителя снижать скорость.

5. Условия видимости

Ограниченная видимость имеет одну серьезную опасность: если не снизить скорость, то остановочный путь транспортного средства будет превышать расстояние видимости.

Плохая видимость

В таких условиях водитель обнаружит препятствие слишком поздно и не успеет вовремя остановиться. Именно поэтому ему и рекомендуется снижать скорость при движении в условиях ограниченной видимости (вблизи опасных поворотов, в конце подъемов и на других подобных участках дороги с плохой видимостью).

В любом случае Правила требуют от водителя выбирать максимальную скорость движения таким образом, чтобы при возникновении опасности для движения или какого-либо препятствия он мог безаварийно остановиться и избежать ДТП.

Внезапное препятствие на дороге

Правильный выбор максимальной скорости движения – это одно из условий четкого контроля за дорожной ситуацией и, следовательно, безаварийной езды.

Наказание за превышение скорости и спасительное правило «+20»

Если уж и говорить о юридической стороне вопроса, то нельзя пройти мимо санкций, предусмотренных КоАП за нарушение скоростного режима. И вот здесь практически все водители знают об одном правиле. Назовем его «+20». Что же оно обозначает? А для этого рассмотрим наказания за превышение скорости движения ТС, предусмотренные статьей 12.9 КоАП РФ.

Пункт 2 указанной статьи гласит, что наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей настигает водителя за превышение скорости на величину больше 20 км/ч. Иными словами, при ограничении скорости движения в населенном пункте в 60 км/ч водитель может не бояться штрафных санкций до тех пор, пока не превысит скорость до величины более 80 км/ч. Это и есть правило «+20». Эдакая фора, амнистия!

Подобное правило было введено из-за погрешности измерений камерами видеофиксации и радарами ГИБДД, а также возможного несоответствия этих измерений показаниям спидометра транспортного средства.

скоростной режим ПДД и видеофиксация его нарушения

Таким образом, двигаясь с превышением скорости не более 20 км/ч (по сравнению с максимально допустимым уровнем), водитель нарушает Правила, но не может быть подвергнут административному взысканию. Лучший способ для водителя в такой ситуации – допускать превышение скорости на 10 км/ч (максимум!). В этом случае не нужно будет опасаться присылки «писем счастья» с требованием оплатить административный штраф за превышение скорости.

штрафы за нарушение скоростного режима

Представляем вашему вниманию удобную таблицу штрафов за нарушение скоростного режима.

№ п/п

Превышение скорости на величину

Административное наказание за нарушение

совершенное впервые

совершенное повторно

1 более 20, но не более 40 км/ч

штраф 500 руб.

не предусмотрено

2 более 40, но не более 60 км/ч

штраф 1000 – 1500 руб.

штраф 2000-2500 руб.

3 более 60, но не более 80 км/ч

штраф 2000-2500 руб. или лишение прав на 4-6 мес.

лишение прав на 1 год или штраф 5000 руб.

4 более 80 км/ч

штраф 5000 руб. или лишение прав на 6 мес.

лишение прав на 1 год или штраф 5000 руб.

Минимальная скорость движения и торможение

Правила ограничивают не только максимальную, но и минимальную скорость. Мы уже говорили о знаке «Ограничение минимальной скорости» (4.6), который запрещает двигаться со скоростью, величина которой меньше указанной на знаке. Однако в Правилах предусмотрены еще случаи, при которых следует придерживаться минимально допустимого скоростного режима.

1. Запрещается движение транспортных средств по автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3) со скоростью менее 40 км/ч из-за их технического состояния или технической характеристики.

Минимальная скорость движения на автомагистрали

Водитель, не способный вести свое транспортное средство с положенной скоростью, обязан покинуть указанные участки дороги и воспользоваться альтернативным маршрутом.

2. Запрещается движение с необоснованно малой скоростью, если при этом будут создаваться помехи для других транспортных средств.

Сдерживание других ТС

Однако если водитель на дороге один-одинешенек и никому своими действиями не создает помех, то он может двигаться даже с самой минимальной скоростью.

3. Водителю категорически запрещается применять экстренное торможение, за исключением случаев предотвращения ДТП.

резкое торможение ПДД

Резкое (или экстренное) торможение очень часто приводит к ДТП, ибо немногие водители двигаются на безопасной дистанции до впереди едущего автомобиля. В нынешних условиях необоснованное резкое торможение стало одним из элементов опасного вождения. И применять его разрешается только для того, чтобы избежать аварии (столкновения, наезда на пешехода и пр.). В условиях же российских реалий резкое торможение применяется, в основном, в двух случаях:

  • автоподстава;
  • стремление «поучить».

Печальная практика!

Подведем общий итог

Выбор адекватного скоростного режима – дело очень важное и ответственное. Бывает так, что водитель (особенно опытный) просто растерялся и в конкретной ситуации не может сориентироваться в вопросе выбора скорости.

Есть «золотое правило» движения в населенном пункте – 50 км/ч. Не более! Такая скорость движения позволит быстро ориентироваться даже в самой сложной дорожной ситуации и даст возможность избежать наказания за возможное превышение скорости. Вне населенного пункта достаточно двигаться 80-100 км/ч. Естественно, если не установлено какого-то ограничения скорости.

Водителю следует помнить, что от правильного выбора скорости зависит и восприятие ситуации, и эффективность его реакции, и безопасность движения.

«Тише едешь – дальше будешь!» Это правило пока еще никто не отменял!

Будьте осторожны. И помните: вас ждут дома! Живыми!

Не все понимают, что дорожные знаки приоритета являются одними из самых важных в ПДД.

Как понять регулировщика пояснения на картинках.

Поворот с трамвайных путей налево https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/kommentarii/povorot-nalevo-s-tramvajnyx-putej.html  по правилам.

Видео урок по скорости движения:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


15 комментариев к “Раздел 10. Скорость движения”

  1. Также советую каждому водителю просчитать экономию по времени, если он будет в течении часа ехать с превышением скорости. Вы удивитесь, но так вы сэкономите всего 10 минут примерно. С другой стороны каковы риски при такой скорости? Вот и я об этом…

  2. Старая поговорка абсолютно верна. Если не ехать поперек всей России, то в обычных условиях выигрыш времени будет ничтожен. Не зря грузоперевозчики едут степенно, но везде успевают едва ли не первыми!

  3. В основном жаждой скорости страдают молодые которые еще не показали себя и не почувствовали свои за 120 км в час. Более опытные уже через это прошли, так что ограничения не так сильно помогают…

  4. Самоуверенная молодежь, вот кто чаще всего попадает в ДТП по причине превышения скорости.

  5. Полностью согласна! Всегда умиляют гонщики, которые подрезают / нарушают / куда-то спешат на дороге, а через 5 минут ты с ними стоишь на одном светофоре 🙂
    На наших дорогах лучше соблюдать скоростной режим, живее будешь.

  6. Хочу сказать, когда ездили отдыхать на юг, на автомагистралях, особенно не загруженных, иногда и 150 км/ч летели, в то время как на обычных незнакомых дорогах ехали максимум 110 км/ч. Согласна с тем, что если маршрут короткий, то обгонять, спешить, подрезать, не стоит, так как все равно времени мало выигрываешь.

  7. Если дорога знакомая, например на дачу, то по чему бы и не прибавить газу, конечно в пределах разумного.

  8. Передвигаюсь на трассе со скоростью в 100-110 км/ч. При большей скорости начинаешь уставать, да и расход увеличивается.

  9. Я обычно стараюсь не выходить сверх разрешенного лимита больше, чем на 15-20 км/ч. Так и штрафов не боишься, и, как верно подмечено, расход топлива остается более-менее разумным. Деньги будут целее!!!

  10. Меня, лет 5 — 6 назад, сотрудники ГАИ остановили для проверки документов, поскольку я двигалась слишком медленно, по их мнению, 30 км/ч в черте города. Хотя никому я не мешала, кроме меня и их никого не было вообще, поскольку было уже очень поздно. Сейчас вроде они не имеют права так делать, кстати нужно повторить правила остановки сотрудниками ГИБДД.

  11. Ёлки. Я совсем забыла о существовании знака ограничения минимальной скорости! Надеюсь, не успела его нарушить и кому-то помешать ))

  12. Сама никогда не нарушаю скоростной режим. Но помимо скорости есть ещё фактор — не трезвый водитель. Вот они-то в основном и нарушители. Желаю никому на дороге не встречать таких водителей!

  13. Вот какой факт печалит, ГИБДД хочет штрафовать за превышение скорости с тех цифр, которые указаны на знаках, никакой тебе поблажки в 10 или 20 км/час. Очень срочно понадобились деньги в бюджет! Я привык, если знак 40, спокойно ехать 55-60! Скоро все изменится!

  14. Допустимый предел превышения скоростного режима хотят с +20 снизить до +10, об этом уже который год идут разговоры. А слухи на пустом месте не рождаются, скоро нужно будет придерживаться скорости указанной на знаках. СТРОГО!

  15. У нас в этом году открылась новая скоростная трасса Кемерово — Ленинск, на ней разрешённая скорость 130 км/ч. Гоняй — не хочу.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).