Говоря о том, что преимущественная функция дороги – обеспечение движения транспортных средств, мы как-то позабыли про сами транспортные средства.
Восполним же незамедлительно этот пробел.
Транспортное средство
Определение из ПДД (п.1.2):
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки.
Однако транспорт бывает разный. И оснований для его классификации – огромное количество.
Транспортные средства могут подразделяться на:
– рельсовые (трамвай) и безрельсовые (подавляющее количество ТС, которые могут вариативно двигаться по проезжей части, свободно перемещаясь по полосам);
— колесные и гусеничные.
— автомобили, мотоциклы, тракторы и самоходные машины и т.д.
Критериев классификации может быть множество.
Согласно ПДД, транспортными средствами являются даже велосипед и прицеп. Эти понятия специально оговариваются в Правилах.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Показатель велосипеда – это отсутствие любого двигателя или крайне маломощный электродвигатель. Однако велосипедист является водителем и несет ответственность и за безопасность движения, и за нарушение Правил.
Очень часто забывается и родителями, и детьми, что движение велосипедистов по дорогам — в пределах проезжей части или обочины – разрешается только с 14 лет.
В реальности же мы видим грубейшие нарушения ПДД, когда подростки, не достигшие такого возраста, позволяют себе кататься по проезжей части.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Прицеп – это особое транспортное средство. Но движение с ним может требовать открытия новой категории водительских прав (с приписанной буквой «Е» — ВЕ, СЕ, DЕ и пр.). Такое необходимо в том случае, если прицеп имеет разрешенную максимальную массу, превышающую 750 кг.
Это «настоящий» прицеп.
А вот небольшой вариант, чья разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг.
Здесь открытие новой категории прав (ВЕ, СЕ, DЕ и пр.) не требуется.
Давайте остановимся только на автотранспорте, как наиболее представительном сегменте в среде транспортных средств. И наиболее известной и распространенной является классификация, обусловливающая назначение автотранспортных средств:
1) пассажирские легковые (для индивидуальной перевозки пассажиров);
2) пассажирские, предназначенные для массовой перевозки пассажиров (например, автобус);
3) грузовые (для перевозки грузов, реже — людей);
4) специальные (оперативные службы, эвакуаторы, техпомощь и прочие ТС, выполняющие специализированные функции).
Однако, несмотря на невероятное обилие классификаций ТС, для ПДД первостепенное значение имеет понятие «механическое транспортное средство».
Механическое транспортное средство
Нормы ПДД регулируют движение преимущественно механических транспортных средств. «Львиная доля» Правил посвящена именно этому аспекту дорожного движения.
Для управления механическими ТС лицо должно обязательно иметь водительское удостоверение соответствующей категории (А, В, С, D, М и прочие; мы о них побеседуем во втором разделе нашего курса). В подавляющем числе случаев механическое транспортное средство требует специальной государственной регистрации и получения регистрационных знаков (или «номеров»).
Определение из ПДД (п.1.2):
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Важнейший показатель механического ТС – это наличие двигателя. Причем любого: бензинового, газового, дизельного, электрического, водного (или парового). В будущем — атомного (ужас!)…
Иными словами, механическое ТС способно перемещаться по дорогам самостоятельно (благодаря наличию силового агрегата). А водитель механического ТС для управления им должен пройти специальное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить водительское удостоверение, соответствующее категории транспортного средства.
ПДД не дают определения грузовому, легковому автотранспорту, но особо выделяют два вида механических ТС:
- мотоцикл;
- мопед.
В последнее время в среде мототранспортных средств происходит путаница. Особенно ситуация сложна для простого обывателя, ибо транспортные средства с претензией на «мотоциклетность» резко выросли в количестве.
Даже само понятие «мотоцикл» в ПДД отдает какой-то неопределенностью и основательно попахивает пылью веков.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мотоциклу созвучны названия следующих транспортных средств:
1) квадроцикл;
2) квадрицикл;
3) трицикл.
Однако это принципиально иные транспортные средства, не являющиеся мотоциклами. У них иные конструкционные и функциональные характеристики.
Определить принадлежность транспортного средства к мотоциклу проще всего по документации к нему: в ПТС (паспорте ТС)
или техпаспорте (свидетельстве о регистрации).
Есть специальная отметка, отражающая категорию и тип ТС, к которым относится данный транспорт. Категория А будет означать принадлежность к мотоциклам.
А вот мопед (или скутер, мокики и подобные им ТС) – это особая песня.
Относительно недавно – в прошлой редакции ПДД – мопед (или скутер) не являлся механическим транспортным средством. Для движения на нем не нужно было обучаться и получать водительское удостоверение («права»).
Теперь ситуация принципиально иная.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Теперь мопед – это механическое ТС, и управление им указывает на необходимость получения водительского удостоверения новой категории – категории М.
А для этого следует пройти специализированное обучение в автошколе. Правда, управлять мопедом или скутером может каждый обладатель водительских прав любой категории.
Сделаем вывод. Главный субъект («участник») дорожного движения – это механическое транспортное средство. Именно для него фактически и создавались ПДД.
Маршрутное транспортное средство
Особый вид транспортных средств – это маршрутное ТС. Оно обладает особым статусом на дороге. Водителям таких ТС позволительны некоторые «вольности», являющиеся отступлением от общих норм ПДД. Так, им разрешается игнорировать некоторые запрещающие и предписывающие знаки, знаки особых предписаний и пр. Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).
Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством. Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:
- перевозка людей (пассажиров) по дорогам;
- строго установленный маршрут следования (с конкретным номером маршрута);
- обозначенные места остановок, предназначенных для посадки-высадки пассажиров.
И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).
А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают. И даже утром — до момента выхода на маршрут – газель не считается маршрутным ТС.
Сделаем еще два предварительных замечания в отношении таких ТС.
1. Рядовые водители, приближаясь к обозначенной знаком и/или разметкой остановке общественного транспорта, расположенной в населенном пункте («настоящем» населенном пункте), должны уступать дорогу «маршруткам», которые отъезжают от места остановки.
Вне населенного пункта такое правило не «работает» (из-за высокой скорости движения по таким участкам).
2. Не нужно слепо следовать за маршрутным ТС. Некоторые знаки, которые может проигнорировать водитель такого ТС, «простым смертным» водителям нарушать нельзя.
Например, знак «Кирпич» (3.1 «Въезд запрещен»).
Маршрутная газель может юркнуть в зону действия этого знака, а обычный водитель нет.
Или знак, запрещающий поворот (3.18.1 «Поворот направо запрещен»).
«Маршрутка» имеет право совершить правый поворот, а рядовой водитель – увы!
Чтобы не быть подвергнутым административной ответственности (иногда весьма ощутимой для кармана), очертя голову двигаться за «газелькой» не следует!
Разрешенная максимальная масса
Одной из важных принципиальных характеристик ТС является его разрешенная максимальная масса. Она отражается в документации к ТС, уже упомянутой ранее:
- в паспорте ТС;
- в техпаспорте (свидетельстве о регистрации).
Определение из ПДД (п.1.2):
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Если отталкиваться от определения, то разрешенная максимальная масса (обозначим ее аббревиатурой – РММ) – это некая условно-теоретическая масса ТС, которая считается предельно допустимой для данной модели автомобилей.
Кто установил именно такую массу? Завод-изготовитель, который проектировал, разработал принципиальную конструкцию, схему и принципы работы ТС. Иными словами, РММ – это предельная нагрузка, которую могут выдержать (вынести) системы, узлы, агрегаты, детали и прочие комплектующие транспортного средства.
РММ формируется из следующих составляющих:
- масса самого «железа» автомобиля;
- масса водителя и пассажиров;
- масса перевозимого груза.
Все эти три составляющие в сумме не могут превышать величины, обозначенной заводом-изготовителем в качестве предельно допустимой.
Давайте пофантазируем.
Скажите, теоретически можно на «легковушку» нагрузить эдак тонны 4? Конечно! Взять и бросить в багажник (или положить на верхний багажник) какую-то 4-тонную конструкцию – блок металлических «чушек»! Да легко!
И это несмотря на то, что завод-изготовитель обозначил РММ для такой модели в 1500 кг!
«Поедут» ли 4 тонны (плюс масса самого автомобиля, плюс масса водителя и пассажиров)? В принципе поедут. Но двигатель, рулевое управление, кузов, подвеска, колеса, тормозная система и пр.) будут испытывать преобладающие нагрузки и значительно быстрее приходить в негодность. Одна такая поездка, и о будущей «карьере» автомобиля можно будет позабыть!
И еще одно существенное замечание. Для чего нам еще знать о РММ? Здесь в пользу знаний играют два существенных обстоятельства.
1. РММ – средство обеспечения безопасности.
В нашем фантастическом примере обозначена ситуация, которая наносит значительный ущерб не только транспорту, перевозящему недопустимый груз, но и безопасности дорожного движения. Как себя поведет такой автомобиль в случае необходимости резкого, экстренного торможения? Ответ один: торможение будет неэффективным, ибо тормозной путь существенно увеличится.
А что будет при осуществлении опасного поворота? Центробежная сила, которая станет выталкивать автомобиль с необходимой траектории движения, будет невероятно большой. Ведь она «завязана» не только на скорости автомобиля, но и на его массе. И в этом случае сцепления колес с дорогой будет явно недостаточно.
Итог – сход с траектории движения и пренеприятнейшая перспектива ДТП.
Причина банальна – нарушение принципа РММ.
2. РММ – это критерий разграничения категорий водительских прав.
Оказывается, РММ обладает еще одним важным свойством. Она разделяет грузовые автомобили на два разных класса:
1) с РММ, не превышающей 3500 кг, — это категория В (так называемые «малые грузовики» — грузовые УАЗы, ГАЗели и пр.);
2) с РММ, превышающей 3500 кг, — это категория С (классические – средние и большие – грузовики).
Существуют и иные обстоятельства (дорожные знаки, прежде всего), требующие от водителя пристального внимания к РММ своего автомобиля.
Например, дорожный знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» (3.4).
Движение в зону действия знака запрещается только тем ТС, чья РММ превышает указанную на знаке величину.
И последнее. РММ автопоезда (механического ТС, сочлененного с прицепом) складывается из РММ самого автомобиля и РММ прицепа.
Как проверить КБМ по базе РСА онлайн и для чего это нужно делать.
Советуем ознакомиться со статьей, в которой рассказано о подборе дворников по марке и модели автомобиля.
Как правильно хранить резину https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/kak-xranit-rezinu-bez-diskov-i-na-diskax.html на дисках и без них.
То, что ввели права для мопедов и скутеров, это правильно. Каждый раз, когда видел пацанов лет по 12 в потоке машин, просто оторопь брала. Они же не понимают что делают вообще!
Да, раньше куда не посмотри, всюду молодежь на мопедах, теперь штрафовать стали за то что прав нету, вроде притихли и ДТП меньше стало (по крайне мере у нас в городе точно).
Разъяснено толково! Только вот на картинке со специальными ТС надо уже писать «Полиция», а не «Милиция»!
А разве маршруткам тоже надо уступать дорогу у остановок? По-моему было разъяснение, что это требование к ним не относится. Оно касается только муниципальных автобусов/троллейбусов.
Игорь, «маршрутка» — такое же маршрутное транспортное средство, если ее характеристики подпадают под понятие МТС (см.определение). То есть двигаются по установленому маршруту с обозначенными местами остановок.
Уж так у нас с типами ТС и категориями замудрили, что больше путаницы, чем толку. Такое впечатление, что больше не было у нас проблем на дорогах, кроме как недостаток категорий. Вот теперь их стало 16, теперь — порядок!
Еще одно транспортное средство бороздит городские дороги — троллейбус. Я начинал свой водительский стаж именно с него. Раньше машин было намного меньше, а сейчас нужно виртуозом быть, чтобы все это объехать. Плюс у троллейбуса в одном — на светофоре можно стартануть раньше всех и занять полосу. Улицы в Саратове узкие, а в 80-х выделенных полос и в помине не было.
Странно что маршруткам вообще дорогу нужно уступать, как по мне из за них вечно давка что на остановках, что на дорогах, а ДТП так постоянно!
Самое опасное ТС — это велосипед. Водительского удостоверения не требуется, вот и думай сколько такому водителю лет, трезвый ли он?!
Помимо всего существуют амфибии или трехколесные автомобили. И те и те могут перевозить пассажиров и грузы, могут иметь достаточно большую грузоподъемность, или самоделки подходящие для регистрации.
Милое дело, недавно поменял автомобильные права и сразу стал на 3 категории богаче! В старых было открыто всего 2 категории — Аи В, а теперь все 5 (добавились А1, В1 и М, теперь я могу даже управлять даже мопедом)
Когда уже для велосипедов введут номера, права и экзамены?!) Меня такой ездун неделю назад чуть до кондрашки не довёл, еле успел затормозить — выскочил на пешеходный переход прям в седле.
Большое разнообразие транспортных средств у меня вызывает желание опробовать все виды. Жизни и квалификации наверное не хватит. Любой вид транспортного средства требует определенной подготовки и прав управлять им. Вот на гусеничном тракторе я не раз ездил, еще в детстве. По полям и проселочным дорогам, довольно безопасно, но случаи разные могут быть. А так, опробовал уже велосипеды с двигателем, мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, самоходные комбайны, трактора гусеничные и колесные, квадрациклы. Всё это только на пользу для безукоризненного выполнения правил дорожного движения.
Касаемо велосипедов. Сколько себя помню, лет с 10 ездили по обочинам. При невозможности проезда выезжали на проезжую часть. Бывает, что обочин не существует и тогда только по краю проезжей части. Но такое передвижение делали только за городом, в городе строго по тротуарам. Через дорогу велик в руки и вперед, но бывало и своим ходом. Как помню в СССР гаишники проводили спец. курсы по всем школам. Естественно были аварии, травмы, смертельные исходы. Определенные нарушения были, есть и будут. Ни какими требованиями и наказаниями это не изменить.
Очень большое разнообразие транспортных средств существует в настоящее время, большинство из них это автомобили, мотоциклы, мопеды (скутеры), квадрациклы. Они очень известны большинству людей и имеют наибольшее распространение. Но имеется еще множество транспортных средств, которые реже используются в повседневной жизни человека, но также предназначены для транспортировки грузов и пассажиров. Для живущих людей в деревнях большое значение имеют тракторы и гусеничные вездеходы, рельсовые средства передвижения, такие как, дрезины или переоборудованные для движения по рельсам мотоциклы или автомобили. Отечественный УАЗ, например, легко может быть переоборудован под рельсовое транспортное средство. Снегоходы различных модификаций и способов движения: гусеничные, колесные, аэросани. Механические средства передвижения на воздушной подушке, так же все больше входят в повседневную жизнь, другие транспортные средства амфибии, которые легко могут передвигаться как по суше, так и по воздуху. Все они, безусловно, должны осуществлять свое движение по установленным и принятым для всех правилам, иначе их развитие может нарушить спокойствие человека, что допустить ни в коей мере нельзя.
Несмотря на большое разнообразие транспортных средств, развитие и разнообразие их увеличивается. Не так давно мы пережили бум скутеров, на которых без прав и необходимого умения вдруг стали ездить взрослые и дети, чем внесли определенную сумятицу на дорогах. Слава богу, в настоящее время правилами дорожного движения вождение их и движение по улицам и дорогам урегулированы.
Сейчас наступает время электрических транспортных средств. Разнообразие их также разрастается от самокатов и велосипедов, до легковых и грузовых автомобилей, погрузчиков и других транспортных средств. Развитие их ожидается буйное, мы скоро станем очевидцами изменения на дорогах в связи с этим.
Получают развитие новые небольшие вездеходы, болотоходы, амфибии. Движущиеся колесами, на, так называемой, мягкой авторезине. Разнообразие их большое, использование простое, необходимость в наращивании выпуска такого вида транспорта очевидна. Все они различны и по габаритам (высоте и ширине) и по весу, и по принципу управления. В ближайшее время, по-видимому, нам предстоит понять всё о них, и без проблем ужиться на дорогах.
Проходят испытания, во многих странах, и автомобили самолёты. Многим хотелось бы, вот так запросто, разогнаться по шоссе и… в небо. Наверное, это скоро будет. Поэтому главное понимать это и делать всё возможное для выработки чётких правил их эксплуатации и безопасности жизни человека.
Является ли электропогрузчик на производстве транспортным средством?
Андрей,
это необходимо смотреть по документам на электропогрузчик (его назначение, марка, характеристики и т.д.).
В общем случае: если он работает в закрытом помещении (на закрытой территории), то это спец.техника. Если его эксплуатация предполагает перевозку грузов с выездом на дорогу общего пользования — его можно признать транспортным средством.
Вот пример нереального кретинизма категории М (в отношении электротранспорта) нет разъяснения о количестве двигателей а их на 2 колесный «велосипед» можно повесить 3. А по мощности отдельный вопрос каким образом будет происходить проверка (допустим мотор колеса до 4 кв) документов нет и быть не может регистрация от 4 кв, будут скручивать крышку и подсчитывать обмотку ? посмотрел бы с удовольствием.